Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВАРВА́РА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 597-598

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. В. Квливидзе (иконография)

ВАРВА́РА (греч. Βαρβάρα), хри­сти­ан­ская свя­тая, ве­ли­ко­му­че­ни­ца; по­стра­да­ла во вре­мя го­не­ний на хри­сти­ан (ок. 306) при имп. Мак­си­ми­не Да­зе (305–313) в г. Ге­лио­поль (го­род с та­ким назв. из­вес­тен в Ма­лой Азии, Егип­те, Фи­ни­кии).

Со­глас­но пре­да­нию, В. про­ис­хо­ди­ла из знат­ной язы­че­ской се­мьи. Её мать ра­но умер­ла; отец В., по име­ни Дио­скор, был убе­ж­дён­ным языч­ни­ком. При со­ору­же­нии терм (по др. дан­ным – баш­ни) строи­те­ли за­ло­жи­ли в юж. сте­не два ок­на, но В. по­про­си­ла их сде­лать третье – в честь Св. Трои­цы. Отец страш­но раз­гне­вал­ся, бро­сил­ся на дочь с ме­чом. В. уда­лось бе­жать из до­ма, но отец на­шёл её (по пре­да­нию, ме­сто, где она скры­ва­лась, ука­зал пас­тух) и сдал вла­стям. Не­смот­ря на все уго­во­ры и уг­ро­зы, де­вуш­ка об­ли­ча­ла за­блу­ж­де­ния языч­ни­ков и ис­по­ве­до­ва­ла Ии­су­са Хри­ста. Ночь она про­ве­ла в тюрь­ме, а на сле­дую­щий день её и ещё од­ну хри­сти­ан­ку, по име­ни Юлиа­ния, по­сле жес­то­ких му­че­ний обез­гла­ви­ли, при этом па­ла­чом В. по­же­лал быть её отец.

Ге­лио­поль как ме­сто кон­чи­ны свя­той В. ука­зы­ва­ет­ся мно­го­чис­лен­ны­ми греч. и лат. тек­ста­ми (напр., у Си­ме­о­на Ме­таф­ра­ста). Со­глас­но пре­да­нию, её ос­тан­ки бы­ли за­хо­ро­не­ны в се­ле­нии Ге­ла­сий, не­да­ле­ко от Ев­ха­ит Паф­ла­гон­ских (в Ма­лой Азии). В 6 в. (по др. дан­ным, в 4 в.) мо­щи свя­той В. бы­ли пе­ре­не­сены в Кон­стан­ти­но­поль. Со­глас­но рус. тра­ди­ции, в нач. 12 в. (ви­ди­мо, ме­ж­ду 1103 и 1108) они бы­ли при­ве­зе­ны в Ки­ев до­че­рью имп. Алек­сея I Ком­ни­на (см. Ком­ни­ны) Вар­ва­рой, вы­шед­шей за­муж за вел. кн. ки­ев­ско­го Свя­то­пол­ка Изя­сла­ви­ча. По др. вер­сии, мо­щи свя­той В. бы­ли пе­ре­ве­зе­ны в Ки­ев уже по­сле мон­го­ло-та­тар­ско­го на­ше­ст­вия, в пе­ри­од ос­лаб­ле­ния Ви­зан­тии.

Дни па­мя­ти в Вост. церк­ви 4(17) де­кабря; в Зап. церк­ви – 15 и 17 де­каб­ря.

Иконография

Архив «Православной энциклопедии» Святая великомученица Варвара. Роспись церкви Панагии Мутулла на Кипре. Ок. 1280.

Са­мое ран­нее изо­бра­же­ние свя­той В. – фре­ска прес­би­те­рия ц. Сан­та-Ма­рия-Ан­тик­ва в Ри­ме (705–707): свя­тая изо­бра­же­на в длин­ном пла­тье, в ма­фо­рии, по­кры­ваю­щем её го­ло­ву по­верх бе­ло­го пла­та, с кре­стом в пра­вой ру­ке. В ви­зантийской изо­бра­зитель­ной тра­ди­ции она пред­ста­ёт знат­ной де­вой в ук­ра­шен­ных дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми и жем­чу­гом ман­тии и хи­то­не, с пла­том на го­ло­ве, по­верх ко­то­ро­го – диа­де­ма; в её ру­ке – му­че­ни­че­ский крест (фре­ска Но­вой ц. То­ка­лы-ки­ли­се в Гё­ре­ме, Кап­па­до­кия, 10 в.; мо­заи­ка нар­тек­са ка­фоли­ко­на мон. Оси­ос-Лу­кас, Фо­ки­да, 1030-е гг.). Встре­ча­ют­ся изо­бра­же­ния свя­той В. с диа­де­мой, но без пла­та (рос­пись Бо­ян­ской ц., пред­ме­стье Со­фии, Бол­га­рия, 1259) или в ма­фо­рии (ц. Свя­тых Вра­чей, Кас­то­рия, кон. 12 в.). В зап.-ев­роп. Сред­не­ве­ко­вье свя­тую В. обыч­но изо­бра­жа­ли с рас­пу­щен­ны­ми во­ло­са­ми, в ко­ро­не; в эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния – с при­чёс­кой (со­глас­но мо­де то­го вре­ме­ни), в длин­ном пла­тье и ман­тии. Ико­но­гра­фические ат­ри­бу­ты свя­той – баш­ня с 3 ок­на­ми (со­глас­но агио­гра­фич. сю­же­ту, сим­вол Св. Трои­цы), а так­же ку­бок с гос­ти­ей, кни­га, страу­си­ное пе­ро, го­ря­щие фа­ке­лы («Св. Вар­ва­ра», гра­вю­ра, ок. 1470–80, Гра­вюр­ный ка­би­нет, Бер­лин; створ­ка «Ал­та­ря св. Се­ба­сть­я­на» Х. Холь­бей­на Стар­ше­го, 1516, Ста­рая пи­на­ко­те­ка, Мюн­хен). В ил­лю­ст­ра­ци­ях к жи­тий­ным цик­лам свя­той В. центр. ме­сто за­ни­ма­ют изо­бра­же­ния её стра­да­ний (по­лип­тих, 1-я пол. 15 в., Нац. му­зей, Хель­син­ки). В др.-рус. иск-ве бы­ла вос­при­ня­та ви­зант. ико­но­гра­фия [рос­пи­си ц. Спа­са на Иль­и­не, 1378; ико­ны псков­ской шко­лы («Свя­тые Па­ра­ске­ва, Вар­ва­ра и Уль­я­на», кон. 14 – нач. 15 вв., ГТГ); кру­га Дио­ни­сия (кон. 15 в., Сер­гие­во-По­сад­ский гос. ис­то­ри­ко-ар­хит. и ху­дож. му­зей-за­по­вед­ник)] и др.

Лит.: Crimi C. Santa Barbara nella tradizione orientale. Paternò, 1999; Grano A. Santa Bar­bara: il mito, la leggenda, la storia, la passio­ne, la morte. Napoli, 2000; Вар­ва­ра // Пра­вослав­ная эн­цик­ло­пе­дия. М., 2003. Т. 6. С. 558–563.

Вернуться к началу