Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БИБЛЕ́ЙСКАЯ АРХЕОЛО́ГИЯ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 452-454

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. А. Беляев

БИБЛЕ́ЙСКАЯ АРХЕОЛО́ГИЯ, нау­ка, изу­чаю­щая ис­то­рич. со­бы­тия, от­ра­жён­ные в Биб­лии (пре­им. в Вет­хом За­ве­те), по ве­ще­ст­вен­ным ис­точ­ни­кам, в кон­тек­сте ар­хео­ло­гич. ис­сле­до­ва­ний на Ближ­нем Вос­то­ке. Хро­но­ло­гич. рам­ки Б. а. ох­ва­ты­ва­ют эпо­ху не­оли­та, брон­зо­во­го ве­ка и ран­не­го же­лез­но­го ве­ка.

По­ня­тие «Б. а.» ут­вер­ди­лось в сер. 19 в., ко­гда од­но­вре­мен­но с по­яв­ле­ни­ем ис­сле­до­ва­ний, по­свя­щён­ных древ­но­стям Ближ­не­го Вос­то­ка, бы­ли пред­при­ня­ты по­пыт­ки со­пос­тав­ле­ния их ре­зуль­та­тов с тек­стом Биб­лии. Осн. це­ля­ми Б. а. яв­ля­ют­ся: ре­кон­ст­рук­ция на ос­но­ва­нии об­на­ру­жен­ных ве­ще­ст­вен­ных ис­точ­ни­ков ис­то­ри­че­ско­го и куль­тур­но­го кон­тек­ста Вет­хо­го За­ве­та; вве­де­ние в на­уч. обо­рот вне­биб­лей­ских ис­точ­ни­ков по биб­лей­ской ис­то­рии, в т. ч. пись­мен­ных па­мят­ни­ков (па­пи­ру­сов, эпи­гра­фич. ма­те­риа­лов).

Ко 2-й пол. 18 – 1-й пол. 19 вв. от­носит­ся на­ча­ло сис­те­ма­тич. опи­са­ния и по­сле­дую­ще­го изу­че­ния древ­но­стей Ме­со­по­та­мии – Ни­не­вии (К. Ни­бур, П. Э. Бот­та; 1842–46), го­ро­дов Ва­ви­ло­нии (О. Г. Лей­ард; 1845–47), а так­же Си­ро-Па­ле­стин­ско­го ре­гио­на (И. Л. Бурк­хардт, Э. Смит, Э. Ро­бин­сон). Ис­сле­до­ва­ния вклю­ча­ли неск. на­прав­ле­ний: рас­коп­ки; опи­са­ние, об­мер и клас­си­фи­ка­цию ар­хео­ло­гич. па­мят­ни­ков; их кар­то­гра­фи­ро­ва­ние; срав­нит. ана­лиз др.-евр., араб. и греч. то­по­ни­мов, с учё­том дан­ных позд­не­ан­тич­ных ав­то­ров (напр., Ев­се­вия Ке­са­рий­ско­го). Это по­зво­ли­ло ото­жде­ст­вить руи­ны ря­да упо­мя­ну­тых в Биб­лии го­ро­дов. Ре­зуль­та­том пред­при­ня­тых ис­сле­до­ва­ний яви­лось от­кры­тие ря­да важ­ных для биб­лей­ской ис­то­рии па­мят­ни­ков: «чёр­но­го обе­ли­ска» с опи­са­ни­ем войн ас­сир. ца­ря Сал­ма­на­са­ра III, в т. ч. и с Из­ра­иль­ским цар­ст­вом; изо­бра­же­ние оса­ды Ла­хи­ша (из двор­цо­во­го ком­плек­са ас­сир. ца­ря Си­наххе­ри­ба в Ни­не­вии); биб­лио­те­ка ас­сир. ца­ря Аш­шур­ба­на­па­ла – кли­но­пис­ные тек­сты ва­ви­лон­ской эпо­хи. В 1865 для про­ве­де­ния ар­хео­ло­гич. ис­сле­до­ва­ний в Ие­ру­са­ли­ме и в це­лом в Па­ле­стине был ос­но­ван брит. Па­ле­стин­ский ис­сле­до­ва­тель­ский фонд. Кар­то­гра­фи­ро­ва­ние ар­хео­ло­гич. па­мят­ни­ков Зап. Па­ле­сти­ны про­ве­ли К. Р. Кон­дер и Г. Кит­че­нер (в 1871–78), Хау­ра­на и Сев. Иор­да­нии – А. Му­сил и др. (в 1896–1901). Зна­чит. на­уч. со­бы­ти­ем ста­ло об­на­ру­же­ние Ш. Клер­мон-Ган­но ря­да па­ле­стин­ских эпи­гра­фич. па­мят­ни­ков: сте­лы моа­вит­ско­го ца­ря Ме­ши, граф­фи­ти на ос­суа­ри­ях. В по­след­ней тре­ти 19 – нач. 20 вв. ис­сле­до­ва­ния в об­лас­ти Б. а. ве­ли и рос. учё­ные при под­держ­ке Рус. ду­хов­ной мис­сии в Ие­ру­са­ли­ме и имп. Па­ле­стин­ско­го пра­во­слав­но­го об­ще­ст­ва. В 1890-х гг. на сред­ст­ва по­след­не­го бы­ли ор­га­ни­зо­ва­ны экс­пе­ди­ции в Па­ле­сти­ну под рук. Н. П. Кон­да­ко­ва, М. И. Рос­тов­це­ва, Н. Я. Мар­ра.

В кон. 19 – нач. 20 вв. ос­лаб­ле­ние Османской империи и ос­вое­ние ев­роп. го­су­дар­ст­ва­ми Ближ­не­го Вос­то­ка обу­с­ло­ви­ли ин­тен­си­фи­ка­цию ар­хео­ло­гич. ис­сле­до­ва­ний в этом ре­гио­не. В 1890-х гг. су­ще­ст­вен­ный вклад в изу­че­ние ар­хео­ло­гич. па­мят­ни­ков Па­ле­сти­ны вне­сли У. М. Флин­дерс Пит­ри (Ве­ли­ко­бри­та­ния) и Ф. Блисс (США). Вы­брав для ис­сле­до­ва­ния Телль-эль-Хе­си, Флин­дерс Пит­ри пред­при­нял фик­са­цию куль­тур­ных сло­ёв по ха­рак­тер­но­му для ка­ж­до­го из них ти­пу ке­ра­ми­ки. Сле­дуя его ме­то­ду, Блисс в хо­де ра­бот на Телль-эль-Хе­си со­ста­вил хро­но­ло­гич. шка­лу ке­ра­мич. стра­ти­фи­ка­ции (т. н. шка­лу Пи­т­ри – Блис­са, 1894), на­чи­наю­щую­ся с 1500 до н. э. Это бы­ла пер­вая, хо­тя и ло­каль­ная стра­ти­гра­фич. шка­ла, став­шая на дли­тель­ный пе­ри­од ос­но­вой для да­ти­ров­ки ар­хео­ло­гич. па­мят­ни­ков. За ис­сле­до­ва­ния­ми Флин­дер­са Пит­ри и Блис­са по­сле­до­ва­ли ра­бо­ты др. учё­ных на ря­де тел­лей (хол­мов) Ше­фе­лы – юго-за­пад Па­ле­сти­ны (А. Дж. Эванс, Ф. С. Ди­ки; 1894–1900), а так­же в Ге­зе­ре (Р. Ма­ка­ли­стер; 1902–09), Ие­ри­хо­не (Э. Зел­лин, К. Ват­цин­гер; 1907–09), Шехе­ме, Ме­гид­до (1903–05), на Таа­на­хе (1901–04).

Архив «Православной энциклопедии» «Осада ассирийской армией Лахиша». Рельеф. 8 в. до н. э. Британский музей (Лондон).

Пе­ри­од брит. ман­да­та в Па­ле­сти­не и пер­вые по­сле­во­ен­ные де­ся­ти­ле­тия (1920–60-е гг.) на­зы­ва­ют «зо­ло­тым ве­ком» Б. а. Так, 1920–30-е гг. бы­ли оз­на­ме­но­ва­ны от­кры­ти­ем (1925) в древ­нем го­ро­де Ну­зи (хур­рит­ская эпо­ха) «ар­хи­ва» – таб­ли­чек, со­дер­жа­щих све­де­ния об эпо­хе вет­хо­за­вет­ных пат­ри­ар­хов; рас­коп­ка­ми (1922–34), пред­при­ня­ты­ми под рук. Л. Вул­ли, на мес­те древ­не­го Ура; рас­коп­ка­ми в биб­лей­ском Ла­хи­ше, ко­то­рые да­ли воз­мож­ность со­брать све­дения об эпо­хе про­по­ве­ди про­ро­ка Ие­ре­мии. Осо­бое зна­че­ние в этот пе­ри­од при­об­ре­ли ис­сле­до­ва­ния амер. ар­хео­ло­га У. Ф. Ол­брай­та и его уче­ни­ков (на Телль-эль-Фуль, Ки­ри­аф-Се­фе­ре, Бет-Цу­ре, Бет-Ше­ме­ше, а так­же на Рас-Шам­ре и в Ие­ру­са­ли­ме). Бла­го­да­ря иссле­до­ва­ни­ям Ол­брай­та уда­лось со­ставить хро­но­ло­гич. шка­лу ке­ра­ми­ки же­лез­но­го ве­ка (в даль­ней­шем уточ­ня­лась бла­го­да­ря ло­каль­ным дан­ным). В 1930-х гг. Дж. Гар­стан­гом бы­ли на­ча­ты рас­коп­ки в Ие­ри­хо­не (про­дол­же­ны К. Кень­он в 1950-е гг.). В 1947 поя­ви­лись све­де­ния о ру­ко­пи­сях Мёрт­во­го м. (Кум­ран­ские ру­ко­пи­си; см. Кум­ра­ни­сти­ка). В 1949 Р. де Во на­чал ар­хео­ло­гич. ис­сле­до­ва­ния на го­ро­ди­ще Кум­ран и сель­ском по­се­ле­нии Айн-Феш­ка.

Архив «Православной энциклопедии» Раскопки на Телль-эс-Султан (библейский Иерихон).
Архив «Православной энциклопедии» Иерихон. Каменная башня. 8–7-е тыс. до н. э.

В 1950–60-х гг. ос­но­вой ближ­не­во­сточ­ных ис­сле­до­ва­ний в об­лас­ти Б. а. ос­та­ва­лись зап.-ев­роп. и амер. на­уч­ные про­ек­ты. Од­на­ко один из круп­ных про­ек­тов 1970–80-х гг. – дол­го­сроч­ные рас­коп­ки в Ге­зе­ре (У. Де­вер и др.) – по­зво­лил сфор­ми­ро­вать­ся по­ко­ле­нию из­ра­иль­ских ар­хео­ло­гов, при­сту­пив­ших за­тем к ра­бо­те на мес­тах си­на­гог в Га­ли­лее, на Телль-эль-Хе­си, Телль-Мик­не и др. Зна­чит. вклад в ис­сле­до­ва­ние Ме­со­по­та­мии вне­сла и рос. экс­пе­ди­ция под рук. Р. М. Мун­чае­ва, Н. Я. Мер­пер­та, Н. О. Ба­де­ра, ра­бо­тав­шая с 1969 в Ира­ке и Си­рии (ис­сле­до­ва­ны па­мят­ни­ки 7–3-го тыс. до н. э.). Не­за­ви­си­мые го­су­дар­ст­ва, об­ра­зо­вав­шие­ся по­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны (пре­ж­де все­го Из­ра­иль и Иор­да­ния), бы­ли за­ин­те­ре­со­ва­ны в раз­ви­тии Б. а. Из­ра­иль­ские учё­ные боль­шое вни­ма­ние уде­ля­ли крае­ве­де­нию и сплош­ным об­сле­до­ва­ни­ям тер­ри­то­рий (раз­вед­ки Н. Глю­ка в пус­ты­не Не­гев), ак­тив­но изу­ча­ли ар­хео­ло­гич. па­мят­ни­ки не толь­ко эпо­хи позд­ней брон­зы и ран­не­го же­лез­но­го ве­ка, но и пе­рио­да Вто­ро­го хра­ма, вплоть до вос­ста­ния Бар-Кох­бы. Так, в 1960-х гг. И. Яди­ну уда­лось оп­ре­де­лить по аэ­ро­фо­то­сним­кам ме­сто рим. ла­ге­ря у Эйн-Ге­ди; вско­ре бы­ли ис­сле­до­ва­ны ос­тат­ки кре­по­сти Ма­са­да. В кон. 1960 – нач. 1970-х гг. на­ча­лись рас­коп­ки в Ие­ру­са­ли­ме (в Ста­ром го­ро­де) и на Си­нае.

В це­лом гос. под­держ­ка по­мог­ла из­ра­иль­ской ар­хео­ло­гии в 1970–90-х гг. вы­дер­жать кон­ку­рен­цию в по­ле­вых ис­сле­до­ва­ни­ях и бы­ст­ро соз­дать обоб­щаю­щие тру­ды, ре­кон­ст­руи­рую­щие ход ис­то­рич. про­цес­са в Си­ро-Па­ле­стин­ском ре­гио­не от эпо­хи не­оли­та до ан­тич­но­сти.

В по­след­ней тре­ти 20 в. усу­гу­бил­ся кон­цеп­ту­аль­ный кри­зис Б. а., обу­слов­лен­ный уси­лив­шей­ся кри­ти­кой ис­то­рич. дос­то­вер­но­сти ран­них книг Биб­лии. Та­кие ис­сле­до­ва­те­ли, как Ф. З. Дей­вис, Т. Л. Томп­сон, Н. П. Лем­хе, при­дер­жи­ва­ясь мне­ния о позд­ней­шем (не ра­нее перс. эпо­хи) про­ис­хо­ж­де­нии тек­стов Вет­хо­го За­ве­та, со­чли не­воз­мож­ным опи­рать­ся на них при ре­кон­ст­рук­ции со­ци­аль­но-по­ли­тич. и эт­нич. ис­то­рии Вост. Сре­ди­зем­но­мо­рья. Под со­мне­ние бы­ла по­став­ле­на воз­мож­ность до­ка­за­тель­ст­ва (на ос­но­ва­нии ар­хео­ло­гич. па­мят­ни­ков) ис­то­рич. дос­то­вер­но­сти за­вое­ва­ния евр. пле­ме­на­ми Ха­наа­на, соз­да­ния еди­но­го Из­ра­иль­ско-Иу­дей­ско­го цар­ст­ва, хра­мо­во­го строи­тель­ст­ва эпо­хи Со­ло­мо­на. Кро­ме то­го, пред­ла­га­лось (У. Де­вер, И. Фин­кель­штейн) от­ка­зать­ся от тер­ми­на «Б. а.» в поль­зу бо­лее ней­траль­но­го, напр. «си­ро-па­ле­стин­ская ар­хео­ло­гия», «ар­хео­ло­гия Ближ­не­го Вос­то­ка эпо­хи брон­зо­во­го и ран­не­го же­лез­но­го ве­ка».

Пер­вые го­ды 21 в. от­ме­че­ны но­вы­ми тен­ден­ция­ми. В Б. а. на­ме­ти­лось раз­де­ле­ние на два ис­сле­до­ва­тель­ских на­прав­ле­ния: од­но на­прав­ле­ние изу­ча­ет ма­те­ри­аль­ную куль­ту­ру, ис­поль­зуя при­ня­тые в совр. ар­хео­ло­гии ме­то­ды по­ле­вой ра­бо­ты (с це­лью ре­кон­ст­рук­ции эт­но­куль­тур­ной ис­то­рии Вост. Сре­ди­зем­но­мо­рья 8–1-го тыс. до н. э.), др. на­прав­ле­ние ос­та­ёт­ся пре­им. от­рас­лью биб­леи­с­ти­ки и стре­мит­ся бла­го­да­ря ар­хео­ло­гич. ис­сле­до­ва­ни­ям бо­лее глу­бо­ко по­нять Биб­лию как слож­ный ис­то­рич. ис­точ­ник.

Лит.: Archaeology and Biblical interpretation. Atlanta, 1987; Weippert H. Palästina in vor­hellenistischer Zeit. Münch., 1988; Mazar A., Stern E. Archaeology of the land of the Bible: In 2 vol. N. Y., 1990–2001; Kuhnen H.-P. Pa­lästina in griechisch-römischer Zeit. Münch., 1990; The Archaeology of ancient Israel. New Haven, 1992; Бе­ля­ев Л. А. Хри­сти­ан­ские древ­но­сти. 2-е изд. М., 2000; Мер­перт Н. Я. Очер­ки ар­хео­ло­гии биб­лей­ских стран. М., 2000.

Вернуться к началу