Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЗНА́МЕНСКИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 517-518

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Платонов

ЗНА́МЕНСКИЙ Пётр Ва­силь­е­вич [27.3 (8.4).1836, Ниж­ний Нов­го­род – 2(15).5.1917, Ка­зань], ис­то­рик рус. Церк­ви, чл.-корр. Пе­терб. АН (1892).

Из се­мьи свя­щен­но­слу­жи­те­ля. Окон­чил Ни­же­го­род­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию (1856), Ка­зан­скую ду­хов­ную ака­де­мию (1860). Пре­по­да­вал в Са­мар­ской се­ми­на­рии (1860–61), Ка­зан­ской ду­хов­ной ака­де­мии (1861–97); ор­ди­нар­ный проф. ка­фед­ры цер­ков­ной ис­то­рии (с 1868). Ма­гистр бо­го­сло­вия (1860), д-р цер­ков­ной ис­то­рии (1873), д-р ис­то­рии hono­ris causa Моск. ун-та (1892). Пред­се­да­тель ко­мис­сии по со­став­ле­нию «Опи­са­ния ру­ко­пи­сей Со­ло­вец­ко­го мо­на­сты­ря, на­хо­дя­щих­ся в биб­лио­те­ке Ка­зан­ской ду­хов­ной ака­де­мии». Ре­дак­тор ж. «Пра­во­слав­ный со­бе­сед­ник». Поч. чл. С.-Пе­тер­бург­ской, Мо­с­ков­ской, Ки­ев­ской ду­хов­ных ака­де­мий, д. чл. Об-ва ис­то­рии и древ­но­стей рос­сий­ских, Ис­то­рич. об-ва Не­сто­ра-ле­то­пис­ца.

Поч­ти все ис­сле­до­ва­ния З. по­свя­ще­ны си­но­даль­но­му пе­рио­ду в ис­то­рии рус. Церк­ви. В «Ру­ко­во­дстве к рус­ской цер­ков­ной ис­то­рии» (1870, пе­ре­изд. – 2005) он об­ра­ща­ет­ся к изу­че­нию ре­ли­ги­оз­ной жиз­ни все­го об­ще­ст­ва, ис­сле­дуя ход хри­сти­ан­ско­го про­све­ще­ния кре­сть­ян­ст­ва и при­ход­скую жизнь. Про­бле­ма­ти­ке при­ход­ско­го ду­хо­вен­ст­ва по­свя­ще­ны работа «Приходское духовенство на Руси XVI и XVII вв.» (1865) и док­тор­ская дис. З. «При­ход­ское ду­хо­вен­ст­во в Рос­сии со вре­ме­ни ре­фор­мы Пет­ра» (1873, пе­ре­изд. – 2003). Ис­сле­до­ва­ние бы­ло одоб­ре­но митр. Мо­с­ков­ским Ма­ка­ри­ем (Бул­га­ко­вым). В ис­сле­до­ва­нии «Ду­хов­ные шко­лы в Рос­сии до ре­фор­мы 1808 г.» (1881, пе­ре­изд. – 2001) З. впер­вые ос­ве­тил ис­то­рию рус. ду­хов­ной шко­лы в 18 в. Соч. «Ис­то­рия Ка­зан­ской ду­хов­ной ака­де­мии за пер­вый пе­ри­од её су­ще­ст­во­ва­ния (1842–1870 гг.)» (вып. 1–3, 1891–92) ос­но­ва­но как на ар­хив­ных дан­ных, так и на лич­ных вос­по­ми­на­ни­ях ав­то­ра и уст­ных рас­ска­зах пре­по­да­ва­те­лей и сту­ден­тов ака­де­мии, сре­ди ко­то­рых вы­де­ля­ют­ся со­об­ще­ния Н. И. Иль­мин­ско­го. В сво­их цер­ков­но-пуб­ли­ци­стических ра­бо­тах, а так­же бу­ду­чи ре­дак­то­ром «Пра­во­слав­но­го со­бесед­ни­ка», З. вы­сту­пал в под­держ­ку диа­ло­га Церк­ви с со­вре­мен­ным ему се­ку­ля­ри­зи­рую­щим­ся об­ще­ст­вом и про­тив край­не­го кон­сер­ва­тиз­ма, за­щи­щал идеи ар­хим. Фео­до­ра (А. М. Бу­харе­ва) о во­цер­ков­ле­нии жиз­ни от не­спра­вед­ли­вой кри­ти­ки В. И. Ас­ко­чен­ско­го. В кон­це жиз­ни З. пе­ре­дал своё иму­ще­ст­во Ка­зан­ской ду­хов­ной ака­де­мии (пре­ж­де все­го на сти­пен­дии сту­ден­там); ока­зы­вал под­держ­ку мис­сио­нер­ско­му дви­же­нию сре­ди ино­слав­ных ко­рен­ных на­ро­дов.

Лит.: Хар­лам­по­вич К.  Ис­то­рик-ху­дож­ник. Ка­зань, 1920; Со­ловь­ев И.  Проф. П. В. Зна­мен­ский как ис­то­рик рус­ской церк­ви // Зна­мен­ский П. В. Ис­то­рия рус­ской церк­ви. 9-е изд. М., 2000; Рус­ские пи­са­те­ли-бо­го­сло­вы. 3-е изд. М., 2001. С. 58–61.

Вернуться к началу