Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АТИ́ША

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 443

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. П. Андросов

АТИ́ША (санскр.: Сверх­вла­ды­ка, Вы­даю­щий­ся; дру­гое имя – Ди­пан­ка­ра Шри­дж­ня­на, или Све­тиль­ник ве­ли­ко­леп­но­го зна­ния) (982–1054), ин­до-буд­дий­ский мыс­ли­тель. Вы­хо­дец из Бен­га­лии. С 1042 в Ти­бе­те: спо­соб­ст­во­вал воз­ро­ж­де­нию буд­диз­ма в мо­на­сты­рях, пе­ре­вёл на ти­бет­ский яз. 11 тек­стов по мад­хь­я­ми­ке, ло­ги­ке, аб­хид­хар­ме (см. Дхар­ма). Ав­тор ком­мен­та­рия к Прадж­ня­па­ра­ми­ты сут­рам (см. Прадж­ня) и 25 са­мо­стоя­тель­ных тру­дов, 13 из ко­то­рых – по тан­тре. А. ещё в Ин­дии слыл зна­то­ком буд­дий­ских и ин­дуи­ст­ских тек­стов. Учил­ся тан­тре у мас­те­ра йо­ги На­ро­пы и тем са­мым со­еди­нил в сво­ей дея­тель­но­сти три ис­то­рич. на­прав­ле­ния буд­диз­ма: хи­ная­ну, ма­хая­ну и вад­жрая­ну. Ин­те­гра­ции прак­тик этих на­прав­ле­ний по­свя­щён его трак­тат «Све­точ на Пу­ти про­свет­ле­ния», ко­то­рый вме­сте с дру­гим трак­та­том – «Дра­го­цен­ная гир­лян­да бод­хи­саттв» – име­ет пер­во­сте­пен­ное зна­че­ние для ти­бет­ских школ ка­дам­па и ге­луг­па. Кро­ме то­го, А. при­пи­сы­ва­ют рас­про­стра­не­ние в Ти­бе­те уче­ния ка­ла­ча­кры и соз­да­ние сис­те­мы ти­бет­ско­го ле­то­счис­ле­ния (60-лет­них цик­лов).

Вернуться к началу