Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АТЕИ́ЗМ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 439-440

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Т. Казарян

АТЕИ́ЗМ (от греч. ἄθεος – без­бож­ный), ми­ро­воз­зре­ние, от­ри­цаю­щее бы­тие Бо­га, а так­же су­ще­ст­во­ва­ние сверхъ­ес­те­ст­вен­но­го ми­ра (ан­ге­лов, ду­хов и т. п.); от­ри­ца­ние ре­ли­гии во­об­ще. В ев­роп. куль­ту­ре под А. обыч­но по­ни­ма­ет­ся от­ри­цание су­ще­ст­во­ва­ния лич­но­го Бо­га (см. Те­изм).

Мно­го­об­ра­зие ис­то­рич. форм А. за­труд­ня­ет его клас­си­фи­ка­цию. Са­мая об­щая клас­си­фи­ка­ция А. пред­по­ла­га­ет раз­де­ле­ние его на сле­дую­щие ти­пы: по фе­но­ме­но­ло­ги­че­ско­му и со­цио­ло­ги­че­ско­му ос­но­ва­ни­ям – на А. ин­ди­ви­ду­аль­но-лич­но­ст­ный и А. кол­лек­тив­ный; по при­над­леж­но­сти к тео­ре­тич. или прак­тич. сфе­ре – на А. тео­ре­ти­че­ский (по пре­иму­ще­ст­ву фи­ло­соф­ский) и А. прак­ти­че­ский, в ко­то­ром от­ри­ца­ние Бо­га вы­ра­жа­ет­ся в дей­ст­ви­ях од­но­го че­ло­ве­ка или груп­пы лю­дей, вклю­чая и т. н. гос. А., про­яв­ляю­щий­ся в за­ко­но­дат. сис­те­ме и пра­во­вой прак­ти­ке го­су­дар­ст­ва.

В Вет­хом За­ве­те тер­мин «без­бож­ник» упот­реб­ля­ет­ся ред­ко (2 Макк. 4:13; 3 Макк. 2:2); его функ­ции вы­пол­ня­ет сло­во «не­чес­ти­вый» (ra̅ša̅‘), про­ти­во­по­лож­ное по­ня­тию «бла­го­чес­ти­вый». О бо­го­от­ри­ца­нии го­во­рит­ся в Псал­ти­ри: «Ска­зал бе­зу­мец в серд­це сво­ём: "нет Бо­га"» (Пс. 13:1) – «бе­зу­мец» оз­на­ча­ет че­ло­ве­ка не­чес­ти­во­го и греш­но­го, не имею­ще­го стра­ха Бо­жия (Пс. 35:2–5), от­ри­цаю­ще­го Бо­га в по­мыс­лах сво­их (Пс. 9:25). В Вет­хом За­ве­те в тес­ной свя­зи с от­ри­ца­ни­ем Бо­га сто­ят от­ступ­ни­че­ст­во и из­ме­на сво­ему Бо­гу (Иов. 21:14), со­тво­ре­ние се­бе но­вых бо­гов и по­кло­не­ние им (Иер. 16:20). Мо­тив от­ступ­ни­че­ст­ва от ис­тин­но­го Бо­га или не­зна­ния Его под­чёр­ки­ва­ет­ся в Но­вом За­ве­те ап. Пав­лом в ка­че­ст­ве осн. чер­ты А. (без­бо­жия): «…вы бы­ли в то вре­мя без Хри­ста… бы­ли без­бож­ни­ки (ἄθεοι) в ми­ре» (Еф. 2:12).

А. в Древ­ней Гре­ции воз­ник в свя­зи с от­ри­ца­ни­ем куль­та и мис­те­рий, а так­же ан­тро­по­мор­физ­ма греч. бо­гов. Тер­мин «без­бож­ный» (θεος), из­на­чаль­но оз­на­чаю­щий «ли­шён­ный бо­же­ст­ва», впер­вые по­яв­ля­ет­ся у по­этов – Пин­да­ра в «Пи­фий­ских одах» (4, 162), Эс­хи­ла в «Ев­ме­ни­дах» (151) и Со­фок­ла в «Элек­тре» (124). Ци­це­рон в кн. «О при­ро­де бо­гов» (I, 2; I, 63) к атеи­стам при­чис­ля­ет по­эта Диа­го­ра Ме­лос­ско­го, фи­ло­со­фа Фео­до­ра из Ки­ре­ны и фи­ло­со­фа-со­фис­та Про­та­го­ра, со­чи­не­ние ко­то­ро­го о бо­гах бы­ло со­жже­но. Секст Эм­пи­рик в кн. «Про­тив учё­ных» на­зы­ва­ет атеи­ста­ми со­фис­тов Про­ди­ка и Кри­тия (IX, 1, 50–57). Др.-греч. тол­ко­ва­ние «не­чес­ти­во­го» (ἀσεβής) как атеи­ста, не по­чи­таю­ще­го об­ще­при­знан­ных гос. бо­гов, ос­к­вер­няю­ще­го свя­ты­ни, во мно­гом близ­ко к биб­лей­ско­му тол­ко­ва­нию без­бо­жия. Пла­тон в 10-й кн. «За­ко­нов» (907d–910d) пе­ре­чис­ля­ет ре­лиг. пре­сту­п­ле­ния, за ко­то­рые сле­ду­ет су­ро­во на­ка­зы­вать не­чес­ти­вых: это «от­ри­ца­ние бо­гов», «от­ри­ца­ние про­мыс­ла бо­гов», «бо­го­слу­же­ния, не пре­ду­смот­рен­ные за­ко­ном». При­ме­ра­ми др.-греч. по­ни­ма­ния А. ста­ли: ре­ше­ние афин­ско­го су­да, при­го­во­рив­ше­го Со­кра­та к смерт­ной каз­ни за «вве­де­ние дру­гих бо­гов», из­гна­ние Анак­са­го­ра, об­ви­нён­но­го в «без­бо­жии», и др. слу­чаи пре­сле­до­ва­ния за дей­ст­ви­тель­ные или мни­мые рас­хо­ж­де­ния с уза­ко­нен­ным по­чи­та­ни­ем бо­гов. В Ри­ме в 1–3 вв. н. э. го­не­нию под­вер­га­лись хри­стиа­не, ис­по­ве­до­вав­шие ве­ру в рас­пя­то­го на кре­сте и вос­крес­ше­го Ии­су­са Хри­ста, от­ри­цав­шую культ им­пе­ра­то­ра и по­кло­не­ние ему как бо­же­ст­ву, что счи­та­лось по­ли­ти­че­ски опас­ным.

Для ре­лиг. и фи­лос. мыс­ли сред­них ве­ков А. не ха­рак­те­рен. Связь хри­сти­ан­ско­го бо­го­сло­вия и фи­ло­со­фии ис­клю­ча­ла в тео­ре­тич. об­лас­ти са­му воз­мож­ность со­мне­ния в су­ще­ст­во­ва­нии Бо­га. Ере­тич. уче­ния, со­про­во­ж­дав­шие хри­сти­ан­ст­во в те­че­ние всей его ис­то­рии, хо­тя ино­гда и на­зы­ва­лись атеи­сти­че­скими, а их по­сле­до­ва­те­ли – атеи­ста­ми (без­бож­ни­ка­ми), в дей­ст­ви­тель­но­сти та­ко­вы­ми не яв­ля­лись.

Воз­ро­ж­де­ние с его ан­тро­по­цен­триз­мом и стрем­ле­ни­ем к соз­да­нию но­во­го куль­тур­но­го про­стран­ст­ва, вклю­чаю­ще­го цен­но­сти и до­сти­же­ния ан­тич­ной язы­че­ской куль­ту­ры, под­го­то­ви­ло ус­ло­вия для рас­про­стра­не­ния А. в Ев­ро­пе, од­на­ко в сво­ей ос­но­ве ос­та­ва­лось эпо­хой ре­ли­ги­оз­ной. Из чис­ла раз­но­об­раз­ных на­прав­ле­ний фи­лос. мыс­ли эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния наи­бо­лее близ­ким к А. ока­зы­ва­ет­ся пан­те­изм. Это­го ми­ро­воз­зре­ния при­дер­жи­ва­лись П. Пом­по­нац­ци, Дж. Бру­но, Т. Кам­па­нел­ла, Дж. Ч. Ва­ни­ни (1585–1619).

В ев­роп. фи­ло­со­фии 17–18 вв., про­ник­ну­той идея­ми ра­цио­на­лиз­ма и аб­со­лю­ти­за­ции че­ло­ве­че­ско­го ра­зу­ма, ори­ен­ти­ро­ван­ной на на­уч­ное (эм­пи­ри­че­ское) по­зна­ние за­ко­нов при­ро­ды, наи­бо­лее близ­ки к А. пан­те­изм, де­изм и ма­те­риализм­. Тра­ди­ции пан­те­из­ма в 17 в. про­дол­жал Б. Спи­но­за. Осн. пред­ста­ви­те­ли англ. де­из­ма – Дж. То­ланд и А. Кол­линз (1676–1729). Даль­ней­шее раз­ви­тие де­изм по­лу­чил в 18 в. в фи­лос. тру­дах Воль­те­ра, Д. Юма, Ж. Ж. Рус­со. В фор­ми­ро­ва­нии «дех­ри­стиа­ни­зи­ро­ван­ной» «ре­ли­гии Ра­зу­ма», идео­ло­гии Ве­ли­кой фран­цуз­ской ре­во­лю­ции 18 в., осо­бую роль сыг­ра­ли де­изм и франц. ма­те­риа­лизм. Ме­ха­ни­сти­че­ские (см. Ме­ха­ни­цизм) и на­ту­ра­ли­сти­че­ские (см. На­ту­ра­лизм) уче­ния Ж. О. де Ла­мет­ри, Д. Дид­ро и К. А. Гель­ве­ция мо­гут быть от­не­се­ны к А., од­на­ко наи­бо­лее пол­но это ми­ро­воз­зре­ние пред­став­ле­но в со­чи­не­ни­ях П. А. Голь­ба­ха.

Ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние тео­ре­тич. А. по­лу­чил в 19–20 вв.; он свя­зан с фи­лос. на­прав­ле­ния­ми сво­его вре­ме­ни – по­зи­ти­виз­мом, ан­тро­по­ло­гич. фи­ло­со­фи­ей, анар­хиз­мом, ма­те­риа­лиз­мом, ни­ги­лиз­мом и фи­ло­со­фи­ей жиз­ни. Осн. пред­ста­ви­те­ли этих фи­лос. на­прав­ле­ний – А. Шо­пен­гау­эр, Л. Фей­ер­бах, П. Ж. Пру­дон, К. Маркс, Ф. Ниц­ше. Атеи­стич. взгля­ды раз­де­ля­ли отд. пред­ста­ви­те­ли эк­зи­стен­циа­лиз­ма (Ж. П. Сартр, А. Ка­мю) и ана­ли­тич. пси­хо­ло­гии (З. Фрейд, Т. Райк, Э. Фромм). Аг­но­сти­ком счи­тал се­бя фи­ло­соф-нео­по­зи­ти­вист Б. Рас­сел.

В Рос­сии тео­ре­тич. А. по­лу­чил рас­про­стра­не­ние лишь в 19 в. Боль­шин­ст­во атеи­стич. уче­ний в Рос­сии бе­рёт на­ча­ло в ев­роп. фи­ло­со­фии 18–19 вв. Та­кие те­че­ния, как по­зи­ти­визм (Н. К. Ми­хай­лов­ский), анар­хизм и ни­ги­лизм (М. А. Ба­ку­нин, Н. А. Доб­ро­лю­бов, С. Г. Не­ча­ев, П. Н. Тка­чёв), а так­же разл. на­прав­ле­ния со­циа­лиз­ма (Н. Г. Чер­ны­шев­ский, Г. В. Пле­ха­нов, В. И. Ле­нин) обо­зна­чили осн. ве­хи рас­про­стра­не­ния А. в Рос­сии.

Свое­об­ра­зие рус. А. про­яви­лось в пре­вра­ще­нии его в це­ло­ст­ное ми­ро­воз­зре­ние, в раз­но­вид­ность «ве­ры», по сло­вам Ф. М. Дос­то­ев­ско­го, и в стрем­ле­нии к не­мед­лен­но­му прак­ти­че­ско­му при­ме­не­нию этой ве­ры.

Гос. А. пред­став­ля­ет со­бой воз­ве­дён­ную в ранг гос. по­ли­ти­ки идео­ло­гию; в той или иной фор­ме он пред­по­ла­га­ет: ог­ра­ни­че­ние гражд. и по­ли­тич. прав ве­рую­щих по­сред­ст­вом за­ко­но­да­тель­ст­ва или под­за­кон­ных ак­тов, ис­поль­зо­ва­ние гос., по­ли­тич. и об­ще­ст­вен­ных ин­сти­ту­тов для борь­бы с ре­ли­ги­ей и ве­рую­щи­ми, ус­та­нов­ле­ние цен­зу­ры на ре­лиг. лит-ру, вос­пи­та­ние гра­ж­дан в ду­хе А. Гос. А. по­лу­чил рас­про­стра­не­ние в СССР, КНР, Кам­бод­же и не­ко­то­рых др. стра­нах.

С рас­па­дом СССР и при­ня­ти­ем Кон­сти­ту­ции РФ А. пе­ре­стал иг­рать роль гос. идео­ло­гии. В РФ он про­дол­жа­ет су­ще­ст­во­вать в ка­че­ст­ве ми­ро­воз­зре­ния оп­ре­де­лён­ной час­ти об­ще­ст­ва, как од­но из те­че­ний об­ще­ст­вен­ной мыс­ли.

Лит.: Лан­ге А. Ис­то­рия ма­те­риа­лиз­ма. СПб., 1881–1883. Т. 1–2; Кор­сун­ский И. Н. Судь­бы идеи о Бо­ге в ис­то­рии ре­ли­ги­оз­но-фи­ло­соф­ско­го ми­ро­со­зер­ца­ния Древ­ней Гре­ции. Хар., 1890; Mauth­ner F. Der Athe­is­mus und seine Geschichte im Abend­lande. Stuttg.; B., 1920–1923. Bd 1–4; Ма­ут­нер Ф. Ате­изм в эпо­ху Ве­ли­кой Фран­цуз­ской ре­во­лю­ции. Л.; М., 1924; Ги­ду­ля­нов П. В. От­де­ле­ние церк­ви от го­су­дар­ст­ва в СССР. М., 1926; Бер­дя­ев Н. А. Ис­то­ки и смысл рус­ско­го ком­му­низ­ма. Па­риж, 1955. М., 1990; Lu­bac H. de. Le drame de l’hu­man­isme athée. P., 1983; Scep­ti­cism and ir­re­lig­ion in the sev­en­teenth and eight­eenth cen­tu­ries / Ed. R. H. Pop­kin, A. Van­der­jagt. Lei­den; N. Y., 1993; Ста­рые церк­ви, но­вые ве­рую­щие: Ре­ли­гия в мас­со­вом соз­на­нии пост­со­вет­ской Рос­сии / Под ред. К. Каа­ри­ай­не­на и Д. Фур­ма­на. М.; СПб., 2000.

Вернуться к началу