Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГУХЬЯСАМА́ДЖА ТА́НТРА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 193

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Терентьев

ГУХЬЯСАМА́ДЖА ТА́НТРА (санскр. gu­hya­sama̅jatantra; guhya sama̅ja, букв. – тай­ное со­об­ще­ст­во), од­на из наи­бо­лее ран­них тантр буд­диз­ма вад­жрая­ны, из­вест­ная при­бли­зи­тель­но с 4 в. н. э.

Со­глас­но тра­ди­ции, эту тан­тру Буд­да Шакь­я­му­ни по­ве­дал рад­же Ин­д­раб­ху­ти, по­же­лав­ше­му обу­чить­ся та­ко­му ме­то­ду дос­ти­же­ния про­бу­ж­де­ния, прак­ти­ка ко­то­ро­го не тре­бо­ва­ла бы от­ка­за от бо­гат­ст­ва, жён, вла­сти. В на­стоя­щее вре­мя хра­ни­те­лем не­пре­рыв­ной ли­нии пе­ре­да­чи это­го уче­ния яв­ля­ет­ся Да­лай-ла­ма XIV. Г. т. ти­ту­лу­ет­ся как «ко­рень всех тантр» и по ти­бет. клас­си­фи­ка­ции от­но­сит­ся к тан­трам выс­шей йо­ги, яв­ля­ясь глав­ной из «от­цов­ских» тантр, де­лаю­щих в прак­ти­ках (на их за­вер­шающей ста­дии) уда­ре­ние на ас­пект ме­то­да, – т. н. ил­лю­зор­ное те­ло, в от­ли­чие от «ма­те­рин­ских» тантр, осо­бо про­ра­ба­ты­ваю­щих ас­пект муд­ро­сти, – т. н. яс­ный свет. Г. т. прак­ти­ку­ет­ся во всех ти­бет. буд­дий­ских шко­лах. Клас­сич. ком­мен­та­рий на Г. т. – «Пять сту­пе­ней» («Пан­ча­кра­ма»), на­пи­сан­ный тан­три­ком На­гард­жу­ной, яв­ля­ет­ся ос­но­вой изу­че­ния вад­жрая­ны в ти­бет. мо­на­сты­рях. По­сле­дую­щая ком­мен­та­тор­ская лит-ра, по­свя­щён­ная тео­рии и прак­ти­ке Г. т., на­счи­ты­ва­ет сот­ни то­мов.

Прак­ти­ка Г. т. де­лит­ся на две ста­дии – по­ро­ж­де­ния (в ко­то­рой йог ви­зуа­ли­зи­ру­ет ман­да­лу Г. т.) и за­вер­ше­ния, раз­де­ляе­мую на пять сту­пе­ней по­сле­до­ва­тель­но уг­луб­ляю­щей­ся ме­ди­та­ции (от­стра­не­ние те­ла и ре­чи, от­стра­не­ние ума, об­ре­те­ние ил­лю­зор­но­го те­ла, об­ре­те­ние яс­но­го све­та и со­еди­не­ние ил­лю­зор­но­го те­ла и яс­но­го све­та – со­стоя­ние буд­ды). Сек­су­аль­ный сим­во­лизм тек­стов и ико­но­гра­фия та­ких тантр, как Г. т., на­прав­ле­ны на пре­одо­ле­ние сте­рео­ти­пов дуа­ли­стич. воз­зре­ния. В трёх­сту­пен­ча­той ие­рар­хии ста­дий ду­хов­но­го раз­ви­тия прак­ти­кую­ще­го это оз­на­ча­ет со­еди­не­ние тон­ких энер­гий («вет­ров») и соз­на­ния (уро­вень ос­но­вы), ме­то­да и муд­ро­сти (уро­вень пу­ти), ил­лю­зор­но­го те­ла и яс­но­го све­та (уро­вень пло­да).

Лит.: Wayman A. Yoga of the Guhyasa­ma̅ja­tan­tra. Delhi, 1977; Yangchen Gawai Lodoe. Path and grounds of Guhyasamaja according to Arya Nagarjuna. Dharamsala, 2004.

Вернуться к началу