Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АД

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 203

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А.И. Кырлежев, И.Л. Бусева-Давыдова (иконография)

АД (греч. Ἅιδης, Ἀΐδης, лат. infernus – пре­ис­под­няя, под­зем­ное цар­ст­во), со­глас­но хри­сти­ан­ско­му ве­ро­уче­нию, ме­сто пре­бы­ва­ния пад­ших ан­ге­лов и не­рас­ка­яв­ших­ся греш­ни­ков. Про­ти­во­по­лож­ное по­ня­тие – рай. При пе­ре­во­де евр. Биб­лии на греч. яз. для пе­ре­да­чи по­ня­тия о ше­о­ле (שׁאול) – по­смерт­ном ме­сто­пре­бы­ва­нии умер­ших вда­ли от Бо­га – бы­ло ис­поль­зо­ва­но греч. сло­во, обо­зна­чаю­щее под­зем­ное цар­ст­во бо­га Аи­да.

«Ад в виде пасти дьявола». Миниатюра к псалтыри Анри де Блуа. Сер. 12 в. Британский музей (Лондон).

В Но­вом За­ве­те А. со­от­вет­ст­ву­ют пред­став­ле­ния о «тьме внеш­ней» (Мф. 8:12), «му­ке веч­ной» (там же 25:46) и «ге­ен­не ог­нен­ной» [со­от­вет­ству­ет наз­ва­нию до­лины Хин­ном, или Ен­ном, близ Ие­ру­са­ли­ма, где вет­хо­за­вет­ные ев­реи, впав­шие в идо­ло­по­клон­ст­во, при­но­си­ли че­ло­ве­че­ские жерт­вы (Иер. 7:31), в но­во­за­вет­ные времена – сжи­га­ли му­сор и от­бро­сы, здесь все­гда был смрад и огонь], а так­же о тар­та­ре (про­из­вод­ное от гла­го­ла ταρ­ταρόω – низ­вер­гать в ад, в рус. си­но­даль­ном переводе – «свя­зав уза­ми ад­ско­го мра­ка») (2 Пет. 2:4), где со­дер­жат­ся пад­шие ан­ге­лы. Но­во­за­вет­ные тек­сты сви­де­тель­ст­ву­ют о том, что по­сле смер­ти на кре­сте, до Вос­кре­се­ния Хри­стос со­шёл в А. и вы­вел от­ту­да пра­вед­ни­ков (1 Пет. 3:19–20; ср. Де­ян. 2:31), зна­ме­нуя и пред­ва­ряя по­бе­ду над веч­ной смер­тью и дья­во­лом. В позд­ней­ших (осо­бен­но сред­не­ве­ко­вых) хри­сти­ан­ских пред­став­ле­ни­ях об А., в ко­то­рых со­че­та­ют­ся дох­ри­сти­ан­ские (вет­хо­за­вет­ные и ан­тич­ные язы­че­ские), ли­те­ра­тур­но-фольк­лор­ные и ве­ро­учит. эле­мен­ты, его об­раз по­лу­ча­ет де­таль­ную раз­ра­бот­ку, а кар­ти­на ад­ских му­че­ний греш­ни­ков при­об­ре­та­ет на­ту­ра­ли­стич. чер­ты. Чув­ст­вен­но-де­та­ли­зи­ро­ван­ные опи­са­ния А. в хри­сти­ан­ской лит-ре – червь, огонь, тьма кро­меш­ная, в Апокалипсисе – озе­ро, го­ря­щее ог­нём и серой – име­ют ско­рее все­го сим­во­лич. ха­рак­тер; эти сим­во­лы по­мо­га­ют по­нять ду­хов­ное со­стоя­ние греш­ни­ка, по сло­вам ап. Пав­ла, «скорбь и тес­но­ту вся­кой ду­ше че­ло­ве­ка, де­лаю­ще­го злое» (Рим. 2:9).

Хри­сти­ан­ская идея А. ло­ги­че­ски свя­за­на с пред­став­ле­ни­ем о том, что че­ло­век не­сёт от­вет­ст­вен­ность за свои дея­ния, со­вер­шён­ные в зем­ной жиз­ни, след­ст­ви­ем че­го яв­ля­ет­ся не­от­вра­ти­мость по­смерт­но­го на­ка­за­ния для не­рас­ка­яв­ших­ся греш­ни­ков как соз­на­тель­ных на­ру­ши­те­лей Бо­же­ст­вен­но­го за­ко­на.

Со­глас­но хри­сти­ан­ско­му ве­ро­уче­нию, по­сле те­лес­но­го вос­кре­се­ния всех умер­ших и Страш­но­го су­да, со­вер­шаю­ще­го­ся по­сле кон­ца ми­ра, не­рас­ка­яв­шие­ся греш­ни­ки пре­тер­пе­ва­ют «вто­рую смерть» (Откр. 21:8). Пра­во­слав­ное бо­го­сло­вие по-раз­но­му ре­ша­ло во­прос о веч­но­сти (до­ми­ни­рую­щая тра­ди­ция) ад­ских му­че­ний или вре­мен­но­сти их (напр., уче­ние Ори­ге­на, Кли­мен­та Алек­сан­д­рий­ско­го, еп. Гри­го­рия Нис­ско­го, Еваг­рия Пон­тий­ско­го и др. об апо­ка­та­ста­си­се, все­об­щем вос­кре­се­нии). Не впол­не про­яс­нён­ной в свя­зи с хри­сти­ан­ским уче­ни­ем об А. ос­та­ёт­ся по­смерт­ная судь­ба не­кре­щё­ных мла­ден­цев и пра­вед­ных не­хри­сти­ан. В ка­то­ли­циз­ме (на­чи­ная с па­пы св. Григория I Ве­ли­ко­го) сфор­ми­ро­ва­лось уче­ние о чис­ти­ли­ще как мес­те вре­мен­но­го пре­бы­ва­ния в А. не­ко­то­рых ка­те­го­рий греш­ни­ков. В ли­те­ра­ту­ре наи­бо­лее яр­кую кар­ти­ну А. соз­дал Дан­те в по­эме «Бо­же­ст­вен­ная ко­ме­дия».

Иконография

Архив «Православной энциклопедии» «Сошествие во ад». Икона. 14 в. Третьяковская галерея (Москва).

Пер­вые изо­бра­же­ния А. поя­ви­лись не ра­нее 6 в. (рос­пись ка­пел­лы 17 в Бауи­те, Си­рия). В жи­во­пи­си Зап. Ев­ро­пы и Ви­зан­тии они воз­ник­ли толь­ко в 8–9 вв. в сце­нах Страш­но­го су­да (ми­ниа­тю­ры в мно­го­числ. ру­ко­пи­сях Апо­ка­лип­си­са) и «Со­ше­ст­вия Хри­ста во ад». С 11 в. А. при­сут­ст­ву­ет в про­из­ве­де­ни­ях на сю­же­ты прит­чи о бо­га­том и Ла­за­ре (пе­ще­ра с язы­ка­ми пла­ме­ни) и «Ле­ст­ви­цы» прп. Ио­ан­на Ле­ст­вич­ни­ка (сим­во­лич. изо­бра­же­ние А. в ви­де го­ло­вы или пас­ти ад­ско­го зве­ря, ку­да па­да­ют греш­ные мо­на­хи, стал­ки­вае­мые с ле­ст­ни­цы бе­са­ми). Пра­во­слав­ная ико­но­гра­фия А. ус­той­чи­ва и поч­ти не из­ме­ня­лась с 12–13 вв., ко­гда её до­пол­ни­ли изо­бра­же­ния ад­ских мук (по ви­дам гре­хов). В «Со­ше­ст­вии во ад» А. пред­став­лен как тём­ная пе­ще­ра, со сло­ман­ны­ми вра­та­ми, на ко­то­рых сто­ит Хри­стос; зам­ки и це­пи сня­ты и бро­ше­ны, ан­ге­лы по­би­ва­ют бе­сов, са­та­на по­вер­жен и свя­зан. В «Страш­ном су­де» в изо­бра­же­ние А. обыч­но вклю­ча­ют­ся ог­нен­ные ре­ка и озе­ро с греш­ни­ка­ми, са­та­на, бе­сы и раз­ные ви­ды ад­ских му­че­ний; до­пол­нит. мотив – фи­гу­ра при­вя­зан­но­го к стол­бу «ми­ло­сти­во­го блуд­ни­ка», ко­то­рый час­тич­но ис­ку­пил свои гре­хи ми­ло­сты­ней и по­это­му на­хо­дит­ся не в А., а близ вхо­да. Зап.-ев­роп. ико­но­гра­фия, ис­пы­тав­шая силь­ное влия­ние ср.-век. ви­де­ний и «Бо­же­ст­вен­ной ко­ме­дии» Дан­те, зна­чи­тель­но бо­лее раз­но­об­раз­на, изо­билу­ет гро­те­ск­ны­ми фан­та­стич. мо­ти­ва­ми и фи­гу­ра­ми (скульп­ту­ра тим­па­нов пор­та­лов го­тич. со­бо­ров; фре­ски и кар­ти­ны Джот­то, И. Бос­ха, Я. Брей­ге­ля, Л. Синьо­рел­ли и др.). Ми­ке­ланд­же­ло в рос­пи­сях Сик­стин­ской ка­пел­лы соз­дал свой ико­но­гра­фич. ва­ри­ант А. (А. как ха­ос), воз­дей­ст­вие ко­то­ро­го про­сле­жи­ва­ет­ся в зап.-ев­роп. жи­во­пи­си вплоть до 18 в. Изо­бра­же­ние «Врат ада», свя­зан­ное с сю­же­том «Со­ше­ст­вие во ад», по­лу­чи­ло рас­про­стра­не­ние в иск-ве Но­во­го вре­ме­ни (скульп­ту­ра О. Ро­де­на, 1880–1917, и др.). А. поя­вил­ся так­же в кар­ти­нах на те­му «Семь смерт­ных гре­хов» и «Три­умф смер­ти».

Лит.: Юн­ге­ров П. Уче­ние Вет­хо­го За­ве­та о бес­смер­тии ду­ши и за­гроб­ной жиз­ни. Ка­зань, 1882; Hughes R. Heaven and Hell in western art. L., 1968; Bernstein A. The for­ma­tion of Hell. Itaca, 1993; Ива­нов М. С. Ад // Пра­во­слав­ная эн­цик­ло­пе­дия. М., 2000. Т. 1; Аве­рин­цев С. С. Ад // Аве­рин­цев С. С. Со­фия – Ло­гос: Сло­варь. К., 2001.

Вернуться к началу