Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

АССИРИ́ЙСКАЯ ЦЕ́РКОВЬ ВОСТО́КА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 375-376

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. Н. Селезнёв

АССИРИ́ЙСКАЯ ЦЕ́РКОВЬ ВОСТО́КА [Свя­тая апо­столь­ская ка­фо­ли­че­ская ас­си­рий­ская цер­ковь Вос­то­ка (до кон. 19 в. Цер­ковь Вос­то­ка)], древ­няя апо­столь­ская цер­ковь, воз­ник­шая в 1 в. н. э. в сре­де ара­ме­е­я­зыч­но­го на­се­ле­ния Ме­со­по­та­мии. Впо­след­ст­вии вклю­ча­ла в се­бя пред­ста­ви­те­лей мн. на­ро­дов Азии. В нач. 21 в. А. ц. В. на­счи­ты­ва­ет ок. 400 тыс. ве­рую­щих, гл. обр. ас­си­рий­цев. Гла­ва А. ц. В. – ка­то­ли­кос-пат­ри­арх.

Вероучение и литургика

В ос­но­ве ве­ро­уче­ния Церк­ви Вос­то­ка – син­тез ара­ме­е­я­зыч­ной бо­го­слов­ской тра­ди­ции, пред­став­лен­ной Аф­раа­том, Еф­ре­мом Си­ри­ном, Нар­са­ем и др. ав­то­ра­ми, и бо­го­слов­ской тра­ди­ции Ан­ти­охий­ской шко­лы. Учи­те­ля­ми Церк­ви Вос­то­ка, на­ря­ду с сир. ав­то­ра­ми, при­зна­ют­ся Дио­дор Тарс­ский, Фео­дор Моп­суе­стий­ский и Не­сто­рий (см. Не­сто­ри­ан­ст­во). Вслед­ст­вие по­чи­та­ния Цер­ко­вью Вос­то­ка Не­сто­рия, чьё уче­ние бы­ло осу­ж­де­но на 3-м Все­лен­ском со­бо­ре (431), а так­же Фео­до­ра Моп­суе­стий­ско­го, осу­ж­дён­но­го на 5-м Все­лен­ском со­бо­ре (553), за ней за­кре­пи­лось на­име­но­ва­ние не­сто­ри­ан­ской. А. ц. В. от­вер­га­ет та­кое на­име­но­ва­ние, ука­зы­вая, во-пер­вых, на своё апо­столь­ское про­ис­хо­ж­де­ние, во-вто­рых, на то, что уче­ние Не­сто­рия, из­ло­жен­ное в его апо­ло­ги­че­ском соч. «Кни­га Ге­рак­ли­да», не иден­тич­но уче­нию, име­нуе­мо­му не­сто­ри­ан­ст­вом и осу­ж­дён­но­му на 3-м Все­лен­ском со­бо­ре. В нач. 7 в. син­тез си­рий­ской ара­ме­е­я­зыч­ной и ан­ти­охий­ской гре­ко­я­зыч­ной бо­го­слов­ских тра­ди­ций был за­вер­шён в со­чи­не­ни­ях Бав­вая Ве­ли­ко­го. Им же бы­ла за­фик­си­ро­ва­на став­шая тра­ди­ци­он­ной для Церк­ви Вос­то­ка хри­сто­ло­гич. фор­му­ла: «две при­ро­ды, две кно­мы (ча­ст­ные дан­но­сти при­ро­ды. – Ред.) в од­ном ли­це и од­ной во­ле Хри­ста». Бо­го­слу­жеб­ная прак­ти­ка Церк­ви Вос­то­ка ос­но­ва­на на об­ря­де, ис­поль­зо­вав­шем­ся в об­лас­тях с цен­тром в г. Эдес­са; ли­тур­гич. язык – си­рий­ский, в Ин­дий­ской ми­тро­по­лии – ма­лая­лам. Ико­но­по­чи­та­ние А. ц. В. не свой­ст­вен­но. Кре­ще­ние и ев­ха­ри­стия счи­та­ют­ся осн. та­ин­ст­ва­ми. К чис­лу та­инств от­но­сят­ся так­же: ми­ро­по­ма­за­ние, свя­щен­ст­во, по­кая­ние (без ис­по­ве­ди), за­ква­ска (мал­ка), зна­ме­ние кре­ста. Тра­ди­ция мо­на­ше­ст­ва в Церк­ви Вос­то­ка пре­ры­ва­ет­ся в кон. 19 в.

История и устройство

Цер­ковь Вос­то­ка ве­дёт своё про­ис­хо­ж­де­ние от хри­сти­ан­ских об­щин, воз­ник­ших в Си­рии и Ме­со­по­та­мии в 1–2 вв. н. э. в ре­зуль­та­те про­по­ве­ди Еван­ге­лия, свя­зан­ной, по пре­да­нию, с име­на­ми апо­сто­лов Пет­ра, Фо­мы, а так­же Ад­дая и Мáрия. Ко­хэ, при­го­род пар­фян­ской сто­ли­цы Се­лев­кии-Кте­си­фо­на, где в нач. 80-х гг. 1 в. н. э. Ма­ри­ем бы­ла ос­но­ва­на хри­сти­ан­ская об­щи­на, стал впо­след­ст­вии од­ним из наи­бо­лее важ­ных ду­хов­ных цен­тров Церк­ви Вос­то­ка, а Се­лев­кия-Кте­си­фон – ис­то­рич. пре­сто­лом её ка­то­ли­ко­са. В пе­рио­ды столк­но­ве­ний ме­ж­ду Рим. им­пе­ри­ей и дер­жа­вой Са­са­ни­дов, при­няв­ших зо­роа­ст­ризм в ка­че­ст­ве гос. ре­ли­гии, хри­стиа­не Пер­сии под­вер­га­лись го­не­ни­ям, за­сви­де­тель­ст­во­ван­ным мно­го­числ. до­ку­мен­та­ми (т. н. ак­та­ми му­че­ни­ков). На со­бо­рах (410 и 420) по ини­циа­ти­ве ви­зант. по­соль­ст­ва Цер­ко­вью Вос­то­ка бы­ли при­зна­ны оп­ре­де­ле­ния Ни­кей­ско­го (325) и Кон­стан­ти­но­поль­ско­го (381) Все­лен­ских со­бо­ров. Со­бор 424 под­твер­дил из­на­чаль­ную не­за­ви­си­мость Церк­ви Вос­то­ка от Ан­ти­охии.

Боль­шое зна­че­ние для рас­про­стра­не­ния влия­ния Церк­ви Вос­то­ка имел Ве­ли­кий шёл­ко­вый путь. Свя­зи об­щин «хри­сти­ан апо­сто­ла Фо­мы» в Ин­дии с ка­то­ли­ко­сом Церк­ви Вос­то­ка про­сле­жи­ва­ют­ся с сер. 4 в.; из­вест­но о су­ще­ст­во­ва­нии в 5–6 вв. епар­хий Церк­ви Вос­то­ка на тер­ри­то­рии совр. Йе­ме­на и Ка­та­ра. Ста­рей­шие хра­мы в гор­ных рай­онах совр. Кур­ди­ста­на да­ти­ру­ют­ся 4–5 вв. К 334 от­но­сит­ся упо­ми­на­ние епи­скоп­ской ка­фед­ры в Мер­ве (совр. Ма­ры). В 5–6 вв. влия­ние Церк­ви Вос­то­ка рас­про­стра­ня­ет­ся в Со­гдиа­не: в 8 в. уже су­ще­ст­ву­ют ми­тро­по­лия в Са­мар­кан­де и епар­хии в Бу­ха­ре и Таш­кен­те. Из над­пи­си на сте­ле, ус­та­нов­лен­ной в 781 в мо­на­сты­ре, при­над­ле­жав­шем Церк­ви Вос­то­ка, в Си­ань-Фу, из­вест­но о при­бы­тии в 635 мис­сии Церк­ви Вос­то­ка в тан­ский Ки­тай.

В рам­ках Церк­ви Вос­то­ка сло­жи­лась сис­те­ма бо­го­слов­ских школ; наи­бо­лее из­вест­ны бы­ли эдес­ская «шко­ла пер­сов» и шко­ла в Ни­си­ви­не, в ко­то­рой Фео­дор Моп­суе­стий­ский при­об­рёл без­ус­лов­ный ав­то­ри­тет. Тра­диц. об­ра­зо­ван­ность хри­сти­ан Церк­ви Вос­то­ка пре­до­пре­де­ли­ла их по­ло­же­ние куль­тур­ной эли­ты в Араб. ха­ли­фа­те. Боль­шим ав­то­ри­те­том поль­зо­ва­лись пред­ста­ви­те­ли Церк­ви Вос­то­ка, в осн. си­рий­цы и уй­гу­ры, в Монг. им­пе­рии. К 16 в., по­сле на­ше­ст­вий Ти­му­ра и ос­ман­ских за­вое­ва­ний, Цер­ковь Вос­то­ка со­хра­ни­лась лишь в не­при­ступ­ных го­рах Хак­кя­ри (совр. Юж. Тур­ция), в рай­онах Ур­мии и Сал­ма­са (Иран) и на юге Ин­дии. В 16 в. хри­сти­ан­ские об­щи­ны Ин­дии под­чи­ни­ли пор­туг. ко­ло­ни­сты, вы­ну­див­шие их при­нять ка­то­ли­че­ст­во. В Си­рии и Ме­со­по­та­мии су­ще­ст­во­ва­ние отдельной цер­ков­ной ие­рар­хии, при­знаю­щей унию с Ри­мом, бы­ло окон­ча­тель­но за­кре­п­ле­но в 1830 ос­но­ва­ни­ем Хал­дей­ской ка­то­ли­че­ской церк­ви. По­ми­мо ка­то­ли­че­ской, в 19 в. сре­ди ас­си­рий­цев дей­ст­во­ва­ли различные мис­сии: американская про­тес­тант­ская, анг­ли­кан­ская, германская лю­те­ран­ская, рус­ская пра­во­слав­ная.

В 1960-е гг. в А. ц. В. про­изо­шёл рас­кол, обу­слов­лен­ный её пе­ре­хо­дом на гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь. Ре­зуль­та­том рас­ко­ла ста­ло ос­но­ва­ние церк­ви, су­ще­ст­вую­щей от­дель­но от А. ц. В. и име­нуе­мой Древ­ней цер­ко­вью Вос­то­ка.

В 1-й пол. 20 в. на­ча­лась мас­со­вая эмиг­ра­ция ас­си­рий­цев на Кав­каз, в Рос­сию, в США, ку­да пе­ре­се­ля­ет­ся и ка­то­ли­кос-пат­ри­арх Церк­ви Вос­то­ка. В СССР ор­га­ни­за­ция цер­ков­ной жиз­ни пе­ре­селен­цев бы­ла не­воз­мож­на. Об­щи­ны А. ц. В. в Мо­ск­ве бы­ли соз­да­ны и за­ре­ги­ст­ри­ро­ва­ны лишь в 1992–93. За­ре­ги­ст­ри­ро­ван­ные об­щи­ны А. ц. В. су­ще­ст­ву­ют так­же в Рос­то­ве-на-До­ну и Крас­но­да­ре. В 1996–98 в Мо­ск­ве воз­ве­дён при­над­ле­жа­щий А. ц. В. храм во имя Пре­свя­той Де­вы Ма­рии.

Ис­точн.: Syn­o­di­con Ori­en­tale. P., 1902; Ba­bai Magni li­ber de Un­ione. P., 1915; O’Di­shoo. The Book of Mar­gani­tha. [Er­naku­lam], 1988.

Лит.: Бо­ло­тов В. В. Из ис­то­рии Церк­ви Си­ро-Пер­сид­ской. СПб., 1901; Пи­гу­лев­ская Н. В. Куль­ту­ра си­рий­цев в сред­ние ве­ка. М., 1979; Baum W., Win­kler D. Die Ap­os­tolische Kir­che des Os­tens. Kla­gen­furt, 2000; Се­лез­нев Н. Ас­си­рий­ская Цер­ковь Вос­то­ка: Ис­то­ри­че­ский очерк. М., 2001; он же. Хри­сто­ло­гия Ас­си­рий­ской Церк­ви Вос­то­ка. М., 2002.

Вернуться к началу