Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВИШНУИ́ЗМ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 419-420

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. М. Дубянский

ВИШНУИ́ЗМ (вайш­на­визм), од­но из глав­ных на­прав­ле­ний ин­ду­из­ма, в ко­то­ром вер­хов­ным бо­гом яв­ля­ет­ся Виш­ну, а ос­нов­ным пу­тём к не­му – путь бхак­ти. Ос­но­во­по­ла­гаю­щие тек­сты В. – «Бха­га­вад­ги­та», в ко­то­рой бхак­ти по­ни­ма­ет­ся как пре­дан­ность и са­мо­заб­вен­ное слу­же­ние бо­гу, и «Бха­га­ва­та-пу­ра­на», где бхак­ти пред­ста­ёт чув­ст­вен­ным вле­че­ни­ем, эмо­цио­наль­ной лю­бо­вью к не­му. Важ­ней­шим эта­пом ста­нов­ле­ния В. бы­ло сбли­же­ние и ото­жде­ст­в­ле­ние ве­дий­ско­го Виш­ну с ав­то­хтон­ным до­ве­дий­ским бо­же­ст­вом На­рая­ной, культ ко­то­ро­го вклю­чал в се­бя че­ло­ве­че­ские жерт­вы, ас­ке­зу и йо­гу. В цен­тре куль­та – длив­шее­ся в те­че­ние пя­ти но­чей жерт­во­при­но­ше­ние, в хо­де ко­то­ро­го На­рая­на вби­рал в се­бя весь мир, об­ре­тая ка­че­ст­во вез­де­сущ­но­сти. В ря­де тек­стов (напр., «Ша­та­пат­ха брах­ма­на», «Ма­ха­на­рая­на упа­ни­ша­да») На­рая­на ото­жде­ст­в­ля­ет­ся с кос­ми­че­ским пер­во­че­ло­ве­ком (пу­ру­шей), бо­гом-пра­ро­ди­те­лем Прад­жа­па­ти и при­зна­ёт­ся выс­шей сущ­но­стью Брах­ма­на, Ат­ма­ном, все­об­щим бо­гом. В эпо­се На­рая­на сли­ва­ет­ся с Виш­ну, ко­то­рый вы­дви­га­ет­ся на пер­вый план, при­сваи­вая се­бе функ­цию соз­да­ния ми­ра, при­су­щую Брах­ме.

Др. важ­ным эта­пом ста­нов­ле­ния В. счи­та­ет­ся бха­га­ва­тизм (культ Бха­га­ва­на), ре­ли­гию пер­вых ве­ков до н. э., за­кре­п­ляв­шую по­кло­не­ние выс­ше­му кос­ми­че­ско­му на­ча­лу в фор­ме лич­но­го бо­га, спо­соб­но­го ода­рить ве­рую­ще­го бла­га­ми или оп­ре­де­лён­ной судь­бой. Бха­га­ва­ном ино­гда на­зы­ва­ли На­рая­ну, но ча­ще – Ва­су­де­ву, од­но­го из пя­ти брать­ев-ге­ро­ев, пле­мен­ных бо­жеств пас­ту­ше­ско­го кла­на вриш­ни­ев, – ещё од­ну фи­гу­ру, сыг­рав­шую су­ще­ст­вен­ную роль в фор­ми­ро­ва­нии В. Один из брать­ев Ва­су­де­вы, Ба­ла­ра­ма, по­ни­мал­ся как во­пло­ще­ние Сан­кар­ша­ны, або­ри­ген­но­го бо­же­ст­ва пло­до­ро­дия, свя­зан­но­го с куль­та­ми во­ды и змеи. В ми­фо­ло­гии В. он пред­ста­ёт в об­ли­ке Ше­ши, или Анан­ты, ми­ро­во­го змея, на ко­то­ром В. спит по­сре­ди ми­ро­во­го океа­на. На оп­ре­де­лён­ном эта­пе к этой груп­пе под­клю­ча­ет­ся ещё од­но пас­ту­ше­ское бо­же­ст­во – Криш­на. Он ста­но­вит­ся сы­ном Ва­су­де­вы, и с те­че­ни­ем вре­ме­ни его фи­гу­ра, при­об­ре­тая кос­ми­че­ские мас­шта­бы, ото­жде­ст­в­ля­ет­ся с На­рая­ной и Виш­ну. Его роль как все­мо­гу­ще­го бо­га осо­бен­но от­чёт­ли­во про­яв­ля­ет­ся в «Бха­га­вад­ги­те», где он мно­го­крат­но име­ну­ет се­бя сущ­но­стью бы­тия, Ат­ма­ном. Про­цесс ас­си­ми­ля­ции ми­фо­ло­гии и куль­тов На­рая­ны, Ва­су­де­вы, Криш­ны и Виш­ну в осн. был за­вер­шён, ви­ди­мо, лишь во 2-й пол. 1-го тыс. н. э., что на­шло от­ра­же­ние в до­пол­не­нии к «Ма­хаб­ха­ра­те» – «Ха­ри­ван­ше» – и пу­ра­нах («Виш­ну-пу­ра­на», «Бха­га­ва­та-пу­ра­на» и др.).

Цен­траль­ный пункт ми­фо­ло­гии В. – ава­та­ра, пе­рио­дич. по­яв­ле­ние Виш­ну в ми­ре в раз­ных об­личь­ях с це­лью за­щи­ты бо­гов и лю­дей от опас­но­сти или зла (в ча­ст­но­сти, от де­мо­нов-асур). Та­кие во­пло­ще­ния мно­го­чис­лен­ны, но ос­нов­ны­ми при­зна­ют­ся де­сять: Мат­сья (ры­ба), Кур­ма (че­ре­па­ха), Ва­ра­ха (вепрь), На­ра­сим­ха (че­ло­ве­ко­лев), Ва­ма­на (кар­лик), Па­ра­шу­ра­ма (Ра­ма с то­по­ром), Ра­ма (ца­ре­вич, ге­рой «Ра­мая­ны»), Кри­ш­на, Буд­да, Кал­кин (бу­ду­щее во­пло­ще­ние в ви­де всад­ни­ка с ме­чом). Ин­тен­сив­ное раз­ви­тие В. на­чи­на­ет­ся при­мер­но со 2 в. н. э. Боль­шую под­держ­ку ока­за­ли ему ца­ри из ди­на­стии Гуп­тов, счи­тав­шие се­бя во­пло­ще­ния­ми Виш­ну. На юге уси­ле­ние В. свя­за­но с воз­ник­но­ве­ни­ем те­че­ния бхак­ти и дея­тель­но­стью виш­ну­ит­ских по­э­тов-аль­ва­ров. Кор­пус тек­стов, соз­дан­ных ими в пе­ри­од с 6 по 11 вв., об­ра­зо­вал ос­но­ву юж­ной виш­ну­ит­ской тео­ло­го-фи­лос. тра­ди­ции (шри-вайш­на­визм), дав­шей та­ких круп­ных фи­ло­со­фов, как Ра­ма­нуд­жа, Мад­хва, Ним­бар­ка, Вал­лаб­ха и др. В этот же пе­ри­од по­все­ме­ст­но на­ча­ли стро­ить­ся круп­ные виш­ну­ит­ские хра­мы. Хра­мы Виш­ну в Шри­ран­га­ме и Ра­меш­ва­ра­ме, Криш­ны-Джа­ган­нат­ха в Пу­ри, Вен­ка­теш­ва­ры (Ба­лад­жи) в Ти­ру­па­ти, Вит­хо­бы в Панд­хар­пу­ре и по­ны­не вхо­дят в чис­ло са­мых свя­щен­ных мест Ин­дии. Бо­га и его ава­тар там по­чи­та­ют пуд­жей, пе­ни­ем гим­нов, про­из­не­се­ни­ем «ты­ся­чи имён» Виш­ну. Счи­та­ет­ся, что бла­го и про­цве­та­ние при­но­сит ман­тра «Ом на­мо на­рая­на» («Ом, сла­ва На­рая­не»), а так­же зна­ки ча­кры и изо­бра­же­ния ра­ко­вин, ко­то­рые виш­нуи­ты на­но­сят на те­ло (час­то в ви­де та­туи­ро­вок). Свя­щен­ным на­лоб­ным зна­ком виш­нуи­тов яв­ля­ет­ся бе­лая «ижи­ца» с крас­ной вер­ти­каль­ной чёр­точ­кой внут­ри.

В ср.-век. пе­ри­од рас­про­стра­не­ние В. в не­ма­лой сте­пе­ни бы­ло свя­за­но с по­пуляр­но­стью об­ра­зов Ра­мы и Криш­ны, куль­ты ко­то­рых под воз­дей­ст­ви­ем идей бхак­ти при­об­ре­ли зна­че­ние отд. вет­вей ин­ду­из­ма. Но В. раз­ви­вал­ся и в рам­ках бо­лее ог­ра­ни­чен­ных те­че­ний, напр. сек­ты пан­ча­рат­ра («Пять но­чей»), на­зва­ние ко­то­рой вос­хо­дит к жерт­во­при­но­ше­нию На­рая­не. Её по­сле­до­ва­те­ли раз­ра­бо­та­ли кон­цеп­цию ма­ни­фе­ста­ции Аб­со­лю­та, Бха­га­ва­на-Ва­су­де­вы, че­рез цепь эма­на­ций (вью­ха), ко­то­рые по­лу­чи­ли име­на че­ты­рёх из пя­ти ге­ро­ев-вриш­ни­ев. Сло­жив­шая­ся под влия­ни­ем фи­лос. шко­лы санкхья, эта сек­та в даль­ней­шем при­об­ре­ла тан­три­ст­скую ок­ра­ску (см. Тан­тризм). В рус­ле бхак­ти раз­ви­лось дви­же­ние, по­лу­чив­шее назв. «бен­галь­ский, или гау­дия, вайш­на­визм». Его ос­но­ва­тель, Чай­та­нья, ввёл в прак­ти­ку кол­лек­тив­ные тан­цы и пес­но­пе­ния в честь Криш­ны. Совр. по­сле­до­ва­те­лем это­го на­прав­ле­ния В. яв­ля­ет­ся ме­жду­нар. Об-во соз­на­ния Криш­ны.

Лит.: Gonda J. Vishnuism and Shivaism. A com­parison. L., 1970; idem. Aspects of early Vishnuism. L., 1970.

Вернуться к началу