БОГОСЛУЖЕ́НИЕ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 661-663

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. С. Желтов (Богослужение в христианстве)

БОГОСЛУЖЕ́НИЕ, од­но из са­мых зна­чи­мых про­яв­ле­ний че­ло­ве­че­ской ре­ли­ги­оз­но­сти; со­во­куп­ность осо­бых дей­ст­вий и ри­туа­лов, со­про­во­ж­дае­мых мо­лит­вен­ны­ми тек­ста­ми, цель ко­то­рых – дос­ти­же­ние свя­зи (лат. religio) с Бо­гом и Бо­же­ст­вен­ным.

Б. – обя­за­тель­ная со­став­ляю­щая всех ре­ли­гий; при­ни­ма­ет разл. фор­мы в за­ви­си­мо­сти от сис­те­мы ве­ро­ва­ний, свой­ст­вен­ных той или иной кон­фес­сии, и от куль­тур­ной сре­ды, в ко­торой она пре­бы­ва­ет. Об­щие при­зна­ки Б.: ри­ту­аль­ные фор­мы, за­клю­чён­ные в Б., счи­та­ют­ся ус­та­нов­лен­ны­ми Бо­гом или из­бран­ны­ми им людь­ми; по­ря­док Б. стро­го рег­ла­мен­ти­ро­ван и кон­сер­ва­ти­вен (вплоть до объ­яв­ле­ния не­из­мен­но­сти не толь­ко об­ря­дов и тек­стов, но и язы­ка). Ме­сто и вре­мя со­вер­ше­ния Б. счи­та­ют­ся свя­щен­ны­ми, по­это­му Б. про­хо­дит в спе­ци­аль­но от­ве­дён­ных мес­тах. При­хо­дя­щий в та­кое ме­сто че­ло­век счи­та­ет­ся гос­тем Бо­га.

Во­вле­чён­ность че­ло­ве­ка в при­род­ные про­цес­сы, про­те­каю­щие во вре­ме­ни цик­ли­че­ски (сме­на вре­мён го­да и т. д.), при­ве­ла к ус­та­нов­ле­нию сис­те­мы празд­ни­ков, по­стов и т. д., со­от­не­се­нию Б. с оп­ре­де­лён­ны­ми ча­са­ми су­ток и дня­ми не­де­ли. Об­щин­ный ха­рак­тер Б. во мно­гих куль­ту­рах вы­ра­жа­ет­ся в фор­ме об­щей тра­пе­зы. Осо­бая роль в Б. от­во­дит­ся сло­ву, оп­ре­де­лён­ным фор­мам тек­ста (мо­лит­ва, гимн, бла­го­сло­ве­ние и т. д.). Бо­го­слу­жеб­ные тра­ди­ции, прак­ти­ко­вав­шие­ся че­ло­ве­че­ст­вом, чрез­вы­чай­но раз­но­об­раз­ны с об­ря­до­вой точ­ки зре­ния.

Богослужение в Ветхом Завете

В вет­хо­за­вет­ной тра­ди­ции осн. иде­ей, про­ни­зы­ваю­щей все пред­став­ле­ния о Б., яв­ля­ет­ся идея жерт­вы: жерт­ву при­но­сят пра­от­цы; ею скре­п­ля­ет­ся За­вет Бо­га – сна­ча­ла с Но­ем, за­тем с Ав­раа­мом и, на­ко­нец, с на­ро­дом Из­раи­ля; при­не­се­ние жерт­вы ста­но­вит­ся глав­ным свя­щен­но­дей­ст­ви­ем хра­мо­во­го Б. В эпо­ху пра­от­цев и пат­ри­ар­хов про­ве­де­ние Б. бы­ло воз­ло­же­но на гла­ву се­мьи, ко­то­рая од­но­вре­мен­но бы­ла и об­щи­ной ве­рую­щих; на­чи­ная с Ав­раа­ма, зна­ком всту­п­ле­ния в об­щи­ну ста­но­вит­ся об­ре­за­ние. По­сле Ис­хо­да из­ра­иль­ско­го на­ро­да из Егип­та и по­сле­до­вав­ше­го за этим за­клю­че­ния За­ве­та ме­ж­ду Бо­гом и Его на­ро­дом гл. иде­ей Б. ста­но­вит­ся по­сто­ян­ное стрем­ле­ние к ук­ре­п­ле­нию За­ве­та и тем са­мым его ак­туа­ли­за­ция. Б. при­об­ре­та­ет слож­ные ри­туа­ли­зир. фор­мы: вво­дит­ся сис­те­ма еже­днев­ных, еже­суб­бот­них, еже­ме­сяч­ных, празд­нич­ных и ча­ст­ных жерт­во­при­но­ше­ний; по­яв­ля­ет­ся слож­ная сис­те­ма ри­ту­аль­ных за­пре­тов; ус­та­нав­ли­ва­ет­ся ле­вит­ское (на­след­ст­вен­ное) свя­щен­ст­во; воз­ни­ка­ет сис­те­ма празд­ни­ков (Пас­ха, Ку­щи, День Ис­ку­п­ле­ния и др.). Ме­стом со­вер­ше­ния Б. ста­но­вит­ся ски­ния, при­сут­ст­вие в ко­торой ков­че­га За­ве­та сим­во­ли­че­ски вы­ра­жа­ет при­сут­ст­вие Бо­га сре­ди Его на­ро­да. В эпо­ху из­ра­иль­ских ца­рей осн. цен­тром Б. ста­но­вит­ся Ие­ру­са­лим. В пе­ри­од Ва­ви­лон­ско­го пле­не­ния в си­лу не­воз­мож­но­сти со­вер­шать Б. в Ие­ру­са­лим­ском хра­ме раз­ви­тие по­лу­ча­ют идеи о том, что под­лин­ная мо­лит­ва мо­жет за­ме­нить со­бой слож­ную сис­те­му ри­туа­лов и что стра­да­ния из­бран­но­го на­ро­да – это и есть ис­тин­ная жерт­ва, при­но­си­мая Бо­гу. В прак­ти­ке Б. в иу­дей­ских об­щи­нах Па­ле­сти­ны и «сре­ды рас­сея­ния» эпо­хи Вто­ро­го хра­ма воз­ни­ка­ет тра­ди­ция со­б­ра­ний для со­вме­ст­ной мо­лит­вы в мо­лит­вен­ных до­мах (си­на­го­гах), при этом не­отъ­ем­ле­мым эле­мен­том Б. ста­но­вит­ся чте­ние Пя­ти­кни­жия.

Богослужение в иудаизме

По­сле раз­ру­ше­ния Ие­ру­са­лим­ско­го хра­ма в 70 н. э. вет­хо­за­вет­ное хра­мо­вое Б. ис­чез­ло, и его ме­сто в сре­де иу­де­ев за­ня­ло си­на­го­галь­ное. Не­воз­мож­ность ис­пол­нить бо­го­слу­жеб­ные пред­пи­са­ния За­ко­на Мои­сее­ва и од­но­вре­мен­но ве­ра в их не­об­хо­ди­мость по­ро­ди­ли прак­ти­ку еже­днев­но­го про­чте­ния ве­рую­щи­ми иу­дея­ми опи­са­ний хра­мо­во­го Б., что, как счи­та­лось, за­ме­ня­ет ре­аль­ное его со­вер­ше­ние. Сло­жи­лась це­лая сис­те­ма об­ще­ст­вен­ных и ча­ст­ных мо­литв. Ос­нов­ны­ми мо­лит­вами иу­да­из­ма яв­ля­ют­ся чте­ние Шма (евр. – слу­шай) – ве­ро­ис­по­вед­но­го тек­ста из кни­ги Вто­ро­за­ко­ния, и Шмо­нэ-Эс­ре (евр. – во­сем­на­дцать [бла­го­сло­ве­ний]), или Ами­да (евр. – стоя­ние). С кон. 2 в. по­ря­док, тек­сты мо­литв и пес­но­пе­ний си­на­го­галь­но­го Б. бы­ли по­сте­пен­но за­фик­си­ро­ва­ны и к эпо­хе Сред­не­ве­ко­вья при­ня­ли близ­кий к на­стоя­ще­му вид. Тем не ме­нее пер­вые пись­мен­ные сбор­ни­ки мо­литв из­вест­ны толь­ко с 9–10 вв. К это­му вре­ме­ни сло­жи­лись чи­но­пос­ле­до­ва­ния осн. празд­ни­ков (в т. ч. пас­халь­ная Ага­да и др.) и сис­те­ма чте­ний Свя­щен­но­го Пи­са­ния. В ос­нов­ных цен­трах рас­сея­ния, Па­ле­сти­не и Ва­ви­ло­нии, воз­ник­ли два осн. об­ря­да иу­дей­ско­го Б. – аш­ке­на­зий­ский (рас­про­стра­нив­ший­ся впо­след­ст­вии в герм. зем­лях, для не­го ха­рак­тер­но ис­поль­зо­ва­ние тек­стов на язы­ке идиш) и се­фард­ский (при­ня­тый у ев­ре­ев, жи­ву­щих в Ис­па­нии, Сев. Аф­ри­ке и Йе­ме­не).

Богослужение в христианстве

Со­глас­но уче­нию Церк­ви, Б. яв­ля­ет­ся сред­ст­вом, ве­ду­щим к под­лин­но­му обо­же­нию че­ло­ве­ка. Клю­че­вой иде­ей хри­сти­ан­ско­го Б. яв­ля­ет­ся Жерт­ва, при­не­сён­ная на Кре­сте Ии­су­сом Хри­стом. Ме­стом пре­бы­ва­ния этой жерт­вы слу­жит ос­но­ван­ная Им Цер­ковь, а че­рез уча­стие в бо­го­слу­же­нии чле­ны Церк­ви мо­гут мис­ти­че­ски при­об­щить­ся к при­не­сён­ной Хри­стом жерт­ве. Хри­сти­ан­ское Б. – про­дол­же­ние и вос­пол­не­ние вет­хо­за­вет­но­го.

Ос­нов­ная от­ли­чи­тель­ная чер­та хри­сти­ан­ско­го Б. – со­вер­ше­ние та­инств, ве­ли­чай­шее из ко­то­рых – ев­ха­ри­стия, ус­та­нов­лен­ная Ии­су­сом Хри­стом во вре­мя Тай­ной ве­че­ри. При­ни­мая в ев­ха­ри­стии под ви­дом хле­ба и ви­на Те­ло и Кровь Хри­сто­вы, ве­рую­щие при­об­ща­ют­ся к спа­си­тель­ным пло­дам Его Жерт­вы и на­сле­ду­ют жизнь веч­ную. Дру­гие важ­ней­шие та­ин­ст­ва: кре­ще­ние и ми­ро­по­ма­за­ние, вво­дя­щие че­ло­ве­ка в Цер­ковь и от­кры­ваю­щие ему дос­туп к ев­ха­ри­стии; по­кая­ние и еле­ос­вя­ще­ние, вос­ста­нав­ли­ваю­щие воз­мож­ность ев­ха­ри­сти­че­ско­го об­ще­ния для че­ло­ве­ка, впав­ше­го в ду­хов­ную или те­лес­ную не­мощь; свя­щен­ст­во и брак, по­став­ляю­щие че­ло­века на оп­ре­де­лён­ное слу­же­ние церк­ви. Все хри­стиа­не в кре­ще­нии по­лу­ча­ют дар Свя­то­го Ду­ха и воз­мож­ность Бо­го­об­щения, со­став­ляя, та­ким об­ра­зом, «цар­ст­вен­ное» свя­щен­ст­во. Су­ще­ст­во­ва­ние иерар­хи­че­ско­го (слу­жеб­но­го) свя­щен­ст­ва вы­зва­но тем, что спа­се­ние осу­ще­ст­в­ля­ет­ся не ча­ст­ным об­ра­зом, а че­рез Цер­ковь, зем­ная жизнь ко­то­рой долж­на быть упо­ря­до­че­на. Кро­ме та­инств, в церк­ви со­вер­ша­ют­ся служ­бы (мо­лит­вы, пес­но­пе­ния и об­ря­ды), ус­та­нов­лен­ные в оп­ре­де­лён­ное вре­мя су­ток, а так­же в оп­ре­де­лён­ные дни не­де­ли и го­да.

Б. ран­ней церк­ви во мно­гом бы­ло свя­за­но с си­на­го­галь­ным (чте­ние книг Вет­хо­го За­ве­та, струк­ту­ра мо­литв, пе­ние псал­мов и биб­лей­ских пес­ней, празд­но­ва­ние Пас­хи и др.). Древ­ней­шие хри­сти­ан­ские тек­сты (Но­вый За­вет, Ди­да­хе и др.) сви­де­тель­ст­ву­ют о ре­гу­ляр­ном со­вер­ше­нии та­инств ев­ха­ри­стии и кре­ще­ния (епи­ско­па­ми, пре­сви­те­ра­ми). К 1 в. от­но­сят­ся ус­та­нов­ле­ние по­стов (сре­ды, пят­ни­цы, пред­кре­щаль­но­го), празд­но­ва­ние вос­крес­но­го дня, на­ча­ло фор­ми­ро­ва­ния су­точ­но­го кру­га служб, по­яв­ле­ние цер­ков­ной гим­но­гра­фии. Во 2 в. цер­ков­ные служ­бы со­стоя­ли из чте­ния Свя­щен­но­го Пи­са­ния (или со­вер­ше­ния кре­ще­ния), про­по­ве­ди, об­щих мо­литв о раз­ных ну­ж­дах, при­не­се­ния к пред­стоя­те­лю хле­ба и ви­на, чте­ния пред­стоя­те­лем ев­ха­ри­сти­че­ской мо­лит­вы, пре­лом­ле­ния и раз­дая­ния Да­ров, при­ча­ще­ния Кро­ви и Те­ла Хри­сто­вых. Эта струк­ту­ра с не­ко­то­ры­ми из­ме­не­ния­ми вплоть до на­стоя­ще­го вре­ме­ни ле­жит в ос­но­ве чи­на ев­ха­ри­стии во всех хри­сти­ан­ских тра­ди­ци­ях. На 1-м Все­лен­ском со­бо­ре (см. Все­лен­ские со­бо­ры) (325) ус­та­нов­ле­на еди­ная да­та празд­нова­ния Пас­хи. В 4 в. по­все­ме­ст­ной ста­ла прак­ти­ка со­блю­де­ния Ве­ли­ко­го по­ста, на­ча­ла скла­ды­вать­ся сис­те­ма празд­ни­ков и чте­ний Свя­щен­но­го Пи­са­ния. С при­ня­ти­ем хри­сти­ан­ст­ва в ка­че­ст­ве гос. ре­ли­гии в Рим. им­пе­рии рез­ко воз­рас­та­ет чис­лен­ность хри­сти­ан и по­яв­ля­ют­ся круп­ные цер­ков­ные цен­тры, во мно­гом сов­па­даю­щие с ад­ми­ни­ст­ра­тив­ны­ми. Со вре­ме­нем на этой ос­но­ве фор­ми­ру­ют­ся ли­тур­гич. «се­мьи» бо­го­слу­жеб­ных сис­тем (об­ря­дов). Б. ка­ж­до­го об­ря­да со­сто­ит из од­них и тех же глав­ных ком­по­нен­тов (чи­ны ев­ха­ри­стии и та­инств, сис­те­ма служб су­точ­но­го кру­га, кру­ги празд­ни­ков, лек­цио­нар­ная сис­те­ма, кор­пус гим­но­гра­фи­че­ских со­чи­не­ний), но раз­ли­ча­ет­ся в их кон­крет­ном оформ­ле­нии (ис­поль­зу­ют­ся раз­ные ев­ха­ри­сти­че­ские мо­лит­вы – ана­фо­ры, гим­но­гра­фия; цер­ков­ные ка­лен­да­ри вклю­ча­ют в се­бя раз­ные цик­лы па­мя­тей; не­оди­на­ко­во рас­пре­де­ле­ние биб­лей­ских чте­ний по дням го­да и т. д.). На Вос­то­ке важ­ней­ши­ми бы­ли об­ря­ды алек­сан­д­рий­ский (еги­пет­ский), вос­точ­но-си­рий­ский (об­ряд хри­сти­ан Пер­сии), груп­па близ­ких друг к дру­гу об­ря­дов Зап. Си­рии, Ма­лой Азии и Ар­ме­нии, а так­же об­ря­ды Ие­ру­са­ли­ма и Кон­стан­ти­но­по­ля. На За­па­де осн. об­ря­да­ми бы­ли, с од­ной сто­ро­ны, галль­ский и близ­кие к не­му ис­па­но-мо­са­раб­ский и кельт­ский (ост­ров­ной), с дру­гой – рим­ский (к не­му был, ве­ро­ят­но, бли­зок об­ряд Сев. Аф­ри­ки); в круп­ных го­ро­дах су­ще­ст­во­ва­ли свои ме­ст­ные об­ря­до­вые тра­ди­ции (напр., ам­вро­си­ан­ский об­ряд в Ми­ла­не). На фор­ми­ро­ва­ние ме­ст­ных об­ря­дов боль­шое влия­ние ока­зал пе­ре­вод Б. с гре­че­ско­го на дру­гие язы­ки.

На­сле­до­ва­ние ран­ней цер­ко­вью рим. ан­тич­ных ар­хит. па­мят­ни­ков обу­сло­ви­ло даль­ней­шее раз­ви­тие цер­ков­ной ар­хи­тек­ту­ры и отд. эле­мен­тов хра­мо­во­го про­стран­ст­ва (ал­та­ря, ам­во­на и др.). На раз­ви­тие хри­сти­ан­ско­го Б., осо­бен­но на Вос­то­ке, ог­ром­ное влия­ние ока­за­ло мо­на­ше­ст­во, бо­лее все­го в эпо­ху ико­но­бор­че­ст­ва (8–9 вв.). В 7–9 вв. на­блю­да­ет­ся рас­цвет цер­ков­ной гим­но­гра­фии, по­яв­ля­ют­ся но­вые жан­ры (ка­нон).

По­сле 9 в. бо­го­слу­жеб­ный об­ряд мо­на­сты­рей Кон­стан­ти­но­по­ля, во­брав­ший в се­бя ли­тур­ги­че­ские тра­ди­ции Ие­ру­са­ли­ма и Кон­стан­ти­но­по­ля бо­лее ран­ней эпо­хи, при­об­рёл поч­ти совр. вид и стал нор­ма­тив­ным для все­го пра­во­слав­но­го Вос­то­ка. По­все­ме­ст­ное рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ли мо­на­стыр­ские Ти­пи­ко­ны (кни­ги, упо­ря­до­чи­ваю­щие ус­тав­ной по­ря­док Б.), в ча­ст­но­сти Сту­дий­ский (9–12 вв.) и Ие­ру­са­лим­ский (с 13 в., на Ру­си – с нач. 15 в.) ус­та­вы. При этом в гл. пат­ри­ар­шем хра­ме Кон­стан­ти­но­по­ля – Св. Со­фии – до 1204 Б. про­дол­жа­ло со­вер­шать­ся по т. н. Ти­пи­ко­ну Ве­ли­кой церк­ви, от­ра­жаю­ще­му прак­ти­ку ка­фед­раль­но­го бо­го­слу­же­ния.

В кор­пус пра­во­слав­ных бо­го­слу­жеб­ных книг вхо­дят: 1) кни­ги ли­тур­ги­че­ских чте­ний – Еван­ге­лие, Апо­стол, Про­фи­то­ло­гий [или Па­ре­мий­ник, вы­бор­ка чи­тае­мых за празд­нич­ным Б. тек­стов Вет­хо­го За­ве­та (ВЗ)], Псал­тирь, сбор­ни­ки свя­то­оте­че­ских и агио­гра­фи­че­ских тек­стов; 2) Ев­хо­ло­гий (в слав. тра­ди­ции раз­де­ля­ет­ся на Слу­жеб­ник, Треб­ник, Чи­нов­ник ар­хие­рей­ский), со­дер­жит тек­сты ли­тур­гий, свя­щен­ни­че­ские мо­лит­вы и ек­те­нии служб су­точ­но­го кру­га, чи­ны та­инств и др. по­сле­до­ва­ний; 3) гим­но­гра­фи­че­ские кни­ги, со­дер­жа­щие пес­но­пе­ния: го­до­во­го под­виж­но­го кру­га (Три­одь По­ст­ная и Цвет­ная), го­до­вых не­под­виж­ных празд­ни­ков (12 слу­жеб­ных Ми­ней), сед­мич­но­го цик­ла (Ок­то­их); гим­но­гра­фи­че­ские кни­ги до­пол­ня­ют­ся разл. пев­че­ски­ми сбор­ни­ка­ми (Ир­мо­ло­гий или вы­шед­шие из упот­реб­ле­ния Сти­хи­рарь и Кон­да­карь и пр.); 4) Ча­со­слов, со­дер­жа­щий по­сле­до­ва­ния служб су­точ­но­го кру­га; 5) Ти­пи­кон, рег­ла­мен­ти­рую­щий упот­реб­ле­ние гим­но­гра­фич. книг, книг ли­тур­гич. чте­ний и Ча­со­сло­ва. На слав. язы­ки эти кни­ги пе­ре­во­ди­лись с гре­че­ско­го не­од­но­крат­но, но по­след­няя их кол­ля­ция (свер­ка с греч. ори­ги­на­лом) на Ру­си, на­ча­тая ца­рём Алек­се­ем Ми­хай­ло­ви­чем и пат­ри­ар­хом Ни­ко­ном в сер. 17 в., при­ве­ла к рас­ко­лу и по­яв­ле­нию не при­знав­ше­го её ста­ро­об­ряд­че­ст­ва. В це­лом бо­го­слу­же­ние пра­во­слав­ной церк­ви, хо­тя и пре­тер­пе­ва­ет с те­че­ни­ем вре­ме­ни не­ко­то­рые из­ме­не­ния, до­ны­не со­хра­ня­ет те фор­мы, ка­кие ус­та­но­ви­лись в Ви­зан­тии уже в по­слеи­ко­но­бор­че­скую эпо­ху.

На За­па­де, бла­го­да­ря рос­ту пап­ской вла­сти, ог­ром­ное влия­ние при­об­ре­ла рим. тра­ди­ция. В кон. 8 в. рим. об­ряд был вве­дён на тер­ри­то­рии Франк­ско­го гос-ва, а с 11 в. – на от­воё­ван­ных у ара­бов зем­лях Ис­па­нии, за­ме­нив со­от­вет­ст­вен­но галль­ский и ис­па­но-мо­са­раб­ский об­ря­ды. Ос­нов­ны­ми ли­тур­ги­че­ски­ми кни­га­ми бы­ли Лек­цио­на­рий (кни­га биб­лей­ских чте­ний, раз­де­ляе­мая ино­гда на Еван­ге­лие и Апо­стол), Са­кра­мен­та­рий (кни­га, со­дер­жа­щая чи­ны мес­сы, та­инств, раз­ные свя­щен­ни­че­ские мо­лит­вы), Ан­ти­фо­на­рий (кни­га пес­но­пе­ний) и сбор­ни­ки ус­тав­ных ука­за­ний (лат. ordines). По ме­ре рас­про­стра­не­ния в Ев­ро­пе Б. рим. об­ря­да ис­пы­та­ло влия­ние ме­ст­ных тра­ди­ций, пре­ж­де все­го во франк­ских и герм. зем­лях – до 13 в. на мес­тах со­хра­ня­лись зна­чит. раз­ли­чия в бо­го­слу­жеб­ных кни­гах. Их уни­фи­ка­ция и пе­ре­смотр на­ча­лись при па­пах Ин­но­кен­тии III и Го­но­рии III. Ог­ром­ное влия­ние на этот про­цесс ока­за­ло по­яв­ле­ние но­вых мо­наше­ских ор­де­нов, в ча­ст­но­сти фран­ци­скан­цев. В ре­зуль­та­те к кон­цу 13 в. в Рим­ской ку­рии сло­жил­ся нор­ма­тив­ный по фор­ме и со­дер­жа­нию на­бор ли­тур­гич. книг, на ос­но­ве ко­то­рых впо­след­ст­вии бы­ли под­го­тов­ле­ны пер­во­пе­чат­ные из­да­ния. Все тек­сты (мо­лит­вы, чте­ния и пес­но­пе­ния), не­об­хо­ди­мые для со­вер­ше­ния мес­сы, бы­ли со­б­ра­ны в Мис­са­ле; тек­сты служб су­точ­но­го кру­га бы­ли со­б­ра­ны в Бре­виа­рии (еже­днев­ное чте­ние ко­то­ро­го ста­ло пря­мой обя­зан­но­стью ка­ж­до­го свя­щен­ни­ка); со­хра­ня­лись от­дель­ные пев­че­ские кни­ги (Гра­ду­ал, Ан­ти­фо­на­рий) и кни­ги для епи­ско­пов (Ри­ту­ал, Бе­не­дик­цио­нал). В хо­де Ре­фор­ма­ции в 16 в. пре­стиж пап­ской вла­сти был по­ко­леб­лен. Од­на­ко ре­ше­ния Три­дент­ско­го со­бо­ра (1545–63) за­кон­сер­ви­ро­ва­ли рим. тра­ди­цию, ко­то­рая с это­го мо­мен­та про­су­ще­ст­во­ва­ла без серь­ёз­ных из­ме­не­ний до нач. 20 в.

В про­тес­тант­ской сре­де на­ча­лось раз­ви­тие Б. на нац. язы­ках. Пе­ре­смотр М. Лю­те­ром и др. ре­фор­ма­то­ра­ми ка­то­лич. уче­ния о та­ин­ст­вах, пре­ж­де все­го о ев­ха­ри­сти­че­ской жерт­ве, и дви­жение за очи­ще­ние Б. от «идо­ло­по­клон­ст­ва» при­ве­ли к то­му, что зна­че­ние куль­то­вой сто­ро­ны Б. в про­тес­тант­ских об­щи­нах ста­ло сни­жать­ся. В ча­ст­но­сти, каль­ви­ни­сты не при­зна­ва­ли ре­аль­но­го при­сут­ст­вия Хри­ста в Свя­тых Да­рах; поя­ви­лось те­че­ние ана­бап­ти­стов, от­вер­гав­шее кре­ще­ние мла­ден­цев и т. п. В це­лом из всех та­инств про­тес­тан­ты при­зна­ли толь­ко два – кре­ще­ние и ев­ха­ри­стию (Тра­пе­зу Гос­под­ню). Бы­ли уп­ро­ще­ны цер­ков­ные об­ла­че­ния, уб­ран­ст­во хра­мов, му­зы­ка, от­ме­не­ны по­сты и т. д. Ос­нов­ная роль в Б. ста­ла от­во­дить­ся чте­нию Свя­щен­но­го Пи­са­ния и про­по­ве­ди.

В 20 в. в ка­то­лич. церк­ви и во мно­гих про­тес­тант­ских кон­гре­га­ци­ях на­ча­лось дви­же­ние за ли­тур­гич. воз­ро­ж­де­ние. Ва­ти­кан­ский II со­бор (1962–65) уза­ко­нил для ка­то­ли­ков Б. на национальных язы­ках и дал тол­чок к пе­ре­смот­ру ли­тур­ги­че­ских книг и служб. Не­ко­то­рые про­тес­тант­ские де­но­ми­на­ции вве­ли жен­ское ду­хо­вен­ст­во, бла­го­слов­ле­ние од­но­по­лых бра­ков и т. д. В но­вых ре­ли­гиоз­ных дви­же­ни­ях Б. час­то сво­дит­ся к до­с­ти­же­нию экс­та­ти­че­ских со­стоя­ний.

Богослужение в исламе

со­вер­ша­ет­ся в со­бор­ной ме­че­ти (джа­ми) во вре­мя еже­не­дель­ной по­лу­ден­ной пят­нич­ной мо­лит­вы, по празд­ни­кам (в осн. на Кур­бан-бай­рам и Ура­за-бай­рам), а так­же по осо­бым по­во­дам (при за­тме­ни­ях, за­су­хе и пр.). Его фор­мы и эле­мен­ты до­воль­но од­но­об­раз­ны при всех ча­ст­ных раз­ли­чи­ях, су­ще­ст­вую­щих ме­ж­ду раз­ны­ми тол­ка­ми му­суль­ман. Глав­ное раз­ли­чие в об­ря­дах и тек­стах Б. до сих пор име­ет­ся ме­ж­ду му­суль­ма­на­ми-сун­ни­та­ми и раз­ны­ми те­че­ния­ми уме­рен­ных и край­них шии­тов. В це­лом фор­ма Б. сло­жи­лась в ис­ла­ме в ме­дин­ский пе­ри­од дея­тель­но­сти про­ро­ка Му­хам­ме­да и при пер­вых ха­ли­фах 2-й тре­ти 7 – нач. 8 вв. Б. вклю­ча­ет в се­бя, пре­ж­де все­го, чте­ние има­мом пят­нич­ной про­пове­ди (хут­ба), вме­сте с ко­то­рой со­вер­ша­ет­ся кол­лек­тив­ная мо­лит­ва (са­лат, на­маз). Хут­ба чи­та­ет­ся с воз­вы­ше­ния, ко­то­рое ус­траи­ва­ет­ся в ме­че­ти спра­ва от ука­зы­ваю­щей на Каа­бу ни­ши (киб­ла) и на­зы­ва­ет­ся «мин­бар». Сле­дуя ука­за­ни­ям ша­риа­та, Б., для со­вер­ше­ния ко­то­ро­го обя­за­ны со­брать­ся все со­вер­шен­но­лет­ние муж­чи­ны му­сульм. об­щи­ны (джа­ма­ат), про­во­дит­ся в пол­день. Осо­бен­но­сти му­сульм. Б. так­же оп­ре­де­ля­ют­ся от­сут­ст­ви­ем в ис­ла­ме та­инств и Церк­ви (в смыс­ле не толь­ко цер­ков­ной ие­рар­хии, но и «хра­ма»). Ме­четь в ис­ла­ме по­ни­ма­ет­ся про­сто как мо­лель­ный дом.

В буддизме

В буддизме богослужение фо­ку­си­ру­ет­ся не на празд­не­ст­ве, а на ме­ди­та­ции и изу­че­нии сутр. В дзен-буд­диз­ме эти ду­хов­ные за­ня­тия час­то со­про­во­ж­да­ют­ся ме­ди­та­ци­ей на коа­нах – ко­рот­ких, ла­ко­нич­ных и час­то про­ти­во­ре­чи­вых вы­ска­зы­ва­ни­ях, ко­то­рые по­мо­га­ют ве­рую­ще­му рас­ко­лоть скор­лу­пу обыч­но­го соз­на­ния с тем, что­бы дос­тичь со­стоя­ния са­то­ри, или «про­бу­ж­де­ния». В буд­диз­ме су­ще­ст­ву­ют об­ря­ды по­свя­ще­ния, при­ня­тия обе­тов, по­кая­ния, за­щи­ты и очи­ще­ния, а так­же прак­ти­ка ре­гу­ляр­но­го чте­ния сла­во­сло­вий (вян­ди­ма) Буд­де Шакь­я­му­ни, дхар­ме и санг­хе. По­доб­но ин­ду­ис­там, буд­ди­сты со­вер­ша­ют пуд­жу (под­но­ше­ние) Буд­де. Кро­ме то­го, на про­тя­же­нии ис­то­рии буд­дизм впи­тал в се­бя эле­мен­ты ме­ст­ных куль­тов. По­это­му для не­ко­то­рых те­че­ний буд­диз­ма ха­рак­тер­но ис­поль­зо­ва­ние приёмов сим­па­ти­че­ской ма­гии, по­чи­та­ние ду­хов и т. п.

Лит.: Abdul-Rauf M. Islam creed and worship. Wash., 1974; Parrinder G. Worship in the world’s religions. L., 1974; Elbogen I. Jewish liturgy: a comprehensive history. Phil., 1993; The study of liturgy / Ed. Ch. Jones, G. Wain­right, E. Yarnold. L., 1997; Тафт Р. Ф. Ви­зан­тий­ский цер­ков­ный об­ряд. СПб., 2000; Жел­тов М. С., Прав­до­лю­бов С., прот. Бо­го­слу­же­ние Рус­ской Церк­ви: X–XX вв. // Пра­во­слав­ная эн­цик­ло­пе­дия. М., 2000. Т.: Рус­ская пра­во­слав­ная цер­ковь; Кунц­лер М. Ли­тур­гия церк­ви. М., 2001. Кн. 1; Brad­shaw P. F. The search for the origins of Christian worship. 2nd ed. L., 2002; Пент­ков­ский А. М. Ви­зан­тий­ское бо­го­слу­же­ние // Пра­во­слав­ная эн­цик­ло­пе­дия. М., 2004. Т. 8.

Вернуться к началу