Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИНКВИЗИ́ЦИЯ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 382

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. В. Казбекова

ИНКВИЗИ́ЦИЯ (от лат. inquisitio – рас­сле­до­ва­ние, след­ст­вие), в 13–19 вв. в прак­ти­ке ка­то­лич. церк­ви сис­те­ма су­деб­но­го пре­сле­до­ва­ния тяж­ких пре­сту­п­ле­ний про­тив ве­ры, в пер­вую оче­редь ере­си и ве­дов­ст­ва (см. так­же Ве­дов­ские про­цес­сы).

Пред­по­сыл­кой по­яв­ле­ния И. ста­ло ак­тив­ное рас­про­стра­не­ние ма­ни­хей­ских ере­сей в Зап. Ев­ро­пе в 10–12 вв. В ос­но­ве И. ле­жит су­деб­ный ин­кви­зи­ци­он­ный про­цесс, вос­при­ня­тый ка­но­ни­че­ским пра­вом на ру­бе­же 12–13 вв. В пе­ри­од Аль­би­гой­ских войн ин­кви­зи­ци­он­ный про­цесс на­чал при­ме­нять­ся для пре­сле­до­ва­ния ере­ти­ков пап­ски­ми де­ле­ги­ро­ван­ны­ми судь­я­ми, ко­то­рые на­зна­ча­лись в по­мощь ме­ст­ным цер­ков­ным вла­стям. Во 2-й четв. 13–14 вв. в цер­ков­ном и свет­ском пра­ве бы­ла соз­да­на за­ко­но­дат. ба­за для пре­сле­до­ва­ния ере­си и сфор­ми­ро­ва­на су­деб­ная сис­те­ма пре­сле­до­ва­ния ере­ти­ков. Ересь, а в 14 в. и ве­дов­ст­во бы­ли при­рав­не­ны к гос. из­ме­не. Су­дьи-ин­кви­зи­то­ры (ими бы­ли пре­им. до­ми­ни­кан­цы и фран­ци­скан­цы) на­зна­ча­лись па­пой Рим­ским в цер­ков­ные про­вин­ции и не под­чи­ня­лись в сво­ей дея­тель­но­сти ме­ст­ным цер­ков­ным и свет­ским вла­стям, но долж­ны бы­ли со­труд­ни­чать с ни­ми. Де­ла о ере­си и др. тяж­ких пре­сту­п­ле­ни­ях про­тив ве­ры и Церк­ви пе­ре­шли из епи­скоп­ских су­дов в их ве­де­ние.

Прак­ти­ка И. под­роб­но опи­са­на в трак­та­тах ин­кви­зи­то­ров клас­сич. и позд­не­го Сред­не­ве­ко­вья: Бер­на­ра Ги (1314–16), Ни­ко­лая Эй­ме­ри­ка (1376) и др. Доз­на­ние на­чи­на­лось на ос­но­ве слу­хов или до­но­са, час­то но­си­ло тай­ный ха­рак­тер. Це­лью бы­ло рас­кая­ние об­ви­няе­мо­го и спа­се­ние его ду­ши, т. е. при­зна­ние им сво­их пре­сту­п­ле­ний, для по­лу­че­ния при­зна­ния ис­поль­зо­ва­лись пыт­ки, воз­мож­но­сти за­щи­ты для об­ви­няе­мо­го бы­ли очень ог­ра­ни­чен­ны. По­сле вы­не­се­ния при­го­во­ра под­су­ди­мый пе­ре­да­вал­ся свет­ским вла­стям и под­вер­гал­ся на­ка­за­нию в со­от­вет­ст­вии со свет­ски­ми за­ко­на­ми стра­ны про­жи­ва­ния (со­жже­ние, по­ве­ше­ние, чет­вер­то­ва­ние, по­жиз­нен­ное за­клю­че­ние и др.), его иму­ще­ст­во кон­фи­ско­вы­ва­лось. Каз­ни ере­ти­ков и об­ви­нён­ных в ве­дов­ст­ве но­си­ли пуб­лич­ный ха­рак­тер, час­то со­про­во­ж­да­лись пыш­ны­ми це­ре­мо­ния­ми (см. Ау­то­да­фе). Рас­цвет дея­тель­но­сти И. в Зап. Ев­ро­пе при­хо­дит­ся на 13–16 вв.; осо­бен­ное раз­ви­тие этот ин­сти­тут при­об­рёл на Пи­ре­ней­ском п-ове в кон. 15–18 вв. (окон­ча­тель­но уп­разд­нён лишь в 1834), где стал ин­ст­ру­мен­том гос. по­ли­ти­ки. Про­тес­тант­ски­ми по­ле­ми­ста­ми позд­не­го Сред­не­ве­ко­вья был соз­дан не­га­тив­ный об­раз И., ши­ро­ко рас­про­стра­нив­ший­ся в ис­то­рио­гра­фии, об­ществ. соз­на­нии и в ху­дож. лит-ре; вы­ра­же­ние «ис­пан­ская И.» ста­ло на­ри­ца­тель­ным.

В пе­ри­од Контр­ре­фор­ма­ции при Рим. ку­рии бы­ла уч­ре­ж­де­на Рим­ская И. – «Свя­тая кон­гре­га­ция» (или «Свя­той три­бу­нал»), рег­ла­мен­ти­ро­вав­шая дея­тель­ность И. ка­то­лической церк­ви (в 1542–1908 – Sacra Congregatio Romanae et uni­ver­sa­lis Inquisitionis seu sancti officii). За­ме­нив­шая её Кон­гре­га­ция свя­то­го оф­фи­ция (Свя­щен­ная кан­це­ля­рия) в 1965 бы­ла пре­об­ра­зо­ва­на в Кон­гре­га­цию ве­ро­уче­ния. В 2000 па­па Рим­ский Ио­анн Па­вел II (1978–2005) и пре­фект Кон­гре­га­ции ве­ро­уче­ния при­нес­ли по­кая­ние за гре­хи, со­вер­шён­ные во вре­мя дея­тель­но­сти И. в сред­ние ве­ка и в Но­вое вре­мя.

Лит.: Ли Г. Ч. Ис­то­рия ин­кви­зи­ции в сред­ние ве­ка. СПб., 1911–1912. Т. 1–2. Смо­ленск, 2001; Ло­зин­ский С. Г. Ис­то­рия ин­кви­зи­ции в Ис­па­нии. СПб., 1914; Trusen W. Vom In­qui­si­tionsver­fahren zum Ketzer-und Hexen­pro­zeß // Staat, Kirche, Wissenschaft in einer plu­ralistischen Gesell­schaft: Festschrift zum 65. Geburtstag von P. Mikat / Hrsg. von D. Schwab u. a. B., 1989; Фок­чинь­ский И. Ин­кви­зи­ция // Ка­то­ли­че­ская эн­цик­ло­пе­дия. М., 2005. Т. 2 (библ.).

Вернуться к началу