Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БХА́КТИ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 444-445

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Д. Серебряный

БХА́КТИ (санскр. bhakti от гла­голь­но­го кор­ня bhaj – де­лить, на­де­лять, быть со­при­ча­ст­ным, об­ла­дать, на­сла­ж­дать­ся, лю­бить, чтить, слу­жить и т. д.), один из важ­ней­ших тер­ми­нов инд. ре­лиг.-фи­лос. мыс­ли, обо­зна­чав­ший пре­дан­ность, при­вер­жен­ность лич­но­ст­но­му бо­же­ст­ву или (ре­же) без­лич­но­му Аб­со­лю­ту. Совр. ис­сле­до­ва­те­ли ус­мат­ри­ва­ют за­чат­ки Б. уже в не­ко­то­рых гим­нах Риг­ве­ды, в ча­ст­но­сти в гим­нах, об­ра­щён­ных к Ва­ру­не и Аг­ни (см. так­же Ве­ды), а так­же в ран­них Упа­ни­ша­дах. Осоз­нан­ная раз­ра­бот­ка по­ня­тия Б. и ус­той­чи­вая тра­ди­ция упот­реб­ле­ния это­го тер­ми­на на­чи­на­ют­ся лишь с «Ма­хаб­ха­ра­ты». В «Бха­га­вад­ги­те» Б. – один из пу­тей дос­ти­же­ния выс­шей це­ли че­ло­ве­ка (еди­не­ния с Аб­со­лю­том) на­ря­ду с пу­тя­ми «зна­ния» и «дея­ния». Объ­ект Б. здесь – Криш­на (он же Виш­ну), по­чи­тае­мый как вер­хов­ное бо­же­ст­во и Аб­со­лют. В «Ма­хаб­ха­ра­те» объ­ек­та­ми Б. мо­гут быть Ши­ва, Дур­га и др. бо­ги.

Не­ко­то­рые про­из­ве­де­ния древ­не­та­миль­ской по­эзии на­ча­ла н. э. (см. Та­миль­ская ли­те­ра­ту­ра) про­ник­ну­ты Б. к Му­ру­га­ну (бо­же­ст­ву, позд­нее ото­жде­ст­в­лён­но­му с бо­гом вой­ны Кар­ти­кей­ей или Скан­дой) и к Виш­ну. В 6–12 вв. на та­миль­ском яз. тво­ри­ли по­эты, по­клон­ни­ки (бхак­ты) Ши­вы (т. н. на­ян­на­ры) и Виш­ну (т. н. аль­ва­ры). В их по­эзии уже со­дер­жа­лись мо­ти­вы, ха­рак­тер­ные и для бо­лее позд­них уче­ний о Б.: по­треб­ность в лич­ных взаи­мо­от­но­ше­ни­ях ме­ж­ду че­ло­ве­ком и бо­гом (при осоз­на­нии ог­ром­ной дис­тан­ции ме­ж­ду ни­ми и ни­что­же­ст­ва че­ло­ве­ка пе­ред ли­цом бо­га); экс­та­ти­че­ская пре­дан­ность, лю­бовь к бо­гу; пе­ре­ос­мыс­ле­ние идеа­ла мок­ши (бли­зость к бо­гу луч­ше, чем мок­ша, или и есть са­ма мок­ша); ра­вен­ст­во бхак­тов пе­ред бо­гом вне за­ви­си­мо­сти от кас­ты и т. д. С тра­ди­ция­ми та­миль­ско­го виш­ну­из­ма свя­за­на «Бха­га­ва­та-пу­ра­на», под­черк­нув­шая эмо­цио­наль­ные, экс­та­тич. сто­ро­ны Б. (клас­сич. ме­та­фо­ра Б. – лю­бовь пас­ту­шек к Криш­не).

В сис­те­ме Шан­ка­ры (ад­вай­та-ве­дан­та) Б. при­зна­ёт­ся лишь как вспо­мо­гат. сред­ст­во на ран­них эта­пах ду­хов­но­го раз­ви­тия, цель ко­то­ро­го – дос­ти­же­ние мок­ши че­рез «зна­ние». При этом тра­диция при­пи­сы­ва­ет то­му же Шан­ка­ре бхак­ти­ст­ские гим­ны, об­ра­щён­ные к Ши­ве, Дур­ге и их сы­ну Скан­де (Му­ру­га­ну). Фи­ло­со­фия ве­дан­ты и по­эзия Б. не сво­дят­ся в од­ну сис­те­му, а от­ра­жа­ют раз­ные сто­ро­ны лич­но­сти ле­ген­дар­но­го мыс­ли­те­ля.

Ра­ма­нуд­жа, во мно­гом на­сле­до­вав­ший тра­ди­ции аль­ва­ров, по­ста­вил Б., как един­ст­вен­ный путь к мок­ше, в центр сво­ей ре­лиг.-фи­лос. сис­те­мы. Но у Ра­ма­нуд­жи (в от­ли­чие от аль­ва­ров) Б. – это не столь­ко чув­ст­во, сколь­ко осо­бый род «зна­ния», со­сре­до­то­чен­ность соз­на­ния на объ­ек­те по­кло­не­ния. Ос­но­ва­те­ли др. те­че­ний юж.-инд. виш­ну­из­ма – Мад­хва, Виш­нус­ва­мин и Ним­бар­ка так­же счи­та­ли Б. важ­ней­шим, ес­ли не един­ст­вен­ным, пу­тём к мок­ше.

В 13–14 вв. в Ма­ха­раш­тре воз­ник­ла сек­та вар­ка­ри [важ­ней­шие по­эты-про­по­вед­ни­ки: Дня­неш­вар (13 в.), Нам­дев, Эк­натх (16 в.), Ту­ка­рам], в уче­нии ко­то­рой со­че­та­ет­ся ад­вай­та-ве­дан­та и по­кло­не­ние Вит­хо­бе (ме­ст­ный ва­ри­ант Виш­ну-Криш­ны). Ра­ма­нанд (14 в.) про­по­ве­до­вал «Ра­ма-бхак­ти», т. е. по­чи­та­ние Ра­мы как ава­та­ры Виш­ну. С 16 в. на Се­ве­ре воз­ни­ка­ют и криш­на­ит­ские сек­ты. Наи­бо­лее круп­ные ос­но­ва­ны Вал­лаб­ха­чарь­ей и Чай­тань­ей. У по­сле­до­ва­те­лей этих дви­же­ний Б. при­об­ре­та­ет весь­ма эмо­цио­наль­ный и да­же чув­ст­вен­ный ха­рак­тер. Для криш­наи­тов ха­рак­тер­но так­же при­зна­ние Б. бо­лее вы­со­кой цен­но­стью, чем мок­ша (или ото­жде­ст­в­ле­ние бхак­ти и мок­ши).

Ши­ва­ит­ское Б. по­лу­чи­ло не столь ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние. Наи­бо­лее из­вес­тен Каш­мир­ский ши­ва­изм (см. так­же Каш­мир). Его уче­ние со­че­та­ет ад­вай­та-ве­дан­ту с Б., по­ни­мае­мым как це­ле­на­прав­лен­ная дея­тель­ность соз­на­ния. Б., объ­ект ко­то­ро­го бо­ги­ня Дур­га (это на­прав­ле­ние Б. смы­ка­ет­ся с шак­тиз­мом и тан­триз­мом), так­же за­сви­де­тель­ст­во­ва­но в раз­ных час­тях Ин­дии, напр. в Бен­га­лии [Рам­про­шад Шен (18 в.), Ра­макриш­на Па­ра­ма­хам­са и др.]. В «Пад­ма-пу­ра­не» (ед­ва ли не един­ст­вен­ный слу­чай) из­ла­га­ет­ся уче­ние о «Брах­ма-бхак­ти», т. е. Б. к бо­гу Брах­ме.

Дви­же­ние Б. в це­лом ино­гда срав­ни­ва­ют с ев­роп. Ре­фор­ма­ци­ей. Осн. сход­ст­во – пе­ре­нос ак­цен­та с со­ци­аль­ной иерар­хии и ри­туа­ла на не­по­сред­ст­вен­ное лич­ное от­но­ше­ние ме­ж­ду че­ло­ве­ком и Аб­со­лю­том. Но Б. в Ин­дии не вне­сло в об­ще­ст­вен­ную и со­ци­аль­ную жизнь столь же глу­бо­ких пе­ре­мен, как Ре­фор­ма­ция в Ев­ро­пе. Идео­ло­гия Б. час­то при­во­ди­ла сво­их по­сле­до­ва­те­лей к пе­ре­ос­мыс­ле­нию важ­ней­ших прин­ци­пов и идей ин­ду­из­ма (напр., ав­то­ри­те­та Вед, кас­то­вой сис­те­мы об­ще­ст­ва, мок­ши) или да­же к от­ка­зу от них. Но всё это не ока­за­ло су­ще­ст­вен­но­го влия­ния на ин­дус­ское об­ще­ст­во в це­лом. В боль­шин­ст­ве сво­ём бхак­ти­ст­ские сек­ты (дви­же­ния) ста­ли со вре­ме­нем все­го лишь свое­об­раз­ны­ми но­вы­ми кас­та­ми внут­ри ин­ду­из­ма, а наи­бо­лее ра­ди­каль­ные – вы­шли за его пре­де­лы: так, сик­хи об­ра­зо­ва­ли осо­бую об­щи­ну и отд. ре­ли­гию (см. Сик­хизм).

В ду­хов­ной жиз­ни совр. Ин­дии и в це­лом Юж. Азии на­сле­дие Б. иг­ра­ет не­ма­лую роль. Мно­гие бхак­ти­ст­ские сек­ты су­ще­ст­ву­ют и по сей день. Влия­ние Б. ис­пы­ты­ва­ли на се­бе и не­ко­то­рые вид­ные инд. дея­те­ли 19–20 вв., напр. Р. Та­гор (криш­на­ит­ское Б. и нир­гу­на-Б.) и М. К. Ган­ди (ра­маи­ст­ское Б.). В 20 в. не­ко­то­рые от­ветв­ле­ния Б. в ви­до­из­ме­нён­ной фор­ме бы­ли вы­не­се­ны за ру­бе­жи Ин­дии (см., напр., Ме­ж­ду­на­род­ное об­ще­ст­во соз­на­ния Криш­ны).

Вернуться к началу