Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БОНХЁФФЕР

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 29

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. И. Гараджа

БОНХЁФФЕР (Bonhoeffer) Дит­рих [4.2.1906, Брес­лау (ны­не Вроц­лав, Поль­ша) – 9.4.1945, конц­ла­герь Флос­сен­бюрг], про­тес­тант­ский тео­лог, ре­лиг. мыс­ли­тель, лю­те­ран­ский пас­тор.

В 1923 по­сту­пил на тео­ло­гич. ф-т Тюбин­ген­ско­го ун-та; в 1924–30 учил­ся в Бер­ли­не; в 1930 ста­жи­ро­вал­ся в се­ми­на­рии в Нью-Йор­ке. В 1931–33 пре­по­да­вал сис­те­ма­ти­че­скую тео­ло­гию в Бер­лин­ском ун-те. В 1934–35 слу­жил пас­то­ром в Лон­до­не. В 1935 вер­нул­ся в Гер­ма­нию, где при­сое­ди­нил­ся к «Ис­по­вед­ни­че­ской церк­ви» (нем. Bekennende Kirche), соз­дан­ной вес­ной 1934 на ос­но­ве т. н. Чрез­вы­чай­ной пас­тор­ской ли­ги (ли­дер ли­ги – М. Ни­мёл­лер) и зая­вив­шей о не­до­пус­ти­мо­сти вме­ша­тель­ст­ва го­су­дар­ст­ва в цер­ков­ные де­ла, о не­из­мен­но­сти ав­то­ри­те­та Биб­лии (т. н. Бар­мен­ская дек­ла­ра­ция; май 1934). В 1938 Б. бы­ло за­пре­ще­но пре­по­да­вать, про­по­ве­до­вать и пуб­ли­ко­вать тру­ды. С 1939 уча­ст­ник нем. Дви­же­ния Со­про­тив­ле­ния, а так­же за­го­во­ра и не­удав­ше­го­ся по­ку­ше­ния на А. Гит­ле­ра; в 1943 был аре­сто­ван и за­тем каз­нён.

Из­вест­ность Б. при­нес­ли его пись­ма из тюрь­мы, объ­е­ди­нён­ные по­сле вой­ны в кн. «Со­про­тив­ле­ние и по­кор­ность» («Widerstand und Ergebung», 1951, рус. пер. 1994), а так­же др. со­чи­не­ния. Глав­ным в хри­сти­ан­ст­ве (вслед за К. Бар­том) Б. счи­тал ве­ру; ве­ру как от­вет на «об­ра­щён­ное к че­ло­ве­ку Сло­во Бо­жие, От­кро­ве­ние Бо­га в Ии­су­се из На­за­ре­та», как «ре­ше­ние» (ра­ди­каль­ное из­ме­не­ние жиз­ни), но не как «ре­ли­гию», под которой он понимал объ­ек­ти­ва­цию Бо­га и Его От­кро­ве­ния в куль­то­вой прак­ти­ке. По мне­нию Б., хри­сти­ан­ский Бог, в от­ли­чие от бо­гов язы­че­ских, слаб и бес­си­лен в ми­ре, он «по­зво­ля­ет вы­тес­нить се­бя из ми­ра на Крест». Но имен­но в этом осу­ще­ст­в­ля­ет­ся его по­мощь ка­ж­до­му че­ло­ве­ку в дос­ти­же­нии са­мо­стоя­тель­но­сти жиз­ни вне «ре­ли­ги­оз­но­го али­би».

Осоз­нав­ший се­бя «со­вер­шен­но­лет­ним» че­ло­век сто­ит пе­ред Бо­гом без по­сред­ни­ка в ви­де ре­ли­гии, ко­то­рую Б. счи­тал де­лом рук че­ло­ве­че­ских. В этом Б. ви­дит не «от­па­де­ние от Бо­га», а очи­ще­ние ве­ры, в т. ч. и от её ре­лиг. ин­тер­пре­та­ции. Тео­ло­гия Б. пред­став­ля­ет со­бой ос­мыс­ле­ние опы­та се­ку­ля­ри­за­ции. Для совр. че­ло­ве­ка, жи­ву­ще­го в свет­ском об­ще­ст­ве, про­бле­мой яв­ля­ет­ся не «миф», от ко­то­ро­го Р. Бульт­ман стре­мил­ся ос­во­бо­дить Еван­ге­лие, а са­ма ре­ли­гия с её кон­цеп­ци­ей транс­цен­дент­но­го Бо­га и чу­да. «Ре­ли­ги­оз­ное» хри­сти­ан­ст­во от­го­ра­жи­ва­ет цер­ковь от ок­ру­жаю­ще­го ми­ра и его про­блем, в то вре­мя как ей не при­ста­ло быть оза­бо­чен­ной лишь свои­ми соб­ст­вен­ны­ми де­ла­ми, – она долж­на слу­жить ми­ру. По мне­нию Б., сбро­сив ре­ли­гию как свою внеш­нюю обо­лоч­ку, от­ка­зав­шись от при­зна­ния «ап­ри­ор­ной ре­ли­ги­оз­но­сти» лю­дей, хри­сти­ан­ст­во пре­одо­ле­ет «ре­ли­ги­оз­ность» и ста­нет «без­ре­ли­ги­оз­ным», нуж­ным че­ло­ве­ку не толь­ко в ми­ну­ты его сла­бо­сти.

Идеи Б. ока­за­ли ог­ром­ное воз­дей­ст­вие на хри­сти­ан­скую мысль За­па­да 2-й пол. 20 в., про­ло­жи­ли до­ро­гу фор­ми­ро­вав­шим­ся в 1960-е гг. т. н. тео­ло­ги­ям ро­ди­тель­но­го па­де­жа (тео­ло­гии на­де­ж­ды, тео­ло­гии ис­то­рии, тео­ло­гии куль­ту­ры, тео­ло­гии ос­во­бо­ж­де­ния) и «тео­ло­гии смер­ти Бо­га».

Соч.: Gesammelte Schriften. Münch., 1958–1974. Bd 1–6.

Лит.: Га­рад­жа В. И. Д. Бон­хёф­фер: Cо­про­тивление и по­кор­ность // От Лю­те­ра до Вайц­зек­ке­ра: Ве­ли­кие про­тес­тант­ские мыс­ли­тели Гер­ма­нии. М., 1994; Bethge E. D. Bon­hoef­fer: Theologe–Christ–Zeitgenosse. 8. Aufl. Darm­stadt, 2004.

Вернуться к началу