ВЛАДИ́МИРСКАЯ ИКО́НА БО́ЖИЕЙ МА́ТЕРИ
-
Рубрика: Религиоведение
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВЛАДИ́МИРСКАЯ ИКО́НА БО́ЖИЕЙ МА́ТЕРИ, христианская святыня, самая ранняя из известных сохранившихся на Руси чудотворных икон.
Согласно сказанию 2-й пол. 15 в., написана св. евангелистом Лукой; художественно-стилистич. особенности и историч. данные свидетельствуют о создании иконы в 1-й трети 12 в. Вероятно, в 1130 икона была привезена митр. Михаилом, прибывшим из Константинополя в Киев, как дар киевскому кн. Мстиславу Изяславичу. Находилась в мон. Богородицы в Вышгороде (близ Киева), откуда кн. Андрей Боголюбский в 1155 перевёз её во Владимир и украсил драгоценным окладом. Вначале икона находилась в Боголюбове, а после сооружения владимирского Успенского собора (1158–60) стала главной иконой этого храма. В 1163–64 было создано Сказание о чудесах от иконы, где сообщалось о троекратном схождении образа с его места в храме в Вышгороде и перечислялись 10 случаев чудесных исцелений. В 1164 кн. Андрей Боголюбский взял образ в поход против волжских булгар; одержанная победа также была воспринята как чудо от иконы. В 1395 при нашествии войск Темир-Аксака (см. Тимур) икону перенесли в Москву, после чего Темир-Аксак удалился от Москвы. В 1-й трети 15 в., по повелению митр. Фотия, для иконы изготовили новый золотой оклад. В 1480 икону перенесли в кремлёвский Успенский собор в связи с нашествием хана Ахмеда, которое закончилось отступлением тат. войск. В это время была составлена служба Владимирской иконе. В сер. 16 в. была написана подробная «Повесть на сретение чудотворного образа Пречистыя Владычица нашея Богородица и Приснодевы Мариа…» с описанием наиболее значительных, имеющих в осн. церковно-политич. характер чудес, где утверждалось, что через свой образ Богоматерь оказывает особое покровительство рус. народу. Празднование Владимирской иконы – 26 авг. [(8 сент.), избавление от Темир-Аксака], 23 июня [(6 июля), бескровная победа над Ахмедом], 21 мая [(3 июня), избавление от нашествия Мухаммед-Гирея I в 1521].
Первоначально икона имела размер 78×55 см. Вероятно, при Андрее Боголюбском её поля были надставлены (до размера 104×69 см) для размещения массивного золотого оклада, сорванного татарами в 1237. Как предполагают, икона является списком с чтимого образа из храма при дворце визант. императоров во Влахернах в Константинополе. Иконографический тип «Богоматерь Ласкающая» с Младенцем, прильнувшим к Матери, в рус. традиции получил назв. «Богоматерь Умиление». На Владимирской иконе представлено попоясное изображение Богоматери с Младенцем на правой руке. Её глава склонена к Сыну, который, прильнув щекой к щеке Пресвятой Девы, обнимает Мать за шею. Правая рука Младенца простёрта, левая ножка повёрнута ступнёй к молящемуся. Эти обязательные иконографические черты Владимирской иконы повторяются на всех многочисл. списках с неё.
Икона неоднократно поновлялась, от живописи 12 в. сохранились в целости только лики. Правая рука Богоматери, волосы, шея и ножки Младенца, а также фон исполнены на рубеже 14–15 вв., остальные фрагменты изображения относятся в осн. к 1514. Удлинённый лик Богоматери с тонким, слегка изогнутым носом и большими миндалевидными глазами имеет скорбное выражение из-за сведённых к переносице бровей и едва заметно опущенных уголков уст. Взор Пресвятой Девы устремлён на молящегося, Младенец смотрит на Мать. Именно эти особенности позволили однозначно интерпретировать смысл образа: мотив взаимной любви Матери и Младенца тесно связан с темой грядущей жертвы, приносимой ради спасения человечества. Богоматерь не отвечает на ласку Сына, Она обращена к предстоящим перед иконой, ради которых Христос снизошёл в мир и примет страдания на кресте. Особую выразительность взгляду Богоматери придают специфические живописные приёмы, в частности письмо ликов по прокраске оливкового цвета – санкирю (от греч. «саркинос» – телесный). Поверх санкиря на светлых местах положена розоватая охра, плавно переходящая в более интенсивный красный цвет на щеках и верхних веках. В глазницах Богоматери санкирь оставлен открытым, с ним почти сливаются зеленовато-коричневые радужки, создавая впечатление особой глубины и проникновенности взгляда. Внутренние уголки глаз, уста, контур носа прописаны ярко-алой киноварью, которая контрастирует с зелёными тенями, напоминая о традициях античного иллюзионизма. Светлая охра на лике Младенца, с большим количеством белил, обеспечивает поразительный эффект светоносности. Виртуозная техника письма послужила созданию исключительного по совершенству образа, где высочайшая духовность и телесная красота находятся в неразрывном единстве.
Икона, реставрированная в 1918–19 Г. О. Чириковым под наблюдением И. Э. Грабаря и А. И. Анисимова, в 1926–30 находилась в Историческом музее, затем в Третьяковской галерее в Москве; с 1999 – в моск. церкви Свт. Николая в Толмачах (домовый храм Третьяковской галереи).