Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БРАХМАНИ́ЗМ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 179-180

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Г. Лысенко

БРАХМАНИ́ЗМ, в Древ­ней Ин­дии сис­те­ма ре­лиг. ми­ро­воз­зре­ния и ри­туа­ла, раз­вив­шая­ся из ве­дий­ской ре­ли­гии в сер. 1-го тыс. до н. э. и в пер­вые ве­ка н. э. и по­ло­жив­шая на­ча­ло ин­ду­из­му. Назв. «Б.», пред­ло­жен­ное зап. ис­то­ри­ка­ми ре­ли­гии, мо­жет быть ис­тол­ко­ва­но как про­из­вод­ное от 1) брáхмана (ср. род), са­краль­ной фор­му­лы, кос­мич. за­гад­ки, вы­ра­жаю­щей мис­тич. зна­че­ние жерт­во­при­но­ше­ния [на ми­фо­ло­гич. уров­не брá х­ману (ср. род) со­от­вет­ст­ву­ет бог Брах­ма]; 2) брáхмана (муж. род), зна­то­ка брах­ма­на (ср. род), – жре­ца, над­зи­раю­ще­го за со­блю­де­ни­ем ри­туа­ла; 3) брах­ма́н, груп­пы тек­стов, тол­кую­щих смысл ри­ту­аль­ных про­це­дур (со­став­ле­ны ме­ж­ду 9 и 6 вв. до н. э.).

В Б. ри­ту­ал из сред­ст­ва воз­дей­ст­вия на бо­гов и ре­ше­ния зем­ных про­блем (см. Ве­дий­ская ре­ли­гия) пре­вра­ща­ет­ся в са­мо­цель – наи­выс­ший сим­вол ду­хов­ной вла­сти, глав­ный ре­гу­ля­тор со­ци­аль­ной и ре­лиг. жиз­ни. Ут­ра­чи­вая не­по­сред­ст­вен­ное влия­ние на судь­бы лю­дей, бо­ги ста­но­вят­ся при­дат­ком жерт­во­при­но­ше­ния, сво­дясь к име­нам, про­из­но­си­мым (вслух или про се­бя) при ре­ци­та­ции гим­нов и вы­пол­не­нии ри­ту­аль­ных це­ре­мо­ний. Цель жерт­во­при­но­ше­ния до­с­ти­га­ет­ся не с по­мо­щью бо­гов, а бла­го­да­ря са­мим ри­туа­лам, ко­то­рые, бу­ду­чи пра­виль­но ис­пол­нен­ны­ми, дей­ст­ву­ют как не­от­вра­ти­мая кос­мич. си­ла. Хо­тя лю­бое жерт­во­при­но­ше­ние со­вер­ша­ет­ся в ин­те­ре­сах за­каз­чи­ка ри­туа­ла (яд­жа­ма­ны), под­лин­ны­ми хо­зяе­ва­ми это­го дей­ст­ва яв­ля­ют­ся жре­цы-брах­ма­ны. Счи­та­ет­ся, что ис­пол­не­ние ри­туа­ла в со­от­вет­ст­вии с пра­ви­ла­ми, из­вест­ны­ми лишь им од­ним, да­ёт им власть над жерт­во­при­но­ше­ни­ем и вме­сте с ним – над все­лен­ским ми­ро­по­ряд­ком. В ри­туа­ле нет ни­че­го вто­ро­сте­пен­но­го, всё име­ет важ­ное сим­во­лич. зна­че­ние, да­же про­це­дур­ные де­та­ли: под­го­тов­ка жерт­вы, спо­соб её умер­щв­ле­ния и рас­чле­не­ния, счёт сло­гов в ри­ту­аль­ных за­кли­на­ни­ях, тон и гром­кость их ис­пол­не­ния, ко­ор­ди­на­ция ри­ту­аль­ных дей­ст­вий с ре­ци­та­ци­ей тек­стов, пра­виль­но вы­бран­ное ме­сто и вре­мя жерт­во­при­но­ше­ния и т. п. Ве­дий­ские гим­ны и за­кли­на­ния со­хра­ни­лись и до­шли до на­ше­го вре­ме­ни имен­но бла­го­да­ря то­му, что в пе­ри­од Б. они бы­ли сис­те­ма­ти­зи­ро­ва­ны в со­от­вет­ст­вии с ну­ж­да­ми ри­туа­ла и вклю­че­ны в со­б­ра­ния, из­вест­ные как Риг­ве­да, Са­ма­ве­да, Яд­жур­ве­да и Ат­хар­ва­ве­да.

Клас­сич. ри­ту­ал (пре­ж­де все­го шрау­та, т. е. тор­же­ст­вен­ные пуб­лич­ные це­ре­мо­нии, напр. жерт­во­при­но­ше­ние ко­ня – аш­ва­мед­ха) пред­став­лял со­бой, как пра­ви­ло, сим­во­лич. кос­мо­го­нич. акт вос­со­з­да­ния все­лен­ной, не­ба, зем­ли, час­тей све­та и т. п. из рас­чле­нён­но­го те­ла жерт­вен­но­го жи­вот­но­го (в со­от­вет­ст­вии с жерт­во­при­но­ше­ни­ем бо­га Прад­жа­па­ти, при­нёс­ше­го се­бя в жерт­ву пу­тём рас­чле­не­ния на час­ти соб­ст­вен­но­го те­ла, а за­тем соз­дав­ше­го из них и кос­мос, и всё, что его на­се­ля­ет), напр. ри­ту­ал аг­ни­чая­на (со­ору­же­ние ог­нен­но­го ал­та­ря). Уст­рой­ст­во ри­ту­аль­но­го про­стран­ст­ва и ал­та­ря сим­во­ли­зи­ру­ет уст­рой­ст­во все­лен­ной; час­ти те­ла че­ло­ве­ка или жерт­вен­но­го жи­вот­но­го, а так­же ри­ту­аль­ная ут­варь ото­жде­ст­в­ля­ют­ся со сти­хия­ми, стра­на­ми све­та, ми­ра­ми, бо­га­ми и т. д. Имен­но та­кие со­от­вет­ст­вия и со­став­ля­ли глав­ное со­дер­жа­ние кос­мич. за­гад­ки – брах­ма­на, зна­ние ко­то­ро­го де­ла­ло жре­цов-брах­ма­нов вла­сти­те­ля­ми и хра­ни­те­ля­ми тай­ны и ма­гич. си­лы жерт­во­при­но­ше­ния. Кшат­рии, вто­рое важ­ней­шее со­сло­вие ин­дий­ско­го об­ще­ст­ва, яв­ля­ют­ся лишь за­каз­чи­ка­ми жерт­во­при­но­ше­ния. Ин­д­ра, глав­ное бо­же­ст­во ве­дий­ской ре­ли­гии, в Б. ус­ту­па­ет гла­вен­ст­во бо­гу Пра­д­жа­па­ти, во­пло­щаю­ще­му жерт­во­при­но­ше­ние как струк­ту­ри­ро­ван­ное дей­ст­вие, не­су­щее в се­бе идею кос­мич. по­ряд­ка (дхар­мы). Ино­гда Прад­жа­па­ти ото­жде­ст­в­ля­ет­ся с Брах­мой. В тек­стах брах­ман ка­ж­до­му дей­ст­вию, ка­ж­до­му пред­ме­ту да­ва­лось сим­во­лич., кос­мо­ло­гич. и ми­фо­ло­гич. объ­яс­не­ние. Обыч­но это бы­ла ис­то­рия их воз­ник­но­ве­ния, свя­зан­ная с к.-л. об­стоя­тель­ст­ва­ми жиз­ни бо­гов. Ми­фо­ло­гия Б., столь же ори­ен­ти­ро­ван­ная на ри­ту­ал, как и его ре­ли­гия, со­дер­жит про­об­раз и, вме­сте с тем, фор­ми­ру­ет мо­дель со­ци­аль­но­го и ре­лиг. по­ве­де­ния: как по­сту­па­ли не­ко­гда бо­ги, так те­перь по­сту­па­ют лю­ди. К Б. от­но­сит­ся за­вер­шаю­щая часть Вед – Упа­ни­ша­ды, в ко­то­рых внеш­ний ри­ту­ал ус­ту­па­ет ме­сто внут­рен­не­му, со­вер­шае­мо­му мыс­лью.

Не­удов­ле­тво­рён­ность ве­рую­щих чрез­вы­чай­ным фор­ма­лиз­мом и за­кры­то­стью Б., его ме­ха­ни­стич­но­стью и скру­пу­лёз­ной рег­ла­мен­та­ци­ей че­ло­ве­че­ской жиз­ни, и, на­ко­нец, тем, что их ре­лигиозные чув­ст­ва и ду­хов­ные по­ис­ки ока­зы­ва­лись не­вос­тре­бо­ван­ны­ми, по­слу­жи­ла бла­го­дат­ной поч­вой для воз­ник­но­ве­ния мис­ти­циз­ма Упа­ни­шад и рас­цве­та не­ор­то­док­саль­ных (не­ве­дий­ских) ре­ли­гий: ад­жи­ви­ки, джай­низ­ма и буд­диз­ма. Вы­зов со сто­ро­ны этих но­вых форм ре­ли­ги­оз­но­сти, а так­же кри­зис са­мо­го Б. спо­соб­ст­во­ва­ли фор­ми­ро­ва­нию на его ос­но­ве бо­лее от­кры­той и дос­туп­ной ре­ли­гии – ин­ду­из­ма.

Лит.: Се­мен­цов В. С. Про­бле­мы ин­тер­пре­тации брах­ма­ни­че­ской про­зы: Ри­ту­аль­ный сим­во­лизм. М., 1981; Шо­хин В. К. Брах­ма­ни­ст­ская фи­ло­со­фия: На­чаль­ный и ран­не­клас­си­че­ский пе­рио­ды. M., 1994; Ма­ла­муд Ш. Ис­печь мир. Ри­ту­ал и мысль в древ­ней Ин­дии. М., 2005.

Вернуться к началу