Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИЕЗЕКИИ́ЛЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 706-707

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Бабкина; И. Л. Бусева-Давыдова (иконография)

ИЕЗЕКИИ́ЛЬ (евр. יחזקאל), один из че­ты­рёх вет­хо­за­вет­ных ве­ли­ких про­ро­ков, один из ду­хов­ных во­ж­дей Из­раи­ля в рас­сея­нии пле­не­ния ва­ви­лон­ско­го. Про­ро­че­ст­ва И. со­дер­жат­ся в вет­хо­за­вет­ной Кни­ге про­ро­ка Ие­зе­кии­ля. Ро­дил­ся в Иу­дее в кон. 7 в. до н. э.; про­ис­хо­дил из свя­щен­ни­че­ско­го ро­да. В 597 до н. э., по­сле за­хва­та Ие­ру­са­ли­ма ва­ви­лон­ски­ми вой­ска­ми, был уве­дён в Ва­ви­ло­нию вме­сте с др. пред­ста­ви­те­ля­ми иу­дей­ской зна­ти и ца­рём Ие­хо­ни­ей. Был же­нат, од­на­ко же­на И. умер­ла во вре­мя ва­ви­лон­ской оса­ды Ие­ру­са­ли­ма. Со­глас­но тра­ди­ции, по­гре­бён в Ва­ви­ло­нии.

Со­дер­жа­щие­ся в Кни­ге про­ро­ка Иезе­кии­ля про­ро­че­ст­ва от­но­сят­ся к пе­рио­ду ме­ж­ду 593 и 571 до н. э. Те­ма­ти­че­ски про­ро­че­ст­ва под­раз­де­ля­ют­ся на 2 осн. час­ти: про­ро­че­ст­ва о на­ка­за­нии Из­раи­ля за на­ру­ше­ние За­ве­та (гл. 1–24) и про­ро­че­ст­ва о его бу­ду­щем вос­ста­нов­ле­нии (гл. 25–48). Пер­вые 8 глав 2-й час­ти со­дер­жат про­ро­че­ст­ва о на­ка­за­нии Бо­гом Из­раи­ле­вым на­ро­дов, вра­ж­деб­ных Из­раи­лю (гл. 25–32). Гл. при­чи­ной раз­ру­ше­ния Ие­ру­са­ли­ма и рас­сея­ния Из­раи­ля И. на­зы­ва­ет не­вер­ность на­ро­да сво­ему Бо­гу: Из­ра­иль до­пус­тил в своё серд­це идо­лов (Иез. 14:3), по­сту­пив ху­же языч­ни­ков, ко­то­рые не за­клю­ча­ли За­ве­та и по­то­му не на­ру­ша­ют его сво­им идо­ло­по­клон­ст­вом (Иез. 5:6). Суд над Из­раи­лем бу­дет со­вер­шён по­сред­ст­вом тех на­ро­дов, бо­гам ко­то­рых он по­кло­ня­ет­ся (Иез. 16:37–41). Го­во­ря об уте­ше­нии и про­ще­нии, И. под­чёр­ки­ва­ет спра­вед­ли­вую вер­ность Бо­га из­бран­но­му на­ро­ду (Иез. 18:20–32), Его ми­ло­сер­дие и со­стра­да­ние к не­му. Рас­кая­ние на­ро­да и вос­ста­нов­ле­ние рас­се­ян­но­го Из­раи­ля для И. обою­до­за­ви­си­мы, од­на­ко, со­глас­но И., по­сколь­ку Из­ра­иль слиш­ком да­лёк от рас­кая­ния (Иез. 20:31–32), лю­бовь Бо­га и вос­ста­нов­ле­ние по во­ле Его ста­нет при­чи­ной рас­кая­ния: не сам Из­ра­иль со­де­ла­ет се­бе но­вое серд­це рас­кая­ни­ем, но Бог Из­раи­лев возь­мёт «серд­це ка­мен­ное» Из­раи­ля и за­ме­нит его «серд­цем плóтяным», вве­дя в узы За­ве­та (Иез. 11:19–20, 20:34–37).

Про­ро­че­ст­ва И. сто­ят у ис­то­ков вет­хо­за­вет­ной и в це­лом иу­дей­ской и хри­с­ти­ан­ской (ср. От­кро­ве­ние ап. Ио­ан­на Бо­го­сло­ва) мис­тич. тра­ди­ций. Кни­га про­ро­ка Ие­зе­кии­ля со­дер­жит од­но из древ­ней­ших ви­зио­нер­ских опи­са­ний бо­же­ст­вен­ной ко­лес­ни­цы и яв­ле­ния Сла­вы Гос­под­ней (Иез. 1:4–28, 10:1–22), а так­же но­во­го Ие­ру­са­ли­ма и иде­аль­но­го Хра­ма, в ко­то­ром со­вер­ша­ет­ся иде­аль­ное слу­же­ние Бо­жие (гл. 40 и да­лее). Там же при­во­дит­ся наи­бо­лее древ­нее де­таль­ное опи­са­ние об­ла­че­ния во плоть – вос­ста­нов­ле­ния до­ма Из­раи­ле­ва – как про­об­ра­за Вос­кре­се­ния (Иез. 37:1–14).

Иконография

Иезекииль. Фрагмент фресковой росписи потолка Сикстинской капеллы в Ватикане. Художник Микеланджело. 1508–12.
Иезекииль. Статуя на фасаде собора Сан-Доннино в Фиденце. Скульптор Бенедетто Антелами. Ок. 1180–90.

И. изо­бра­жа­ли в об­ли­ке стар­ца, в ту­ни­ке и пал­лиу­ме, в со­ста­ве вет­хо­за­вет­ных цик­лов (к наи­бо­лее ран­ним от­но­сят­ся рос­пи­си си­на­го­ги в Ду­ра-Ев­ро­пос, 245–256). На рим. сар­ко­фа­ге 2-й пол. 4 в. И. по­ка­зан юным, без­бо­ро­дым. Ат­ри­бу­ты И. – сви­ток и за­тво­рён­ные вра­та, со­глас­но сло­вам его про­ро­че­ст­ва о Де­ве Ма­рии. Изо­бра­же­ния И. при­сут­ст­ву­ют в ср.-век. книж­ной ми­ниа­тю­ре (Биб­лия Ро­да, сер. 11 в., Нац. б-ка, Па­риж; ис­то­ри­зо­ван­ная Биб­лия из му­зея Мер­ман­но-Вест­ре­ниа­нум, Гаа­га, 1372), вклю­ча­ют­ся в про­ро­че­ские цик­лы: скульп­тур­ные (ста­туя Б. Ан­те­ла­ми, ок. 1180–90, со­бор Сан-Дон­ни­но, Фи­ден­ца), жи­во­пис­ные («По­лип­тих Св. Ека­те­ри­ны» С. Мар­ти­ни, 1319, Нац. му­зей Сан-Мат­тео, Пи­за; рос­пись по­тол­ка Сик­с­тин­ской ка­пел­лы Ми­ке­ланд­же­ло, 1508–1512). В вос­точ­но­хри­сти­ан­ском иск-ве И. в чис­ле др. про­ро­ков изо­бра­жа­ет­ся ме­ж­ду окон ба­ра­ба­на ку­по­ла, в про­ро­че­ском ря­ду рус. вы­со­ко­го ико­но­ста­са. В ви­зант. и др.-рус. иск-ве И. сре­ди др. про­ро­ков пред­сто­ит Бо­го­ма­те­ри (ико­на «Бо­го­ма­терь Ки­кио­тис­са с про­ро­ка­ми», 11–12 вв., мон. Св. Ека­те­ри­ны на Си­най­ском п-ове); позд­нее ана­ло­гич­ная ком­по­зи­ция по­лу­чи­ла назв. «По­хва­ла Бо­гома­те­ри». Он при­сут­ст­ву­ет на ико­нах «Бо­го­ма­терь Го­ра Не­ру­ко­сеч­ная», «Бо­го­ма­терь Не­опа­ли­мая Ку­пи­на».

Осо­бые ико­но­гра­фич. ти­пы воз­ник­ли на ос­но­ве двух ви­де­ний И. (Иез. 1:4–28, 37). В сред­ние ве­ка ши­ро­ко рас­про­ст­ра­ня­ет­ся сю­жет «Majestas Domini», изо­б­ра­жаю­щий Хри­ста в ман­дор­ле, под­дер­жи­вае­мой 4 апо­ка­лип­тич. жи­вот­ны­ми: ми­ниа­тю­ры Еван­ге­лия Рав­ву­лы (586), Биб­лии Сан-Пао­ло-фуо­ри-ле-Му­ра (ок. 870), мо­заи­ка ц. Оси­ос-Да­вид, Фес­са­ло­ни­ки (сер. 5 в.). В ро­ман­ском иск-ве он по­ме­щал­ся в ви­де фре­ски в кон­хах ап­сид (ц. Сан­та-Ма­рия-де-Та­уль, Ис­па­ния, нач. 12 в.) или в ви­де рель­е­фов на тим­па­нах цер­ков­ных пор­та­лов (мо­на­сты­ри Сен-Жиль-дю-Гар близ Ар­ля, 12 в.; Сен-Тро­фим в Ар­ле, ок. 1180–1200), пе­ре­шёл в го­тич. иск-во («Ко­ро­лев­ский пор­тал» со­бо­ра Нотр-Дам в Шар­тре, 1145–55). На ико­нах ви­зант. кру­га как са­мо­сто­ят. сю­жет встре­ча­ет­ся ред­ко (дву­сто­рон­няя ико­на «Ви­де­ние про­ро­кам Ие­зе­кии­лю и Ав­ва­ку­му» из мон. Ио­ан­на Бо­го­сло­ва в По­га­но­ве, Бол­га­рия, ок. 1395, фи­ли­ал ста­ро­бол­гар­ско­го иск-ва при Нац. ху­дож. му­зее, Со­фия). В жи­во­пи­си Ре­нес­сан­са «Ви­де­ние Ие­зе­кии­ля» встре­ча­ет­ся в ви­де ис­клю­че­ния (ал­тар­ный об­раз Ра­фа­эля, ок. 1515–18, Па­лац­цо Пит­ти, Фло­рен­ция). В рос­пи­си Ар­ма­дио-де­льи-ард­жен­ти (шкаф­чи­ке для хра­не­ния цер­ков­но­го се­реб­ра, ок. 1450, му­зей Сан-Мар­ко, Фло­рен­ция) Фра Анд­же­ли­ко ви­де­ние И. пред­став­ле­но в ви­де мис­тич. ко­ле­са, с фи­гур­ка­ми И. и па­пы Гри­го­рия Ве­ли­ко­го под ним.

В са­мо­сто­ят. сю­жет вы­де­ли­лось и «Ви­де­ние Ие­зе­кии­лем по­ля кос­тей» (ми­ниа­тю­ры «Сло­ва Гри­го­рия На­зи­ан­зи­на», 879–882, Нац. б-ка, Па­риж), он во­шёл со­став­ной ча­стью в сце­ны «Страш­но­го су­да» (рос­пи­си Л. Синь­о­рел­ли в со­бо­ре Ор­ви­е­то, ок. 1499–1505; Ми­ке­ланд­же­ло в Сик­стин­ской ка­пел­ле, 1536–41; Я. Тин­то­рет­то в Скуо­ла-Гран­де-ди-Сан-Рок­ко, Ве­не­ция, ок. 1577–87). Мас­те­ров 20 в. сно­ва ста­ло при­вле­кать «Ви­де­ние Ие­зе­кии­ля» (М. А. Вру­бель, 1906, ГРМ; Д. Бом­берг, 1912, га­ле­рея Тейт, Лон­дон; Дж. Эп­стин, 1930, Ху­дож. га­ле­рея, Ок­ленд).

Лит.: Neuss W. Das Buch Ezechiel in Theo­lo­gie und Kunst bis zum Ende des 12. Jahr­hun­derts. Münster, 1912.

Вернуться к началу