Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЕЧЕ́РНЯ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 232

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. С. Желтов

ВЕЧЕ́РНЯ (греч. έσπερινός, так­же λυχνιϰᾴ , λυχνιϰόν; лат. vesperae), од­на из глав­ных служб су­точ­но­го бо­го­слу­жеб­но­го кру­га в хри­сти­ан­ской церк­ви. Со­вер­ша­ет­ся еже­днев­но ок. 9-го ча­са дня, счи­тая от вос­хо­да солн­ца (при­мер­но во вре­мя за­ка­та). На Вос­то­ке В. от­кры­ва­ет со­бой но­вый ли­тур­гич. день (в зап. тра­ди­ции так бы­ва­ет лишь на­ка­ну­не празд­ни­ков, то­гда как буд­нич­ная В. от­но­сит­ся ко дню ухо­дя­ще­му).

Сим­во­ли­че­ски хри­сти­ан­ская В. со­ответ­ст­ву­ет ве­чер­не­му жерт­во­при­но­ше­нию в вет­хо­за­вет­ном хра­ме (см. Исх. 29:38–41), вклю­чав­ше­му в се­бя, кро­ме при­не­се­ния в жерт­ву жи­вот­ных, вос­ку­ре­ние фи­миа­ма (Исх. 30:1, 7–8) и воз­жже­ние све­тиль­ни­ков (Исх. 27:20–21; Лев. 24:2–3). Идея то­го, что ве­чер­няя мо­лит­ва мо­жет за­ме­нить со­бой жерт­ву, поя­ви­лась уже у вет­хо­за­вет­ных про­ро­ков и в кни­гах Пре­муд­ро­сти (напр., Пс. 140:1–2; этот пса­лом, не­ред­ко вме­сте с об­ря­да­ми ка­ж­де­ния и воз­жже­ния све­тиль­ни­ков, во­шёл впо­след­ст­вии в со­став В. в боль­шин­ст­ве хри­сти­ан­ских тра­ди­ций).

В пра­во­слав­ной церк­ви ны­не по­все­ме­ст­но при­нят по­ря­док В., со­дер­жа­щий­ся в дои­ко­но­бор­че­ском па­ле­стин­ском Ча­со­сло­ве, в свою оче­редь ос­но­ван­ном на ие­ру­са­лим­ской тра­ди­ции 4 в. Гл. со­став­ные час­ти В.: «При­иди­те, по­кло­ним­ся» и пред­на­чи­на­тель­ный пса­лом (Пс. 103); ка­физ­ма Псал­ти­ри (по буд­ням, как пра­ви­ло, 18-я); псал­мы «Гос­по­ди воз­звах» (Пс. 140, 141, 129, 116) со сти­хи­ра­ми (в это вре­мя со­вер­ша­ет­ся ка­ж­де­ние); ве­чер­ний гимн «Све­те ти­хий»; про­ки­мен или ал­ли­луи­а­рий; мо­лит­ва «Спо­до­би, Гос­по­ди»; сти­хов­ные сти­хи­ры; песнь пра­вед­но­го Си­ме­о­на Бо­го­при­им­ца «Ны­не от­пу­щае­ши»; тро­парь; так­же ряд свя­щен­ни­чес­ких мо­литв и диа­кон­ских ек­те­ний, чи­тае­мых в разл. мес­тах служ­бы. Из­ме­няе­мые пес­но­пе­ния (сти­хи­ры, тро­парь) окон­ча­тель­но за­ня­ли своё ны­неш­нее по­ло­же­ние в со­ста­ве В. ок. 8 в.; то­гда же или не­сколь­ко ра­нее в чин В. был вклю­чён и Пс. 103 (в чи­не пас­халь­ной В. он до­ны­не от­сут­ст­ву­ет); ек­те­нии и свя­щен­ни­че­ские мо­лит­вы во­шли в со­став чи­на В., имею­ще­го па­ле­стин­ское про­ис­хо­ж­де­ние, из кон­стан­ти­но­поль­ской тра­ди­ции.

Ве­че­ром под празд­ни­ки со­став В. не­сколь­ко ме­ня­ет­ся – в ка­че­ст­ве ка­физ­мы ис­пол­ня­ет­ся пол­но­стью или час­тич­но ка­физ­ма 1-я («Бла­жен муж»); по­сле «Све­те ти­хий» со­вер­ша­ет­ся тор­же­ст­вен­ный вход ду­хо­вен­ст­ва в ал­тарь; мо­гут чи­тать­ся па­ре­мии – вет­хо­за­вет­ные (ино­гда апо­столь­ские) чте­ния; ме­ня­ет­ся по­ря­док ек­те­ний. Ес­ли В. со­вер­ша­ет­ся в со­ста­ве все­нощ­но­го бде­ния, она на­чи­на­ет­ся с до­пол­нит. ка­ж­де­ния хра­ма (до и во вре­мя ис­пол­не­ния Пс. 103), а в её чин до­пол­ни­тель­но долж­ны вхо­дить ли­тия (ис­хо­ж­де­ние в при­твор) и бла­го­сло­ве­ние хле­бов. Осо­бый чин име­ют В. в пе­ри­од Ве­ли­ко­го по­ста и на Пас­ху. В не­ко­то­рые дни В. со­еди­ня­ет­ся с ли­тур­ги­ей.

Во вре­мя пра­во­слав­ной В. пес­но­пе­ния мо­гут ис­пол­нять­ся как разл. древ­ни­ми рас­пе­ва­ми (др.-рус., ви­зант., груз.), так и со­глас­но ши­ро­ко рас­про­стра­нён­но­му рус. си­но­даль­но­му оби­хо­ду или же в из­ло­же­нии ком­по­зи­то­ров Но­вей­ше­го вре­ме­ни. Наи­бо­лее ав­то­ри­тет­ное тол­ко­ва­ние сим­во­лиз­ма пра­во­слав­ной В. со­дер­жит­ся в соч. блж. Си­ме­о­на Со­лун­ско­го «О бо­же­ст­вен­ной мо­лит­ве».

В. по рим­ско­му об­ря­ду со­сто­ит из од­но­го или не­сколь­ких ан­ти­фо­нов с псал­ма­ми, гим­на, од­но­го или не­сколь­ких псал­мов или биб­лей­ской пес­ни, крат­ко­го чте­ния, пес­ни Бо­жи­ей Ма­те­ри (маг­ни­фи­кат) с ан­ти­фо­ном и не­сколь­ких мо­литв. На­чи­ная с 13 в. ста­ли прак­ти­ко­вать­ся мно­го­го­лос­ные об­ра­бот­ки отд. час­тей В., осо­бен­но маг­ни­фи­ка­та (напр., у Г. Дю­фаи) и гим­нов, с уча­сти­ем во­каль­но­го ан­самб­ля, ор­га­на, позд­нее хо­ра и ор­ке­ст­ра. Как кон­церт­ное (не ли­тур­ги­че­ское) про­изв. В. офор­ми­лась в эпо­ху Позд­не­го Воз­ро­ж­де­ния и ба­рок­ко. Вы­со­ко­ху­до­же­ст­вен­ные и тех­ни­че­ски со­вер­шен­ные об­раз­цы В. соз­да­ли К. Мон­те­вер­ди, Г. И. Ф. Би­бер, В. А. Мо­царт.

Лит.: Ска­бал­ла­но­вич М. Н. Тол­ко­вый Ти­пикон. К., 1910–1915. Вып. 1–3; Ар­ранц М. Как мо­ли­лись Бо­гу древ­ние ви­зан­тий­цы. Л., 1979; Taft R. F. The liturgy of the hours in East and West: The origins of the divine office and its meaning for today. Collegeville, 1986; Вуль­фен­ден Г., Жел­тов М. С. Ве­чер­ня // Пра­во­слав­ная эн­цик­ло­пе­дия. М., 2004. Т. 8.

Вернуться к началу