Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДОНСКА́Я ИКО́НА БО́ЖИЕЙ МА́ТЕРИ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 271

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. А. Щенникова

ДОНСКА́Я ИКО́НА БО́ЖИЕЙ МА́ТЕРИ, пра­во­слав­ная свя­ты­ня, од­на из не­мно­гих чу­до­твор­ных икон, со­хра­нив­ших­ся в ори­ги­на­ле, вы­даю­щее­ся про­из­ве­де­ние др.-рус. жи­во­пи­си 14 в.

Донская икона Божией Матери. Феофан Грек (?). 1380–90-е гг. Третьяковская галерея (Москва).

Ико­на дву­сто­рон­няя: на ли­це­вой сто­ро­не – об­раз Бо­го­ма­те­ри с Мла­ден­цем, си­дя­щим на её пра­вой ру­ке, на обо­ро­те – Ус­пе­ние Бо­го­ма­те­ри; хра­нит­ся в фон­дах ГТГ. Дон­ская ико­на при­над­ле­жит к од­но­му из ва­ри­ан­тов ико­но­гра­фич. ти­па «Уми­ле­ние», близ­ко­му к Вла­ди­мир­ской ико­не Бо­жи­ей Ма­те­ри. От­ли­чи­тель­ная ико­но­гра­фич. осо­бен­ность Дон­ской ико­ны – со­гну­тые в ко­ле­нях об­на­жён­ные нож­ки Мла­ден­ца, по­став­лен­ные на за­пя­стье ру­ки Бо­го­ма­те­ри. Ико­на бы­ла соз­да­на для Ус­пен­ско­го со­бо­ра г. Ко­лом­на в 1380–90-е гг. Боль­шин­ст­во ис­сле­до­ва­те­лей свя­зы­ва­ют её с твор­че­ст­вом мас­те­ра, на­пи­сав­ше­го ико­ны де­исус­но­го чи­на в Бла­го­ве­щен­ском со­бо­ре Мо­с­ков­ско­го Крем­ля, ко­то­ро­го ото­жде­ст­в­ля­ют с Фео­фа­ном Гре­ком.

Бла­го­да­ря вы­со­ким ху­дож. дос­то­ин­ст­вам ико­на ста­ла из­вест­ной вско­ре по­сле её соз­да­ния, о чём сви­де­тель­ст­ву­ют ран­ние умень­шен­ные спи­ски (хра­нят­ся в фон­дах ГТГ). Пер­вое упо­ми­на­ние об ико­не, име­нуе­мой «Дон­ская», встре­ча­ет­ся в ле­то­пи­сях 2-й пол. 16 в. Её про­слав­ле­ние бы­ло свя­за­но с во­ен. по­хо­да­ми Ива­на IV Ва­силь­е­ви­ча и с вос­по­ми­на­ния­ми о по­бе­де над «ага­ря­на­ми» на До­ну в 1380: в цар­ст­во­ва­ние Ива­на IV вел. кн. мо­с­ков­ский Дмит­рий Ива­но­вич по­лу­чил по­чёт­ное про­зви­ще Дон­ской; ос­но­ван­ная им на­ка­ну­не Ку­ли­ков­ской бит­вы 1380 ц. Ус­пе­ния в г. Ко­лом­на так­же ста­ла име­но­вать­ся Дон­ской. Этот эпи­тет был пе­ре­не­сён и на хра­нив­шую­ся там ико­ну Бо­го­ма­те­ри. По­сле по­бе­до­нос­но­го Ка­зан­ско­го по­хо­да 1552 Иван IV по­мес­тил про­сла­вив­шую­ся Дон­скую ико­ну в при­двор­ный Бла­го­ве­щен­ский со­бор в Крем­ле (пре­бы­ва­ла в со­бо­ре до 1919, за­тем пе­ре­да­на в Ис­то­рич. му­зей, в 1930 – в ГТГ). В 1591 по мо­лит­ве ца­ря Фё­до­ра Ива­но­ви­ча пе­ред Дон­ской ико­ной Мо­ск­ва бы­ла спа­се­на от на­ше­ст­вия ха­на Га­зи-Ги­рея I. В па­мять об этом со­бы­тии ос­но­ван Дон­ской мо­на­стырь, для ко­то­ро­го был вы­пол­нен точ­ный спи­сок с чу­до­твор­ной ико­ны. В по­хваль­ных Сло­вах и Ска­за­ни­ях об ико­не от­ра­зи­лись как ре­аль­ные фак­ты её ис­то­рии 16 в., так и со­чи­нён­ные в 17 в. ле­ген­ды: напр., об уча­стии Дон­ской ико­ны в бит­ве на До­ну, во вре­мя ко­то­рой ико­ну буд­то бы по­да­ри­ли кн. Ди­мит­рию Ива­но­ви­чу «дон­ские ка­за­ки». Еже­год­ное празд­но­ва­ние в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри Дон­ской с кре­ст­ным хо­дом в Дон­ской мон., со­вер­шае­мое 19 авг. (1 сент. по н. ст.), ус­та­нов­ле­но в сер. 17 в. По сло­жив­шей­ся c 1995 тра­ди­ции в день празд­но­ва­ния ико­на пе­ре­но­сит­ся из ГТГ в Дон­ской мо­на­стырь.

Лит.: Лиф­шиц Л. И. Ико­на «Дон­ской Бо­го­ма­те­ри» // Древ­не­рус­ское ис­кус­ст­во. Ху­до­же­ст­вен­ная куль­ту­ра Мо­ск­вы и при­ле­жа­щих к ней кня­жеств XIV–XVI вв. М., 1970; Ко­чет­ков И. А. Яв­ля­ет­ся ли ико­на «Бо­го­ма­терь Дон­ская» па­мят­ни­ком Ку­ли­ков­ской бит­вы? // Древ­не­рус­ское ис­кус­ст­во. Ис­кус­ст­во и куль­ту­ра кон­ца XIV – пер­вой тре­ти XV вв. М., 1984; Щен­ни­ко­ва Л. А. Ис­то­рия ико­ны «Бо­го­ма­терь Дон­ская» по дан­ным пись­мен­ных ис­точ­ни­ков XV–XVII вв. // Со­вет­ское ис­кус­ство­зна­ние’82. М., 1984. Вып. 2; она же. Свя­тые ико­ны при­двор­ной церк­ви Бла­го­ве­ще­ния в XV – пер­вой чет­вер­ти XVIII в. // Цар­ский храм: Свя­ты­ни Бла­го­ве­щен­ско­го со­бо­ра в Крем­ле. М., 2003.

Вернуться к началу