Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«БХАГАВАДГИ́ТА»

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 443

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. С. Семенцов

«БХАГАВАДГИ́ТА» [до­слов­но – «Песнь Бха­га­ва­та», «Песнь Гос­по­да», т. е. Криш­ны; от санскр. bhagavat – в т. ч. бо­же­ст­вен­ный; gīta – песнь, на­пев, свя­щен­ная песнь, (ре­лиг.) уче­ние, из­ло­жен­ное в мет­ри­че­ской фор­ме], древ­не­ин­дий­ская ре­ли­ги­оз­но-фи­ло­соф­ская по­эма. Пер­во­на­чаль­но са­мо­стоя­тель­ное про­из­ве­де­ние, в даль­ней­шем во­шла в эпический свод «Ма­хаб­ха­ра­та». Со­сто­ит из 700 сти­хов (шлок), раз­де­лён­ных на 18 глав. Осн. уче­ние, из­ло­жен­ное в «Б.», сло­жи­лось в 3–2 вв. до н. э., но фор­ми­ро­ва­ние тек­ста по­эмы от­но­сит­ся к пе­рио­ду от 7–6 вв. до н. э. до 8–9 вв. н. э. (вре­мя по­яв­ле­ния пер­вых ком­мен­та­ри­ев к «Б.»).

«Б.» по­ве­ст­ву­ет о со­бы­ти­ях, не­по­сред­ст­вен­но пред­ше­ст­во­вав­ших бит­ве ме­ж­ду Кау­ра­ва­ми и Пан­да­ва­ми – дву­мя круп­ней­ши­ми инд. пле­мен­ны­ми кла­на­ми. По­тря­сён­ный мыс­лью о пред­стоя­щем убий­ст­ве близ­ких лю­дей, же­лая ук­ло­нить­ся от бит­вы, вождь Пан­да­вов Ард­жу­на об­ра­ща­ет­ся за со­ве­том к Криш­не. По­сле от­ве­та Криш­ны Ард­жу­на раз­ре­ша­ет свои со­мне­ния и го­тов уча­ст­во­вать в бит­ве.

Уче­ние «Б.» яв­ля­ет­ся син­те­зом мис­ти­ко-ри­туа­ли­стич. идей Упа­ни­шад, ран­не­го эта­па уче­ний санкхьи и йо­ги, те­изма виш­ну­ит­ской сек­ты бха­га­ва­тов с куль­том Криш­ны как во­пло­ще­ния Виш­ну-На­рая­ны. Со­глас­но «Б.», ре­аль­ность (сат) не мо­жет быть по­стиг­ну­та ор­га­нами чувств: это не­опи­суе­мый, веч­ный, не­из­мен­ный, бес­ка­че­ст­вен­ный, без­дея­тель­ный Аб­со­лют, то­ж­де­ст­вен­ный Брах­ма­ну Упа­ни­шад. Он так­же опи­сы­ва­ет­ся как аб­со­лют­ный субъ­ект, про­ти­во­пос­тав­лен­ный мно­же­ст­ву по­зна­вае­мых им объ­ек­тов (кшет­ра). Од­на­ко, в от­ли­чие от Упа­ни­шад, «Б.» при­да­ёт бо­лее вы­со­кий ста­тус не без­лич­но­му Аб­со­лю­ту, а лич­но­ст­но­му бо­же­ст­ву – Иш­ва­ре. Как и уче­ние санкхьи, «Б.» от­но­сит к «ми­ру объ­ек­тов» (кшет­ра) не толь­ко не­оду­шев­лён­ные пред­ме­ты, но и пси­хич. со­стоя­ния, а так­же эм­пи­рич. соз­на­ние (че­та­на).

Эти­ка «Б.» пред­став­ля­ет­ся в свя­зи с её глав­ной со­те­рио­ло­ги­че­ской ус­та­нов­кой – воз­мож­но бо­лее пол­но­го упо­доб­ле­ния Аб­со­лю­ту, слия­ния с ним. Од­ним из пу­тей к это­му яв­ля­ет­ся ос­но­ван­ная на пол­ном от­ре­че­нии от ми­ра ме­ди­та­тив­ная прак­ти­ка йо­ги, дру­гим (кар­ма-йо­га) – пре­бы­ва­ние в ми­ре и со­вер­ше­ние дей­ст­вий без стрем­ле­ния к вы­год­но­му ре­зуль­та­ту, т. е. от­ре­шён­ность от дея­ний «из­нут­ри» при со­хра­не­нии внеш­ней ак­тив­но­сти («без­дей­ст­вие в дей­ст­вии»). Наи­бо­лее, с точ­ки зре­ния «Б.», со­вер­шен­ный путь к ос­во­бо­ж­де­нию – это путь бхак­ти, по­ни­мае­мый как бла­го­го­вей­ная лю­бовь к Бха­га­ва­ну и по­чи­та­ние его.

Со­глас­но ука­за­ни­ям «Б.» и боль­шин­ст­ва ком­мен­та­ри­ев, текст по­эмы дол­жен быть не «по­нят» (в совр. зна­че­нии сло­ва), а вы­учен наи­зусть для по­сле­дую­ще­го ре­гу­ляр­но­го по­вто­ре­ния (вслух или про се­бя). Об­ра­зы по­эмы внут­рен­не про­ти­во­ре­чи­вы, так что при дли­тель­ном по­вто­ре­нии адепт при­хо­дит к ос­во­бо­ж­де­нию этих об­ра­зов от вся­ко­го кон­крет­но­го со­дер­жа­ния. В ре­зуль­та­те воз­ни­ка­ет со­стоя­ние для­ще­го­ся, не­пре­рыв­но­го зна­ния-при­по­ми­на­ния (по­хо­же­го, со­глас­но ком­мен­та­ри­ям к «Б.», на по­ток бес­шум­но лью­ще­го­ся мас­ла), ли­шён­но­го вся­ко­го пред­став­ле­ния о пред­ме­те. Это со­стоя­ние чис­то­го про­цес­са осоз­на­ва­ния по­лу­ча­ет в «Б.» на­име­но­ва­ние «брах­ма­на­нир­ва­на», «нир­ва­на», «твёр­дая муд­рость».

«Б.» ока­за­ла влия­ние на мн. шко­лы инд. фи­ло­со­фии, и пре­ж­де все­го на ве­дан­ту, обу­сло­вив об­шир­ную ком­мен­та­тор­скую тра­ди­цию (ком­мен­та­рии Шан­ка­ры, Ра­ма­нуд­жи, каш­мир­ских ши­ваи­тов). Идеи «Б.» име­ли важ­ное зна­че­ние для ин­дуи­ст­ско­го воз­ро­ж­де­ния 19–20 вв., осо­бен­но для А. Гхо­ша, Ви­ве­ка­нан­ды, Рад­хак­риш­на­на.

Ис­точн.: «Бха­га­вад­ги­та» / Пер., вве­де­ние и прим. Б. Л. Смир­но­ва. СПб., 2000.

Лит.: Lamotte E. Notes sur la Bhagavadgīta̅. P., 1929; Edgerton F. The Bhagavadgīta̅. Gamb. (Mass.), 1944. Vol. 1–2 [repr. – Camb. (Mass.), 2002. Vol. 1–2]; Се­мен­цов В. С. «Бха­га­вад­ги­та» в тра­ди­ции и в со­вре­мен­ной на­уч­ной кри­ти­ке. М., 1985.

Вернуться к началу