Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АФО́Н

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 522-524

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. В. Квливидзе, И. Н. Попов

АФО́Н (Ай­он-Орос, Свя­тая Го­ра, греч. Ἄθως, Ἄγιον  Ὄρος), круп­ней­ший в ми­ре центр пра­во­слав­но­го мо­на­ше­ст­ва. Рас­по­ло­жен на п-ове Ай­он-Орос (вост. вы­ступ п-ова Хал­ки­ди­ки), на се­ве­ро-вос­токе Гре­ции. Выс. Св. Го­ры 2033 м. А. яв­ля­ет­ся «са­мо­управ­ляю­щей­ся ча­стью Гре­че­ско­го го­су­дар­ст­ва» и управ­ля­ет­ся пред­ста­ви­те­ля­ми мо­на­сты­рей, со­став­ляю­щи­ми Свя­щен­ный Ки­нот. Адм. центр – в г. Ка­рея (совр. Ка­рье). На­хо­дит­ся под цер­ков­ной юрис­дик­ци­ей Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха­та.

Вре­мя по­яв­ле­ния пер­вых мо­на­хов на А. точ­но не­из­вест­но; пер­во­на­чаль­но пре­об­ла­да­ло от­шель­ни­че­ст­во (прп. Пётр Афон­ский). В 9 в. зна­че­ние афон­ских мо­на­ше­ских об­щин воз­рос­ло: в 843 в Кон­стан­ти­но­поль при­бы­ла их де­ле­га­ция (хро­ни­ка Ге­не­сия, сер. 10 в.). Пер­вый об­ще­жи­тель­ный мо­на­стырь, Ве­ли­кая Лав­ра, ос­но­ван в 10 в. прп. Афа­на­си­ем Афон­ским при по­кро­ви­тель­ст­ве ви­зант. имп. Ни­ки­фо­ра II Фо­ки. Пер­вый ус­тав мо­на­ше­ско­го со­об­ще­ст­ва («Тра­гос») А. был из­дан в кон. 971 или нач. 972 ви­зант. имп. Ио­ан­ном I Ци­мис­хи­ем; ор­ган управ­ле­ния А. – про­тат. В 11–12 вв. воз­ник­ли мо­на­ше­ские об­щи­ны вы­ход­цев из др. стран: Бол­га­рии, Сер­бии, Гру­зии, Ру­си. В 1045 ви­зант. имп. Кон­стан­ти­ном IX Мо­но­ма­хом из­дан но­вый ус­тав А. (пе­ре­ра­бо­тан в 1406). Рас­цвет мо­на­ше­ст­ва на А. в 14 в. свя­зан с рас­про­стра­не­ни­ем иси­хаз­ма, ос­но­во­по­лож­ни­ка­ми ко­то­ро­го бы­ли Гри­го­рий Си­на­ит и Гри­го­рий Па­ла­ма. По­сле па­де­ния Ви­зант. им­пе­рии (1453) А. на­ходил­ся под вла­стью тур. сул­та­нов; не­смот­ря на по­лу­чен­ное от них при­зна­ние преж­них при­ви­ле­гий, не­по­силь­ные по­да­ти и по­бо­ры при­ве­ли к эко­но­мич. упад­ку мно­гих афон­ских мо­на­сты­рей в 15–17 вв. Во 2-й пол. 16–17 вв. боль­шин­ст­во мо­на­хов пе­ре­се­ли­лись из круп­ных мо­на­сты­рей в ски­ты. Воз­ро­ж­де­ние мо­на­сты­рей про­изош­ло по­сле ре­фор­мы пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Гав­рии­ла IV, из­дав­ше­го в 1783 но­вый ус­тав А., вос­ста­нав­ли­вав­ший древ­ние ино­чес­кие обы­чаи. В 18 в. ду­хов­ная жизнь на А. ожи­ви­лась бла­го­да­ря дея­тель­но­сти Ев­ге­ния Вул­га­ри­са, Ни­ко­ди­ма Свя­то­гор­ца и др. В 1821–30 А. ок­ку­пи­ро­ван тур­ка­ми, с 1869 ими вве­де­но пря­мое адм. прав­ле­ние.

Архив «Православной энциклопедии» Карье. Здание Протата. Фото. 1999.

По­яв­ле­ние на А. мо­на­хов из Рос­сии от­но­сит­ся к древ­ней­ше­му пе­рио­ду ис­то­рии Св. Го­ры. По со­об­ще­нию «По­вес­ти вре­мен­ных лет», в 11 в. на А. при­нял мо­на­ше­ский по­стриг Ан­то­ний Пе­чер­ский, один из ос­но­во­по­лож­ни­ков рус. мо­на­ше­ст­ва. Бла­го­да­ря афон­ско­му влия­нию про­ис­хо­ди­ли важ­ные из­ме­не­ния в ду­хов­ной жиз­ни рос. мо­на­сты­рей. В 15 в. в них рас­про­стра­ни­лось афон­ское мо­лит­вен­ное пра­ви­ло, важ­ную часть ко­то­ро­го со­став­ля­ла Ии­су­со­ва мо­лит­ва, в кон. 15–16 в. под влия­ни­ем А. воз­ник­ла но­вая для Рос­сии фор­ма ор­га­ни­за­ции мо­на­сты­ря – скит. В 1518 по прось­бе вел. кн. Ва­си­лия III Ива­но­ви­ча с А. в Мо­ск­ву для прав­ки книг при­был Мак­сим Грек. В 18 в. на А. воз­ник­ла шко­ла Паи­сия Ве­лич­ков­ско­го по изу­че­нию, пе­ре­во­ду и пе­репи­сы­ва­нию свя­то­оте­че­ских тво­ре­ний. Мно­гие из рус. мо­на­хов, быв­ших уче­ни­ка­ми Паи­сия Ве­лич­ков­ско­го на А., в кон. 18 в. вер­ну­лись в Рос­сию, где благо­да­ря их дея­тель­но­сти к сер. 19 в. в 30 епар­хи­ях рас­про­стра­ни­лись мо­на­сты­ри, при­дер­жи­вав­шие­ся ас­ке­тич. тра­ди­ции его шко­лы. С кон. 19 в. на А. чис­ло мо­на­хов из Рос­сии стре­ми­тель­но уве­ли­чи­лось, к 1912 рус. мо­на­хи со­став­ля­ли по­ло­ви­ну на­сель­ни­ков А. В 1913 их чис­ло рез­ко со­кра­ти­лось в ре­зуль­та­те де­пор­та­ции с А. бо­лее 800 при­вер­жен­цев имя­сла­вия. При­ток мо­на­хов из Рос­сии пре­кра­тил­ся по­сле 1917. С кон. 1980-х гг. по­сле дол­го­го пе­ре­ры­ва на­чалось воз­ро­ж­де­ние рус. мо­на­ше­ст­ва на А. В 1912 А. стал ча­стью гос-ва Гре­ция. В 1924 при­ня­та «Ус­тав­ная хар­тия Св. Го­ры Афон­ской» (да­лее Ус­тав). Со­глас­но древ­не­му пре­да­нию, А. яв­ля­ет­ся уде­лом Бо­го­ро­ди­цы. Дос­туп жен­щин на А. за­пре­щён. Мо­на­сты­ри А. поль­зу­ют­ся юли­ан­ским ка­лен­да­рём.

Архив «Православной энциклопедии» Преподобный Афанасий Афонский. Роспись церкви Успения Богородицы в Протате. Нач. 14 в.

А. – один из круп­ней­ших цен­тров пра­во­слав­но­го иск-ва. Са­мый древ­ний ар­хит. па­мят­ник А. – ба­зи­ли­ка Про­тат в Ка­рье (кон. 11 в.). В кон. 10–11 вв. на А. вы­ра­ба­ты­ва­ет­ся осо­бый тип кре­сто­во-ку­поль­но­го хра­ма с бо­ко­вы­ми ап­си­да­ми-хо­ра­ми, боль­шим нар­тек­сом, к ко­то­ро­му при­мы­ка­ют бо­ко­вые при­де­лы, так­же пе­ре­кры­тые ку­по­ла­ми, и внеш­ним нар­тек­сом. Пер­вый храм та­ко­го типа – ка­фо­ли­кон Ве­ли­кой лав­ры, став­ший об­раз­цом для со­бор­ных хра­мов Св. Го­ры. К наи­бо­лее ран­ним па­мят­ни­кам изо­бразит. иск-ва на А. от­но­сят­ся мо­заи­ки ка­то­ли­ко­на мон. Ва­то­пед («Бла­го­ве­ще­ние», сер. 11 в., и «Деи­сус», 12 в.). В мо­на­сты­рях Хи­лан­дар и Ва­то­пед на­хо­дят­ся фре­ски 13–14 вв., в мон. Пан­то­кра­тор – 14 в. В 1535 и 1550-х гг. в со­бо­рах и тра­пез­ных Ве­ли­кой Лав­ры, мо­на­сты­рях Став­ро­ни­ки­та и Ивер­ском ра­бо­тал вы­даю­щий­ся ико­но­пи­сец Фео­фан Кри­тя­нин. Боль­шая часть афон­ских рос­пи­сей от­но­сит­ся к по­стви­зан­тий­ско­му пе­рио­ду (16–17 вв.). В 17–19 вв. рос­пи­си хра­мов про­дол­жа­ли сле­до­вать тра­диц. ви­зант. ико­но­гра­фии. В 18 в. афон­ский худ. Д. Фур­ноа­гра­фи­от со­ста­вил т. н. Ер­ми­нию – ру­ко­во­дство по ико­но­пи­са­нию. В это же вре­мя на А. актив­но ра­бо­та­ли мо­на­стыр­ские ико­но­пис­ные мас­тер­ские, из­го­тав­ли­вав­шие спи­ски с ви­зант., серб. и рус. чу­до­твор­ных икон, хра­нив­ших­ся в мо­на­сты­рях А. Кни­го­хра­ни­ли­ща мо­на­сты­рей Пан­токра­то­р, Став­ро­ни­ки­та и мон. Прп. Дио­ни­сия на­счи­ты­ва­ют св. 1800 древ­них ру­ко­пи­сей, ук­ра­шен­ных ми­ниа­тю­ра­ми 9–14 вв. Мо­на­сты­ри А. не­од­но­крат­но об­нов­ля­лись и пе­ре­страи­ва­лись.

Архив «Православной энциклопедии» Монастырь Святого Пантелеимона на горе Афон. Общий вид.

Со­глас­но Ус­та­ву, Св. Го­ра со­сто­ит из 20 мо­на­сты­рей (ны­не в них около 2000 мо­на­хов), ко­то­рые име­ют сле­дую­щий иерар­хи­че­ский по­ря­док: Ве­ли­кая Лав­ра (мон. в честь Бла­го­ве­ще­ния Пре­святой Бо­го­ро­ди­цы), ос­но­вана в 963, гл. храм 10 в. (фре­ски Фео­фа­на Кри­тя­ни­на, 1535). Свя­ты­ни – мо­щи и крест прп. Афа­насия, гла­ва Ва­си­лия Ве­ли­ко­го и др., ­икона Бо­жи­ей Ма­те­ри Эко­но­мис­сы. Биб­лио­те­ка на­счи­ты­ва­ет бо­лее 2000 ру­ко­пи­сей. Ве­ли­кой Лав­ре при­над­ле­жат са­мые боль­шие вла­де­ния, их об­щая пло­щадь со­став­ля­ет 72 тыс. га, т. е. 21,3% всей тер­ри­то­рии полуострова. Ва­то­пед (мон. в честь Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы), ос­но­ван около 972–985; со­бор 10 в. Свя­ты­ни – по­яс Бо­го­ро­ди­цы, Крест Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го, ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «От­ра­да и Уте­ше­ние», «Все­ца­ри­ца», «За­клан­ная». В 1748–49 здесь бы­ла ор­га­ни­зо­ва­на Афон­ская ака­де­мия. Ва­то­пе­ду при­над­ле­жит скит ап. Ан­д­рея (кел­лия ос­но­ва­на в 1766 пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­поль­ским Се­ра­фи­мом II, в 1849 по­лу­чи­ла ста­тус рус. ­скита, храм в 1867–1900, са­мый боль­шой на А., за­ло­жен вел. кн. Алек­се­ем Алек­сан­д­ро­ви­чем). Свя­ты­ня – часть гла­вы ап. Ан­д­рея Пер­во­зван­но­го. Биб­лио­те­ка на­счи­ты­ва­ет при­мер­но 1700 ру­ко­пи­сей. Ивер­ский (мон. в честь Ус­пе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы; гру­зин­ский), ос­но­ван в 979/980 ви­зант. ари­сто­кра­том груз. про­ис­хо­ж­де­ния Ио­ан­ном Тор­ни­ком, при его пре­ем­ни­ке Ев­фи­мии Свя­то­гор­це мо­на­стырь стал од­ним из круп­ней­ших (ок. 300 мо­на­хов). В 1357 пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский Кал­лист I пе­ре­дал мо­на­стырь под управ­ле­ние гре­ков, и груз. мо­на­хи ста­ли со­став­лять мень­шин­ст­во. В 1653 под­ворь­ем Ивер­ско­го мон. стал Ни­коль­ский мон. в Мо­ск­ве. Со­бор (осн. его часть по­строе­на в кон. 10 в., ре­кон­струи­ро­ва­на в нач. 11 в. и вос­ста­нов­ле­на в 1513), фре­ски 16–19 вв. Свя­ты­ня – Ивер­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри. Биб­лио­те­ка на­счи­ты­ва­ет при­мер­но 2000 ру­ко­пи­сей. Хи­лан­дар (мон. в честь Вве­де­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы во храм; серб­ский), ос­но­ван в кон. 12 в. серб. жу­па­ном Сте­фа­ном Не­ма­ней и его сы­ном свт. Сав­вой Серб­ским. Поль­зо­вал­ся осо­бым по­кро­ви­тель­ст­вом рус. ца­рей. С сер. 18 в. сре­ди мо­на­хов пре­об­ла­да­ли бол­гары (в т. ч. прп. Паи­сий Хи­лан­дар­ский, ав­тор «Ис­то­рии сла­вя­но-бол­гар­ской», 1762). Чис­ло сер­бов в мо­на­сты­ре зна­читель­но уве­ли­чи­лось по­сле по­се­ще­ния А. серб. ко­ро­лём Алек­сан­дром I (1896). Свя­ты­ня – ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри Трое­ру­чи­цы. Мон. Прп. Дио­ни­сия (в честь Ро­ж­де­ст­ва Ио­ан­на Пред­те­чи), ос­но­ван во 2-й пол. 14 в. прп. Дио­ни­си­ем из се­ле­ния Ко­ри­сос на сред­ст­ва тра­пе­зунд­ско­го имп. Алек­сея III Ве­ли­ко­го Ком­ни­на. Кут­лу­муш (мон. в честь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня). Впер­вые мо­на­стырь с на­зва­ни­ем Кутлу­муш упо­мя­нут ок. 1169. Пан­то­кра­тор (мон. в честь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня), впер­вые упо­ми­на­ет­ся в до­ку­мен­таль­ных ис­точ­ни­ках в 1358, ос­но­ван ви­зант. ари­с­то­кра­та­ми брать­я­ми Алек­се­ем и Ио­ан­ном при под­держ­ке имп. Ио­ан­на V Па­лео­ло­га. Со­бор (1362). Свя­ты­ни – часть Хи­то­на Гос­под­ня, ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри Ге­рон­тис­сы. Мо­на­сты­рю при­над­ле­жит скит про­ро­ка Илии (ос­но­ван в 1757 Паи­си­ем Ве­лич­ков­ским, храм в 1893–1900). Кси­ро­по­там (мон. 40 Се­ва­стий­ских му­че­ни­ков), ос­но­ван в 10 в. прп. Пав­лом Кси­ро­по­там­ским. Зо­граф (мон. Вмч. Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца; бол­гар­ский), ос­но­ван в 10 в. (919?) Мои­се­ем, Аа­ро­ном и Ио­ан­ном Се­ли­мой из Ох­ри­да – по одной вер­сии, брать­я­ми болг. ца­ря Са­муи­ла, по дру­гой – про­сты­ми ино­ка­ми. В 1275 сто­рон­ни­ки Ли­он­ской унии ра­зо­ри­ли мо­на­стырь и со­жгли в баш­не 26 зо­граф­ских му­че­ни­ков. В 1542 Зо­граф по­стра­дал от на­бе­га раз­бой­ни­ков, а в 1622 при­шёл в за­пус­те­ние из-за эпи­де­мии чу­мы. В 1849 стал об­ще­жи­тель­ным и пе­ре­жил рас­цвет в сер. – 2-й пол. 19 в., имея 22 хра­ма и па­ра­кли­са. Со­бор (1801). Свя­ты­ни – не­ру­ко­твор­ный об­раз вмч. Ге­ор­гия и Ака­фи­ст­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри. До­хи­ар (мон. в честь ар­хан­ге­лов Ми­хаи­ла и Гав­рии­ла), осно­ван во 2-й пол. 10 в. или нач. 11 в. Ев­фи­ми­ем, до­хиа­ром (ке­ла­рем) Афа­на­сия Афон­ско­го. Ка­ра­кал (мон. в честь апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла), ос­но­ван в нач. 11 в. мо­на­хом Ни­ко­ла­ем. Фи­ло­фей (мон. в честь Бла­го­ве­ще­ния Бо­го­ро­ди­цы), ос­но­ван в кон. 10 – нач. 11 вв. прп. Фи­ло­фе­ем Афон­ским. Си­мо­но­пет­ра (мон. в честь Ро­ж­де­ст­ва Хри­с­то­ва), ос­но­ван в сер. 13 в. прп. Си­мо­ном Ми­ро­то­чи­вым, в 1363 от­стро­ен серб. дес­по­том Ио­ан­ном Уг­ле­ша. Мон. Св. Пав­ла (в честь Сре­те­ния Гос­под­ня), ос­но­ван в кон. 10 в. прп. Пав­лом Кси­ро­по­там­ским, ок. 1382–85 вос­ста­нов­лен сер­ба­ми. Став­ро­ни­ки­та (мон. в честь свт. Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца), ос­но­ван как скит в кон. 10 – нач. 11 вв., при­шёл в упа­док в 12 в. в ре­зуль­та­те пи­рат­ских на­бе­гов, в 13 в. был под­чи­нён мон. Кут­лу­муш, в 1530-х гг. воз­ро­ж­дён игу­ме­ном Гри­го­ри­ем Ги­ро­ме­риа­ти­сом; в 1541 или 1542 скит Став­ро­ни­ки­та был пре­обра­зо­ван в мо­на­стырь. Ксе­но­фонт (мон. в честь вмч. Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца), ос­но­ван в кон. 10 в. прп. Ксе­но­фон­том. Мон. Прп. Гри­го­рия (мон. в честь свт. Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца), ос­но­ван в 14 в. прп. Гри­го­ри­ем, уче­ни­ком Гри­го­рия Си­наи­та. Эс­фиг­мен (мон. в честь Воз­не­се­ния Гос­под­ня), ос­но­ван в кон. 10 – нач. 11 вв. Пан­те­леи­мо­нов мо­на­стырь (мон. в честь вмч. Пан­те­леи­мо­на; рус­ский), ос­но­ван в кон. 10 в.; Кон­ста­мо­нит (мон. Пер­во­му­че­ни­ка Сте­фа­на), из­вес­тен с 11 в.

Лит.: Пор­фи­рий (Ус­пен­ский), еп. Ис­то­рия Афо­на. К., 1877. Ч. 1–3/1; СПб., 1892. Ч. 3/2; Кон­да­ков Н. П. Па­мят­ни­ки хри­сти­ан­ско­го ис­кус­ст­ва на Афо­не. СПб., 1902; Dölger F. Mö nchsland Athos. Mü nch., 1943; Hofmann G. Rom und der Athos. Rom, 1954; Millénaire du Mont Athos. Chevetogne, 1963–1964. Vol. 1–2; Chatzidakis M. Recherches sur le peintre Theo­phan le Cretois // Dum­barton Oaks pages. 1969–1970. Vol. 23/24; Кар­пов С. П. Тра­пе­зунд­ская им­пе­рия и Афон // Ви­зан­тий­ский вре­мен­ник. М., 1984. Т. 45. С. 95–101; Nas­tase D. Les débuts de la communauté œcu­menique du Mont Athos // Σύμμειϰτα. 1985. T. 6; Wittig A. M. Der Heilige Berg von By­zanz. Würzburg, 1985; Ми­ло­нас П. М. За­мет­ки об ар­хи­тек­ту­ре Афо­на // Древ­не­рус­ское ис­кус­ст­во: Бал­ка­ны. Русь. СПб., 1995; Ва­си­лий (Кри­во­ше­ин), ар­хи­еп. Афон в ду­хов­ной жиз­ни пра­во­слав­ной Церк­ви // Ва­си­лий (Кри­во­ше­ин) ар­хиеп. Бо­го­слов­ские тру­ды. Н. Нов­го­род, 1996; Mount Athos and Byzantine monasticism / Ed. A. Bry­er, M. L. Cunningham. Aldershot, 1996; Do­ens I. Bibliographie de la Sainte Montaine de l’Athos. Mont Athos, 2001; Афон // Пра­во­слав­ная эн­цик­ло­пе­дия. М., 2002. Т.4.

Вернуться к началу