Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДЭВАДА́СИ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 468

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. М. Дубянский

ДЭВАДА́СИ (санскр. devada̅sī – ра­бы­ня бо­же­ст­ва), в ин­дуи­ст­ских хра­мах ис­кус­ная в тан­це, пе­нии, му­зы­ке слу­жи­тель­ни­ца куль­та, об­слу­жи­вав­шая празд­нич­ные и по­все­днев­ные хра­мо­вые ри­туа­лы.

Счи­та­лись жёна­ми бо­же­ст­ва, на­де­лён­ны­ми чис­то­той и бла­го­да­тью, хо­тя мн. Д. всту­па­ли в связь с людь­ми – брах­ма­на­ми, ца­ря­ми, бо­га­ты­ми при­хо­жа­на­ми и па­лом­ни­ка­ми. В свя­зи с этим ре­лиг. ри­ту­аль­ная дея­тель­ность Д. не­ред­ко де­гра­ди­ро­ва­ла до уров­ня хра­мо­вой про­сти­ту­ции и по­то­му ста­ла объ­ек­том постоян­ных го­не­ний со сто­ро­ны му­сульм. и ев­роп. пра­ви­те­лей Ин­дии. Хо­тя Д. из­вест­ны с древ­но­сти, фор­ми­ро­ва­ние ин­сти­ту­та Д. свя­за­но с раз­ви­ти­ем круп­но­го хра­мо­во­го строи­тель­ст­ва в эпо­ху Сред­не­ве­ко­вья, осо­бен­но на юге Ин­дии (эпо­ха ди­на­стий Пал­ла­вов и Чо­лов) и в Орис­се. Д., ви­ди­мо, объ­е­ди­ни­ли в се­бе функ­ции го­род­ских ге­тер, га­рем­ных дев и жриц ме­ст­ных пле­мен­ных куль­тов (ви­ра­ли, ма­тан­ги). По­сколь­ку осн. за­да­чей Д. бы­ло раз­вле­че­ние бо­гов, ца­рей, при­двор­ных, брах­ма­нов, они ока­за­лись соз­да­тель­ни­ца­ми и хра­ни­тель­ни­ца­ми не­пре­взой­дён­ных об­раз­цов инд. му­зы­каль­но-тан­це­валь­но­го иск-ва, в т. ч. клас­сич. сти­лей «бха­ра­та-нать­ям», «одис­си». Про­фес­сия Д. – на­след­ст­вен­ная, но их ря­ды по­пол­ня­лись и из­вне, за счёт де­во­чек, по­свя­щае­мых или да­ри­мых семь­я­ми хра­мам и бо­гам. В не­ко­то­рых рай­онах Ин­дии Д. су­ще­ст­ву­ют и по­ны­не, хо­тя их ин­сти­тут фор­маль­но ис­ко­ре­нён се­ри­ей пра­ви­тельств. за­ко­но­дат. ак­тов (по­след­ний от­но­сит­ся к 1947).

Вернуться к началу