Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЕРНА́РД КЛЕРВО́СКИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 391-392

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев (музыка); А. Р. Фокин

БЕРНА́РД КЛЕРВО́СКИЙ (лат. Bernardus Claraevallensis) (1090, дер. Фон­тен-ле-Ди­жон, Бур­гун­дия  20.8.1153, Клер­во, Шам­пань), цер­ков­ный дея­тель, бо­го­слов-мис­тик, свя­той ка­то­лич. церк­ви.

Ро­дил­ся в знат­ной се­мье; в 1113 при­нял мо­на­ше­ст­во, в 1115 стал аб­ба­том ос­но­ван­но­го им в до­ли­не, не­по­да­лё­ку от р. Об, мо­на­сты­ря; эту до­ли­ну Б. К. на­звал «Яс­ная до­ли­на» (лат. Clara val­lis), или Клер­во (Clairvaux). В ос­но­ван­ном им мо­на­сты­ре уде­лял зна­чит. вни­ма­ние ор­га­ни­за­ции мо­на­ше­ской жиз­ни. В 1119 всту­пил в по­ле­ми­ку с аб­бат­ст­вом Клю­ни, где в то вре­мя на­блю­да­лось ос­лаб­ле­ние мо­на­стыр­ской дис­ци­п­ли­ны. В 1128 Б. К. бы­ло пред­ло­же­но со­ста­вить ус­тав для ор­де­на там­плие­ров. Во вре­мя схиз­мы 1130–38, ко­гда по­сле смер­ти па­пы Го­но­рия II (1124–30) мес­то пон­ти­фи­ка ос­па­ри­ва­ли сра­зу три па­пы [Ин­но­кен­тий II (1130–43), Анак­лет II (1130–38) и Вик­тор IV (март – май 1138)], Б. К. под­дер­жал Ин­но­кен­тия II. В 1140 на Санс­ском со­бо­ре вы­дви­нул об­ви­не­ния про­тив П. Абе­ля­ра, в ре­зуль­та­те че­го Абе­ляр был осу­ж­дён. В 1144–45 вы­сту­пил про­тив уче­ния Ар­ноль­да Бре­ши­ан­ско­го, кри­ти­ко­вав­ше­го чрез­мер­ное бо­гат­ст­во и рос­кошь церк­ви, а так­же при­тя­за­ния рим­ских пап на свет­скую власть. Влия­ние Б. К. уси­ли­лось в 1145, по­сле из­бра­ния па­пы Ев­ге­ния III (1145–53), ко­то­рый был его уче­ни­ком. В 1146–47 Б. К. ак­тив­но под­дер­жал идею 2-го кре­сто­во­го по­хо­да (см. Кре­сто­вые по­хо­ды), ре­зуль­та­ты ко­то­ро­го, од­на­ко, не оп­рав­да­ли его ожи­да­ний. В 1148 на со­бо­ре в Рейм­се до­би­вал­ся осу­ж­де­ния три­ни­тар­но­го уче­ния Гиль­бер­та Пор­ре­тан­ско­го. В 1148–49 вы­сту­пал про­тив аль­би­гой­цев в Ту­лу­зе.

Б. К. не при­зна­вал ло­ги­ко-фи­лос. ме­то­дов ис­сле­до­ва­ния в об­лас­ти бо­го­сло­вия, ко­то­рые на­зы­вал иг­рой в диа­лек­тич. ис­кус­ст­во (Contra Abaelard., I.1). «Мир­ской фи­ло­со­фии» пред­по­чи­тал «Пав­ло­ву фи­ло­со­фию» (In Cantica, XLIII.4; De diversis, VII.1). По­доб­но Ав­гу­сти­ну, Б. К. по­ла­гал, что ве­ра долж­на пред­ше­ст­во­вать зна­нию (Contra Abae­lard., I.1; IV.9). Ве­ра и ра­зу­ме­ние об­ла­да­ют точ­ной ис­ти­ной, но ве­ра – ис­ти­ной со­кры­той, а ра­зу­ме­ние – от­кры­той и яв­ной (De consider., V.III.5). Для уче­ния Б. К. о бо­го­по­зна­нии ха­рак­те­рен вос­точ­ный апо­фа­тизм: воз­мож­но по­знать, что Бог су­ще­ст­ву­ет, но не то, чтo Он есть по сво­ей сущ­но­сти (In Cantica, XXXI.3). Бог для Б. К., как и для Ан­сель­ма Кен­тер­бе­рий­ско­го, есть То, боль­ше Че­го ни­че­го нель­зя по­мыс­лить (De consider., V.VII.15; Contra Abaelard., II.4): Бог – это един­ст­вен­ное и выс­шее Ве­ли­чие (Contra Abaelard., II.4), выс­шее Бла­го (De consi­der., V. I.2; In Cantica, LXXX.6) или Наи­луч­шее (De consider., V.III.5). В во­про­се лич­но­го спа­се­ния Б. К. пы­та­ет­ся со­гла­со­вать точ­ку зре­ния Ав­гу­сти­на, ви­дев­ше­го ос­но­ву спа­се­ния в дей­ст­вии Бо­же­ст­вен­ной бла­го­да­ти, не за­ви­ся­щей от че­ло­ве­че­ских за­слуг, с уче­ни­ем о сво­бо­де че­ло­ве­че­ской во­ли и дея­тель­но­сти. По мне­нию Б. К., каж­дый осу­щест­вля­ющий в си­лу сво­бод­но­го вы­бо­ра со­ра­бо­та­ние бла­го­да­ти по­лу­ча­ет спа­се­ние, со­вер­ша­емое ею (De gratia et lib. arb., I.2). По­ня­тие «веч­но­го пре­до­пре­де­ле­ния» Б. К. со­от­но­сит с но­во­за­вет­ным по­ня­тием «не­бес­но­го ро­ж­де­ния» (1 Ин. 3:9), т. к. ещё пре­ж­де соз­да­ния ми­ра Бог воз­лю­бил Сво­их из­бран­ных в Сво­ем Сы­не (In Cantica, XXIII.15). Из-за уче­ния Б. К. об оп­рав­да­нии ве­рой и о пре­до­пре­де­ле­нии не­ко­то­рые зап. учё­ные счи­та­ли его «пред­те­чей про­тес­тан­тиз­ма». Б. К. счи­та­ет­ся ро­до­на­чаль­ни­ком зап. ср.-век. мис­ти­ки. Со­глас­но его взгля­дам, путь к ду­хов­но­му со­вер­шен­ст­ву и со­еди­не­нию с Бо­гом со­сто­ит из 7 сту­пе­ней: сер­деч­ное со­кру­ше­ние; бла­го­го­ве­ние; труд по­кая­ния; де­ла ми­ло­сер­дия; усерд­ная мо­лит­ва; по­кой со­зер­ца­ния; пол­но­та люб­ви (In Cantica, XVIII.6). Ос­но­ву мис­ти­че­ско­го, не­по­сред­ст­вен­но­го, об­ще­ния с Бо­гом Б. К. ви­дел в сми­ре­нии, ко­то­рое есть путь, ве­ду­щий к Ис­ти­не (De gradib. hu­milit., I.1–2).

В кон­тек­сте ре­фор­мы церк­ви, под­дер­жа­нной Б. К., а так­же по­ле­ми­ки о дис­ци­п­ли­не и ус­та­ве в мо­на­ше­ских об­щи­нах на­хо­дят­ся так­же его со­чи­не­ния о бо­го­слу­жеб­ном пе­нии. Так, Б. К. (в пись­ме к аб­ба­ту Гви­до) тре­бу­ет, что­бы пес­но­пе­ния но­си­ли «тор­же­ст­вен­ный ха­рак­тер, бы­ли ли­ше­ны чув­ст­вен­но­сти и гру­бо­сти, сла­дость не долж­на пе­ре­хо­дить в лег­ко­мыс­лие». Му­зы­ка хо­ра­ла, по мыс­ли Б. К., «не долж­на от­вле­кать от смыс­ла слов, но долж­на спо­соб­ст­во­вать бо­лее пло­до­твор­но­му их ус­вое­нию».

Т. н. «То­на­рий Св. Бер­нар­да», но­вые цис­тер­ци­ан­ские ан­ти­фо­на­рий и гра­ду­ал, пе­ре­де­лан­ные в ду­хе ре­фор­мы (для дос­ти­же­ния боль­шей «чис­то­ты» и «ис­тин­но­сти» из хо­ра­лов уда­ле­на вся хро­ма­ти­ка, вы­прав­ле­ны не­оп­ре­де­лён­ные в ла­до­вом от­но­ше­нии ме­ло­дии), по-ви­ди­мо­му, не при­над­ле­жат Б. К.

В 1174 Б. К. был ка­но­ни­зи­ро­ван па­пой Алек­сан­дром III (1159–81); в 1830 па­па Пий VIII (1829–30) про­воз­гла­сил Б. К. учи­те­лем Западной церк­ви. Дни па­мя­ти в ка­то­лической церк­ви – 20 ав­гу­ста, 14 но­яб­ря.

Соч.: Migne PL. T. 182–185; S. Bernardi Ope­ra: In 8 vol. / Ed. J. Leclercq, C. H. Talbot, H. M. Roc­hais. Roma, 1957–1977; По­сла­ния 331–332. О раз­мыш­ле­нии (фраг­мен­ты). Про­по­ведь 3-я на Песнь Пес­ней // Па­мят­ни­ки сред­не­ве­ко­вой ла­тин­ской ли­те­ра­ту­ры, X–XII вв. / Отв. ред. М. Е. Гра­барь-Пас­сек, М. Л. Гас­па­ров. М., 1972; Из По­сла­ния CXC к па­пе Ин­но­кен­тию II, или Трак­та­та про­тив не­ко­то­рых оши­боч­ных по­ло­же­ний Абе­ля­ра // Клас­си­че­ская фи­ло­ло­гия на со­вре­мен­ном эта­пе. М., 1996; Про­по­ве­ди на Песнь Пес­ней [избр.]; О бла­го­да­ти и сво­бо­де во­ли // Ан­то­ло­гия сред­не­ве­ко­вой мыс­ли: Тео­ло­гия и фи­ло­со­фия ев­ро­пей­ско­го Сред­не­ве­ко­вья. СПб., 2001. Т. 1.

Лит.: Gilson E. La théo­lo­gie mystique de S. Ber­nard. P., 1934; Lec­lercq J. S. Bernardo di Chiaravalle. Mil., 1992; Bernhard von Cla­irvaux: Rezeption und Wirkung im Mittelalter und in der Neuzeit: (Vorträge gehalten an­läs­slich des 27. Wolfenbütteler Symposions vom 23. bis 27. Oktober 1990) / Hrsg. von K. Elm. Wies­ba­den, 1994; Stickelbrock M. Mysterium ve­ne­ran­dum: der trinitarische Gedanke im Werk des Bernhard von Clairvaux. Münster, 1994; Браг Р. Ан­тро­по­ло­гия сми­ре­ния // Во­про­сы фи­ло­со­фии. 1999. № 5.

Вернуться к началу