Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БИСТАМИ́

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 558

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Ю. Рощин

БИСТАМИ́ Бая­зид Тай­фур ибн Иса (г. рожд. не­изв., г. Бис­там, Иран – 874/875 или 977/978, там же), перс. мис­тик, ос­но­ва­тель те­че­ния «опь­я­не­ния лю­бо­вью к Бо­гу» в су­физ­ме. Вы­хо­дец из гебр­ской зна­ти. На­чав с изу­че­ния ха­ди­сов и бо­го­сло­вия, за­тем учил­ся у су­фия Абу Али ас-Син­ди. Б. про­сла­вил­ся па­ра­док­саль­ны­ми взгля­да­ми, из-за ко­то­рых ему не раз при­хо­ди­лось бе­жать из Бис­та­ма по об­ви­не­ни­ям в свя­то­тат­ст­ве. На ос­но­ве соб­ст­вен­но­го экс­та­тич. опы­та Б. вы­вел су­фий­ское по­ня­тие фа­на (не­бы­тия, ис­чез­но­ве­ния) как це­ли мис­тич. пу­ти и раз­ра­бо­тал тех­ни­ку его дос­ти­же­ния. По Б., в мо­мент аб­со­лют­но­го по­гру­же­ния в раз­мыш­ле­ния о един­ст­ве бо­же­ст­ва (тау­хид) соб­ст­вен­ное «я» су­фия рас­тво­ря­ет­ся в Бо­ге и при­об­ре­та­ет при­су­щие ему ат­ри­бу­ты. То­гда его связь с Бо­гом оп­ре­де­ля­ет­ся зна­ме­ни­той фор­му­лой Б. «Ты есть я, я есть Ты». Су­фий­ская тра­ди­ция при­пи­сы­ва­ет Б. воз­не­се­ние (ми­радж) во вре­мя ме­ди­та­ций. В со­тво­рён­ном зем­ном ми­ре (ду­нья), ас­ке­зе (зухд), по­кло­не­нии Бо­гу (иба­дат), чу­де­сах (ка­ра­мат), зик­ре (мо­лит­вен­ном ри­туа­ле су­фи­ев) и да­же в «сто­ян­ках» (ма­ка­ма) су­фий­ско­го пу­ти Б. ви­дел пре­пят­ст­вия, ме­шаю­щие слия­нию с Бо­гом. Сам Б. ни­че­го не пи­сал и, в от­ли­чие от др. су­фи­ев, не за­ни­мал­ся об­ществ. дея­тель­но­стью. Со­хра­ни­лось ок. 500 из­ре­че­ний Б. в за­пи­си его уче­ни­ков и позд­ней­шем араб. пе­ре­во­де.

Б. не раз­ра­бо­тал цель­ной мис­ти­ко-тео­ре­тич. док­три­ны; за­ни­мал­ся со­вер­шен­ст­во­ва­ни­ем прак­тич. су­физ­ма. В его мо­ни­стич. взгля­дах ви­дят влия­ние мис­тич. фи­ло­со­фии ве­дан­ты, иду­щее че­рез учи­те­ля Б. – Абу Али ас-Син­ди, но на­дёж­ных сви­де­тельств по­доб­ных за­им­ст­во­ва­ний в твор­че­ст­ве Б. нет. Об­раз Б. не­ред­ко встре­ча­ет­ся в клас­сич. су­фий­ской по­эзии, в ча­ст­но­сти в по­эме Джа­лал ад-Ди­на Ру­ми «Мас­на­ви». Име­нем ко­то­ро­го на­зва­но сло­жив­шее­ся по­сле его смер­ти брат­ст­во Бис­та­мия.

Лит.: Ritter H. Die Ausspräche des B. Bis­ta­mi // Westöstliche Abhandlungen / Hrsg. von F. Meier. Wiesbaden, 1954; Шим­мель А. Мир ис­лам­ско­го мис­ти­циз­ма. М., 2000.

Вернуться к началу