БЕРНА́РД КЛЕРВО́СКИЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БЕРНА́РД КЛЕРВО́СКИЙ (лат. Bernardus Claraevallensis) (1090, дер. Фонтен-ле-Дижон, Бургундия – 20.8.1153, Клерво, Шампань), церковный деятель, богослов-мистик, святой католич. церкви.
Родился в знатной семье; в 1113 принял монашество, в 1115 стал аббатом основанного им в долине, неподалёку от р. Об, монастыря; эту долину Б. К. назвал «Ясная долина» (лат. Clara vallis), или Клерво (Clairvaux). В основанном им монастыре уделял значит. внимание организации монашеской жизни. В 1119 вступил в полемику с аббатством Клюни, где в то время наблюдалось ослабление монастырской дисциплины. В 1128 Б. К. было предложено составить устав для ордена тамплиеров. Во время схизмы 1130–38, когда после смерти папы Гонория II (1124–30) место понтифика оспаривали сразу три папы [Иннокентий II (1130–43), Анаклет II (1130–38) и Виктор IV (март – май 1138)], Б. К. поддержал Иннокентия II. В 1140 на Сансском соборе выдвинул обвинения против П. Абеляра, в результате чего Абеляр был осуждён. В 1144–45 выступил против учения Арнольда Брешианского, критиковавшего чрезмерное богатство и роскошь церкви, а также притязания римских пап на светскую власть. Влияние Б. К. усилилось в 1145, после избрания папы Евгения III (1145–53), который был его учеником. В 1146–47 Б. К. активно поддержал идею 2-го крестового похода (см. Крестовые походы), результаты которого, однако, не оправдали его ожиданий. В 1148 на соборе в Реймсе добивался осуждения тринитарного учения Гильберта Порретанского. В 1148–49 выступал против альбигойцев в Тулузе.
Б. К. не признавал логико-филос. методов исследования в области богословия, которые называл игрой в диалектич. искусство (Contra Abaelard., I.1). «Мирской философии» предпочитал «Павлову философию» (In Cantica, XLIII.4; De diversis, VII.1). Подобно Августину, Б. К. полагал, что вера должна предшествовать знанию (Contra Abaelard., I.1; IV.9). Вера и разумение обладают точной истиной, но вера – истиной сокрытой, а разумение – открытой и явной (De consider., V.III.5). Для учения Б. К. о богопознании характерен восточный апофатизм: возможно познать, что Бог существует, но не то, чтo Он есть по своей сущности (In Cantica, XXXI.3). Бог для Б. К., как и для Ансельма Кентерберийского, есть То, больше Чего ничего нельзя помыслить (De consider., V.VII.15; Contra Abaelard., II.4): Бог – это единственное и высшее Величие (Contra Abaelard., II.4), высшее Благо (De consider., V. I.2; In Cantica, LXXX.6) или Наилучшее (De consider., V.III.5). В вопросе личного спасения Б. К. пытается согласовать точку зрения Августина, видевшего основу спасения в действии Божественной благодати, не зависящей от человеческих заслуг, с учением о свободе человеческой воли и деятельности. По мнению Б. К., каждый осуществляющий в силу свободного выбора соработание благодати получает спасение, совершаемое ею (De gratia et lib. arb., I.2). Понятие «вечного предопределения» Б. К. соотносит с новозаветным понятием «небесного рождения» (1 Ин. 3:9), т. к. ещё прежде создания мира Бог возлюбил Своих избранных в Своем Сыне (In Cantica, XXIII.15). Из-за учения Б. К. об оправдании верой и о предопределении некоторые зап. учёные считали его «предтечей протестантизма». Б. К. считается родоначальником зап. ср.-век. мистики. Согласно его взглядам, путь к духовному совершенству и соединению с Богом состоит из 7 ступеней: сердечное сокрушение; благоговение; труд покаяния; дела милосердия; усердная молитва; покой созерцания; полнота любви (In Cantica, XVIII.6). Основу мистического, непосредственного, общения с Богом Б. К. видел в смирении, которое есть путь, ведущий к Истине (De gradib. humilit., I.1–2).
В контексте реформы церкви, поддержанной Б. К., а также полемики о дисциплине и уставе в монашеских общинах находятся также его сочинения о богослужебном пении. Так, Б. К. (в письме к аббату Гвидо) требует, чтобы песнопения носили «торжественный характер, были лишены чувственности и грубости, сладость не должна переходить в легкомыслие». Музыка хорала, по мысли Б. К., «не должна отвлекать от смысла слов, но должна способствовать более плодотворному их усвоению».
Т. н. «Тонарий Св. Бернарда», новые цистерцианские антифонарий и градуал, переделанные в духе реформы (для достижения большей «чистоты» и «истинности» из хоралов удалена вся хроматика, выправлены неопределённые в ладовом отношении мелодии), по-видимому, не принадлежат Б. К.
В 1174 Б. К. был канонизирован папой Александром III (1159–81); в 1830 папа Пий VIII (1829–30) провозгласил Б. К. учителем Западной церкви. Дни памяти в католической церкви – 20 августа, 14 ноября.