Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЛАГОДА́ТЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 578-579

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. В. Л

БЛАГОДА́ТЬ (евр. חן или חסד, греч. χάρις, лат. gratia), в хри­сти­ан­ст­ве Бо­же­ст­вен­ная си­ла (δύναμις), в ко­то­рой Бог яв­ля­ет Се­бя че­ло­ве­ку, а че­ло­век с её по­мо­щью пре­одо­ле­ва­ет в се­бе гре­хов­ное на­ча­ло.

В Вет­хом За­ве­те сло­вом חן ха­рак­те­ри­зу­ет­ся муд­рый че­ло­век (Еккл. 10:12), осн. зна­че­ния­ми сло­ва חסד яв­ля­ют­ся «ми­лость», «ми­ло­сер­дие». О Б., как о Бо­же­ст­вен­ной си­ле, го­во­рит апо­сто­лам сам Ии­сус Хри­стос (Де­ян. 1:8). Как си­ла Б. по­ни­ма­ет­ся ап. Пав­лом (2 Кор. 12:9). Б. дей­ст­ву­ет на че­ло­ве­ка по­доб­но све­ту во тьме (Ин. 1:4–5): она про­све­ща­ет вся­ко­го при­хо­дя­ще­го в мир (Ин. 1:9). Под этим воз­дей­ст­ви­ем рас­сеи­ва­ет­ся гре­хов­ная тьма, ме­шаю­щая че­ло­веку по­знать са­мо­го се­бя и по­стиг­нуть под­лин­ный смысл жиз­ни. Б. про­све­щает пре­ж­де все­го ду­шу че­ло­ве­ка, его серд­це и его со­весть. Ос­вя­ще­ние Б. че­ло­ве­ка ста­ло воз­мож­ным бла­го­да­ря со­вер­шён­но­му Хри­стом ис­ку­п­ле­нию че­ло­ве­че­ско­го ро­да (Ин. 7:39). По­это­му Б. да­ру­ет­ся че­ло­ве­ку толь­ко «во Хри­сте Ии­су­се» (1 Кор. 1:4), а при­няв­шие Б. и имею­щие её в се­бе ста­но­вят­ся но­си­теля­ми «Ду­ха Хри­сто­ва» (Рим. 8:9), Ко­то­рый по­сы­ла­ет­ся Бо­гом От­цом (см. Трои­ца) и все­ля­ет­ся в их серд­ца (Гал. 4:6). Со­вер­ши­те­лем же бла­го­дат­но­го ос­вя­ще­ния че­ло­ве­ка яв­ля­ет­ся Свя­той Дух.

В пра­во­слав­ной тра­ди­ции о при­ро­де Бо­же­ст­вен­ной си­лы речь идёт в «Аре­о­па­ги­ти­ках» (О Бо­же­ст­вен­ных име­нах, II, 4–5, 7, 11). Эта си­ла на­зы­ва­ет­ся так­же «энер­гия­ми», «Бо­же­ст­вен­ной сла­вой», «лу­ча­ми Бо­же­ст­ва», «не­твар­ным све­том». Она яв­ля­ет­ся про­яв­ле­ни­ем Бо­же­ст­вен­ной при­ро­ды, по­это­му ею об­лада­ют все три Ли­ца Св. Трои­цы не­за­ви­си­мо от их ипо­стас­ных свойств.

В ка­то­лич. тра­ди­ции Б. раз­де­ля­ет­ся на ви­ды. До не­дав­не­го вре­ме­ни при­зна­ва­лось на­ли­чие Б. внеш­ней, внут­рен­ней, пред­ва­ряю­щей, по­бу­ж­даю­щей, дей­ст­вую­щей, ос­вя­щаю­щей, Бо­жи­ей, Хри­сто­вой и др. В совр. Ка­те­хи­зи­се (офиц. сво­де уче­ния) ка­то­лич. церк­ви го­во­рит­ся толь­ко о 3 ви­дах Б.: пер­вич­ной, на­хо­дя­щей­ся у ис­то­ков об­ра­ще­ния че­ло­ве­ка; воз­дей­ст­вую­щей (ак­ту­аль­ной), пред­став­ляю­щей со­бой Бо­же­ст­вен­ное «вме­ша­тель­ство», уча­стие; ос­вя­щаю­щей, ко­то­рая яв­ля­ет­ся по­сто­ян­ным да­ром, сверхъ­ес­те­ст­вен­ным рас­по­ло­же­ни­ем, со­вер­шен­ст­вую­щим ду­шу, что­бы сде­лать её спо­соб­ной жить с Бо­гом.

Про­тес­тант­ское уче­ние о Б. от­ли­ча­ет­ся мно­го­об­ра­зи­ем то­чек зре­ния. По­ле­ми­ка ме­ж­ду М. Лю­те­ром и Ф. Ме­лан­хто­ном и их сто­рон­ни­ка­ми об­на­ру­жи­ла раз­ные взгля­ды на Б., дей­ст­вую­щую в разл. мо­мен­ты, а так­же на ус­вое­ние Б. че­ло­ве­ком. При этом оба при­дер­жи­ва­лись осн. по­ло­же­ний уче­ния о Б. Ав­густи­на. Они при­зна­ва­ли пол­ную не­спо­соб­ность к до­б­ру при­ро­ды че­ло­ве­ка, ис­пор­чен­ной гре­хом (Фор­му­ла со­гла­сия. Кон­спек­тив­ное из­ло­же­ние. I, 13–16; Де­таль­ное из­ло­же­ние. I, 1–10, осо­бен­но 11, 60). Доб­ро в че­ло­ве­ке – это ис­клю­чи­тель­но ре­зуль­тат дей­ст­вия в нём Б. Со­глас­но Ж. Каль­ви­ну, от на­шей во­ли не мо­жет про­изой­ти ни­че­го доб­ро­го, по­ка она не бу­дет пре­об­ра­же­на, а пре­об­ра­жён­ная – она уже не от нас, но от Бо­га (На­став­ле­ния в хри­сти­ан­ской ве­ре. II, 3, 8). Каль­ви­ни­сты (см. Каль­ви­низм) и пу­ри­та­не в по­ни­ма­нии Б. ис­хо­ди­ли из аб­со­лют­но­го пре­до­пре­де­ле­ния из­бран­ных к спа­се­нию. Впо­след­ст­вии под влия­ни­ем идей ли­бе­раль­ной тео­ло­гии на­блю­да­ет­ся смяг­че­ние это­го жё­ст­ко­го прин­ци­па.

Лит.: Ка­тан­ский А. Уче­ние о бла­го­да­ти Бо­жи­ей в тво­ре­ни­ях древ­них св. от­цов и учи­те­лей Церк­ви до блж. Ав­гу­сти­на. СПб., 1902; Torrance T. F. The doctrine of grace in the apo­stolic fathers. Edinburgh; L., 1948; Smith C. R. The Bible doctrine of grace and related doctrines. L., 1956; Daujat J. The theology of grace. N. Y., 1959; Вы­ше­слав­цев Б. П. Эти­ка пре­об­ра­жен­но­го эро­са: Про­бле­ма за­ко­на и бла­го­да­ти. М., 1994; Фео­фан (Бы­ст­ров), ар­хи­еп. О бла­го­да­ти Бо­жи­ей. СПб., 1996.

Вернуться к началу