Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВИ́ШНУ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 418-419

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Д. Серебряный

ВИ́ШНУ (санскр. – Viṣṇu), один из выс­ших бо­гов ин­дуи­ст­ской ми­фо­ло­гии, хра­ни­тель ми­ро­зда­ния, со­став­ляю­щий вме­сте с Брах­мой и Ши­вой т. н. бо­же­ст­вен­ную триа­ду (три­мур­ти).

В ве­дий­ских гим­нах В. не име­ет пер­во­сте­пен­но­го зна­че­ния, хо­тя и вхо­дит в чис­ло осн. бо­жеств; в Брах­ма­нах его зна­че­ние воз­рас­та­ет, но лишь в эпо­се и пу­ра­нах В. ста­но­вит­ся пер­во­сте­пен­ной фи­гу­рой. В ин­дий­ской тра­ди­ции имя В. тол­ку­ет­ся как «про­ни­каю­щий во всё», «все­объ­ем­лю­щий» (от гла­голь­но­го кор­ня vic – вхо­дить, про­ни­кать). Др. эти­мо­ло­ги ино­гда пред­по­ла­га­ют не­ин­до­ев­ро­пей­ское про­ис­хо­ж­де­ние име­ни В. Воз­мож­но, об­раз В. во­брал в се­бя эле­мен­ты из доа­рий­ско­го ми­фо­ло­гич. суб­стра­та. В про­то­ин­дий­ских ис­точ­ни­ках ни­ка­ких пря­мых ука­за­ний или ал­лю­зий к об­ра­зу В. до сих пор не за­фик­си­ро­ва­но [кро­ме изо­бра­же­ния пти­цы на од­ной из пе­ча­тей Ха­рап­пы (см. так­же Ха­рапп­ская ци­ви­ли­за­ция), в ко­то­ром ис­сле­до­ва­те­ли ус­мат­ри­ва­ют про­об­раз Га­ру­ды – ез­до­вой пти­цы В.]. С дру­гой сто­ро­ны, нет и не­ос­по­ри­мых до­ка­за­тельств ин­до­ев­ро­пей­ско­го или да­же ин­дои­ран­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния об­раза Виш­ну.

В Ве­дах В. вы­сту­па­ет как млад­ший парт­нёр Ин­д­ры (от­сю­да имя Упен­д­ра – «млад­ший Ин­д­ра») в ми­фе о борь­бе про­тив де­мо­на Врит­ры. Этот миф со­хра­ня­ет­ся и в бо­лее позд­них ми­фо­ло­гич. сю­же­тах, но В. по­сте­пен­но об­ре­та­ет глав­ную роль (от­сю­да имя Атин­д­ра – «бо­лее ве­ли­кий, чем Ин­д­ра»). В Брах­ма­нах круг ми­фов, свя­зан­ных с В., рас­ши­ря­ет­ся. В них В. со­вер­ша­ет под­ви­ги на бла­го уг­не­тён­ных и при­тес­няе­мых, к не­му об­ра­ща­ют­ся бо­ги за по­мо­щью в кри­тич. си­туа­ци­ях.

В эпо­се сам В. (ли­бо в ви­де сво­их ава­тар Криш­ны и Ра­мы) яв­ля­ет­ся центр. пер­со­на­жем. В эпич. ми­фо­ло­гии по­сте­пен­но про­ис­хо­дит ото­жде­ст­в­ле­ние це­ло­го ря­да об­ра­зов: с од­ной сто­ро­ны, В., с дру­гой сто­ро­ны – Ра­мы, Криш­ны и др. ан­тро­по­морф­ных и те­рио­морф­ных пер­со­на­жей, из ко­то­рых скла­ды­ва­ет­ся сис­те­ма ава­тар Виш­ну-На­рая­ны.

Изображение Вишну из храмового комплекса Чангу-Нараяна, посвящённого Вишну. Непал.
Вишну-Чатуранана (Четырёхликий Вишну). 9 в. Бронза. Кашмир. Национальный музей (Нью-Дели).

В пу­ра­нах раз­ра­ба­ты­ва­ет­ся кон­цеп­ция три­мур­ти, со­глас­но ко­то­рой он­то­ло­ги­че­ски еди­ные Брах­ма, В. и Ши­ва име­ют функ­ции со­от­вет­ст­вен­но соз­да­те­ля, хра­ни­те­ля и раз­ру­ши­те­ля ми­ро­зда­ния. Од­на­ко боль­шин­ст­во ва­ри­ан­тов кон­цеп­ции три­мур­ти от­во­дит Виш­ну-На­рая­не выс­шее ме­сто в триа­де, про­воз­гла­шая его аб­со­лю­том, ис­точ­ни­ком, ос­но­вой и су­тью бы­тия. По­доб­ные пред­став­ле­ния фик­си­ру­ют­ся так­же и в эпо­се (напр., Мбх. XII 48, 17).

В Ве­дах В. на­де­лён не­оп­ре­де­лён­но ан­тро­по­морф­ны­ми чер­та­ми: это юно­ша боль­шо­го рос­та, «ши­ро­ко сту­паю­щий». «Ма­хаб­ха­ра­та» сре­ди дру­гих имён В. ука­зы­ва­ет: «тот, чьё те­ло не опи­сать». В сло­жив­шей­ся позд­нее ико­но­гра­фии В. обыч­но изо­бра­жа­ет­ся воз­ле­жа­щим на зме́е Ше­ше или стоя­щим во все­ору­жии юно­шей. В од­ной из че­ты­рёх его рук – ча­кра (круг, диск), спе­ци­фич. ору­жие на­по­до­бие бу­ме­ран­га, об­ла­даю­щее сверхъ­ес­те­ст­вен­ной си­лой, в дру­гой ру­ке – ра­ко­ви­на, в треть­ей – бу­ла­ва (па­ли­ца), в чет­вёр­той – ло­тос или лук. Цвет ко­жи В. – тём­но-си­ний, цвет одеж­ды – жёл­тый, как и у его ава­тар Ра­мы и Криш­ны. Суп­ру­га В. – Лак­шми. Сам В. ино­гда име­ну­ет­ся сы­ном Ади­ти и Кашь­я­пы. Обыч­ное ме­сто­пре­бы­ва­ние В. – вер­ши­на го­ры Ме­ру (Мбх. III 160, 17–26). Его ез­до­вое жи­вот­ное – царь птиц Га­ру­да.

В. име­ет мно­го разл. имён, свя­зан­ных или с его свой­ст­ва­ми и ат­ри­бу­та­ми, или с ми­фич. под­ви­га­ми его са­мо­го и его ава­тар. В «Ма­хаб­ха­ра­те» есть раз­дел под назв. «Гимн ты­ся­че имён Виш­ну» (XIII 149). Наи­бо­лее важ­ные име­на В.: Ха­ри (букв. – ры­же­ва­то-ко­рич­не­вый, но тол­ку­ет­ся как «из­ба­ви­тель»), Го­вин­да (букв. – пас­тух), Ке­ша­ва (букв. – бла­го­во­ло­сый), Мад­ху­су­да­на (букв. – убий­ца де­мо­на Мад­ху), Му­ра­ри (букв. – враг де­мо­на Му­ры), Пу­ру­шот­та­ма (букв. – луч­ший из лю­дей, выс­ший дух).

Вернуться к началу