Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АТТА́Р

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 484

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. О. Бобровников, М. Л. Рейснер

АТТА́Р Фа­рид-ад-дин Мо­хам­мед бен Иб­ра­хим (ме­ж­ду 1148 и 1151, Кад­кан – меж­ду 1190 и 1230, Ни­ша­пур), перс. по­эт-мис­тик. Све­де­ния о его жиз­ни край­не скуд­ны. По пре­да­нию, имел ап­те­ку, ко­то­рую ос­та­вил, по­сле­до­вав за шей­хом Мадж ад-ди­ном аль-Ба­гда­ди. Счи­та­ет­ся, что А. уби­ли ра­зо­рив­шие Иран мон­го­лы. А. не был су­фи­ем, но раз­ви­вал идеи су­физ­ма в боль­шин­ст­ве сво­их ал­ле­го­рич. со­чи­не­ний. А. при­пи­сы­ва­ют 66 про­из­ве­де­ний, лишь 12 или 17 из ко­то­рых не­со­мнен­но при­над­ле­жат ему. Сре­ди них – ди­дак­тич. ка­сы­ды, га­зе­ли и на­зи­дат. по­эмы «Бо­жья кни­га» («Ила­хи-на­ме») и «Кни­га пе­ча­ли» («Му­си­бат-на­ме»), счи­таю­щие­ся об­раз­ца­ми су­фий­ской по­эзии. Боль­шую по­пу­ляр­ность имел со­став­лен­ный А. свод жиз­не­опи­са­ний су­фий­ских шей­хов «Ан­то­ло­гия свя­тых». Наи­бо­лее из­вест­на по­эма «Бе­се­да птиц» («Ман­тик ат-тайр»), где А. ал­ле­го­ри­че­ски опи­сы­ва­ет путь (та­ри­ка) су­фия к Ал­ла­ху, за­ме­няя су­фий­ские по­ня­тия «стоя­нок» (ма­кам) и «со­стоя­ний» (хал) об­ра­зом «до­лин» (ва­ди). По­эма час­то слу­жи­ла об­раз­цом для под­ра­жа­ния, осо­бен­но в тюр­коя­зыч­ных ли­те­ра­ту­рах. Дру­гие те­мы сти­хов А. – рас­тво­ре­ние су­фия в Бо­ге (фа­на), при­сут­ст­вие Бо­га во вся­ком тво­ре­нии, по­зна­ние Бо­га в се­бе.

Соч.: Таз­ки­рат ал-аулийа’. L.; Leiden, 1959. Vol. 1–2; Ди­ван-е ка­са­ед ва га­за­лий­ат. Те­ге­ран, 1339 (1960); Ман­тик ат-тайр. Те­ге­ран, 1962 (на перс. яз.).

Лит.: Rit­ter H. Das Meer der Seele, Mensch, Welt und Gott in den Geschich­ten von Fa­ridud­din At­tar. Lei­den, 1955; Бер­тельс Е. Э. Из­бран­ные тру­ды. М., 1965. Т. 3: Су­физм и су­фий­ская ли­те­ра­ту­ра; His­tory of Per­sian li­tera­ture: from the be­gin­ning of the Is­lamic pe­riod to the pre­sent day. Lei­den; Köln, 1981.

Вернуться к началу