Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АФАНА́СЬЕВ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 502

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. В. Литвинова

АФАНА́СЬЕВ Ни­ко­лай Ни­ко­лае­вич (4.9.1893, Одес­са – 4.12.1966, Па­риж), про­то­прес­ви­тер, бо­го­слов, ка­но­нист. В 1920 эмиг­ри­ро­вал в Кон­стан­ти­но­поль. Учил­ся на бо­го­слов­ском ф-те уни­вер­си­те­та в Бел­гра­де. С 1930 пре­по­да­вал ка­но­ни­че­ское пра­во и греч. яз. в Пра­во­слав­ном бо­го­слов­ском ин-те прп. Сер­гия (в Па­ри­же). Пер­вые со­чи­не­ния: «Го­су­дар­ст­вен­ная власть на Все­лен­ских со­бо­рах», «Ива Эдес­ский и его вре­мя». В 1936 А. ко­ман­ди­ро­ван в Ве­ли­ко­бри­та­нию (Лон­дон, Окс­форд), где на­чал труд «Цер­ков­ные со­бо­ры и их про­ис­хо­ж­де­ние». В янв. 1940 в Па­ри­же при­нял сан свя­щен­ни­ка. В 1941 на­прав­лен в Ту­нис для окорм­ле­ния рус. при­хо­да. Там А. при­сту­пил к ра­бо­те над тру­дом «Цер­ковь Ду­ха Свя­то­го». В ию­ле 1950 за­щи­тил док­тор­скую дис­сер­та­цию и стал ор­ди­нар­ным проф. Пра­во­слав­но­го бо­го­слов­ско­го ин-та прп. Сер­гия; чи­тал лек­ции по цер­ков­но­му пра­ву и ис­то­рии древ­ней Церк­ви. А. уча­ст­во­вал в эку­ме­нич. дви­же­нии; при­сут­ст­во­вал на за­клю­чит. сес­сии Ва­ти­кан­ско­го II со­бо­ра.

Своё уче­ние о Церк­ви А. на­звал «ев­ха­ри­сти­че­ской экк­ле­зио­ло­ги­ей». Оно ста­вит це­лью че­рез об­ра­ще­ние к ран­не­му хри­сти­ан­ст­ву пре­одо­леть фор­маль­но-юри­дич. по­ни­ма­ние Церк­ви. Как мис­ти­че­ское Те­ло Хри­сто­во, Цер­ковь вы­яв­ляет­ся в этом ми­ре толь­ко в ка­че­ст­ве об­щи­ны вер­ных, уча­ст­вую­щей в со­вер­ше­нии ев­ха­ри­стии. Прот. А. Шме­ман на­звал А. наи­бо­лее ра­ди­каль­ным, а по­то­му «спор­ным» пред­ста­ви­те­лем это­го но­во­го экк­ле­зио­ло­гич. те­че­ния.

В соч. «Ка­но­ны и ка­но­ни­че­ское соз­на­ние» (1933) А. от­ме­ча­ет, что ка­но­нич. строй яв­ля­ет­ся внеш­ним вы­ра­же­ни­ем дог­ма­тич. уче­ния Церк­ви. Ут­вер­ждая из­ме­няе­мость ка­но­нов, он, од­на­ко, счи­тал, что семь Все­лен­ских со­бо­ров «рас­кры­ли ис­ти­ну, ко­то­рая жи­вёт в Церк­ви».

Соч.: Всту­п­ле­ние в Цер­ковь. Па­риж, 1952. М., 1993; Слу­же­ние ми­рян в Церк­ви. Па­риж, 1955. М., 1995; Экк­ле­зио­ло­гия всту­п­ле­ния в клир. Па­риж, 1968. К., 1997; Цер­ковь Ду­ха Свя­то­го. Па­риж, 1971. Ри­га, 1994; Тра­пе­за Гос­под­ня // Пра­во­сла­вие и сов­ре­мен­ность. Ри­га, 1992.

Лит.: Nichols A. Theology in the Russian diaspora: church, fathers, eucharist in N. Afanas’ev (1893–1966). Camb.; N. Y., 1989; Афа­нась­ев­ские чте­ния. М., 1994.

Вернуться к началу