Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АРМЯ́НСКАЯ АПО́СТОЛЬСКАЯ ЦЕ́РКОВЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 257-259

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




АРМЯ́НСКАЯ АПО́СТОЛЬСКАЯ ЦЕ́Р­КОВЬ (ААЦ; пол­ное назв.– Ар­мян­ская апо­столь­ская свя­тая цер­ковь), од­на из древ­них вос­т. хри­сти­ан­ских церк­вей.

История ААЦ

Пер­вы­ми про­по­вед­ника­ми хри­сти­ан­ст­ва в Ар­ме­нии счи­тают­ся апо­сто­лы Фад­дей и Вар­фо­ло­мей. Древ­ней­шее упо­ми­на­ние о хри­сти­ан­ской про­по­ве­ди в Ар­ме­нии от­но­сит­ся к кон. 2 в. Хри­сти­ан­ст­во про­ни­ка­ло сюда как че­рез Си­рию, так и че­рез гре­ко-языч­ную Кап­па­до­кию. Ор­га­ни­за­ция ААЦ как офиц. церк­ви арм. го­су­дар­ст­ва свя­за­на с име­нем св. Гри­го­рия Про­све­ти­те­ля (по име­ни ко­то­ро­го ААЦ ино­гда на­зы­ва­ют Ар­мя­но-гри­го­ри­ан­ской). Он об­ра­тил в хри­сти­ан­ст­во ца­ря Трда­та III, ос­но­вал пер­вые церк­ви и на­чал кре­ще­ние на­рода (ме­ж­ду 284 и 314, тра­диц. да­та – 301). В сто­ли­це Ве­ли­кой Ар­ме­нии Ва­гар­ша­па­те был по­стро­ен ка­фед­раль­ный со­бор Эч­ми­ад­зин. Пер­во­на­чаль­но пред­стоя­те­ли ААЦ (ка­то­ли­ко­сы) по­свя­ща­лись в Ке­са­рии Кап­па­до­кий­ской, со 2-й пол. 4 в. они из­би­ра­лись в са­мой Ар­мении. По­сле раз­де­ла Ве­ли­кой Ар­ме­нии ме­ж­ду Ви­зан­ти­ей и Ира­ном (с 7 в. – Хали­фа­том) ар­мя­не и др. хри­сти­ан­ские на­ро­ды Кав­ка­за бо­ро­лись с по­пыт­ка­ми Са­са­ни­дов на­са­дить зо­роа­ст­ризм. В ре­зуль­та­те ан­ти­пер­сид­ских вос­ста­ний (450–451, 482–484, 571–572) хри­сти­ан­ст­во бы­ло при­зна­но тра­диц. ре­ли­ги­ей Ар­ме­нии; с это­го вре­ме­ни ААЦ ос­та­валась един­ст­вен­ным ин­сти­ту­том, объ­е­ди­няв­шим весь арм. на­род. В нач. 5 в. Мес­роп Маш­тоц соз­дал арм. ал­фа­вит и вме­сте с ка­то­ли­ко­сом Саа­ком пе­ре­вёл Биб­лию на арм. язык. Пи­са­те­ля­ми, пе­ре­во­дчи­ка­ми и пе­ре­пис­чи­ка­ми книг бы­ли обыч­но ли­ца ду­хов­но­го зва­ния. Оча­га­ми куль­ту­ры и об­ра­зо­ван­но­сти ста­ли мо­на­сты­ри, ко­то­рые в ус­ло­ви­ях мно­го­ве­ко­во­го ино­зем­но­го вла­ды­че­ст­ва со­хра­ня­ли и ум­но­жа­ли куль­тур­ное на­сле­дие.

Храмовый комплекс Ахтамар. Церковь Святого Креста (915–921) (на территории совр. Турции). Зодчий Мануэл. Архив «Православной энциклопедии»

С кон. 5 в. пре­стол ка­то­ли­ко­са на­ходил­ся в г. Двин. В 10–12 вв. ка­то­ли­ко­сы жи­ли в разл. го­ро­дах и об­лас­тях. В 1114 еп. Ах­та­мар­ский про­воз­гла­сил се­бя пат­ри­ар­хом и ка­то­ли­ко­сом, от­ка­зав­шись при­знать ка­то­ли­ко­са в Ани; по­сле при­ми­ре­ния с ААЦ (нач. 15 в.) ка­фед­ра Ах­та­ма­ра со­хра­ни­ла ти­тул ка­то­ли­ко­са­та. Мас­со­вое пе­ре­се­ле­ние ар­мян в зап. и юж. р-ны Ма­лой Азии, вы­зван­ное на­ше­ст­ви­ем сель­джу­ков, со­про­во­ж­да­лось пе­ре­ме­ще­ни­ем ре­зи­ден­ции пред­стоя­те­ля ААЦ в Сис, сто­ли­цу Ки­ли­кий­ской Ар­ме­нии (1293). В свя­зи с по­лу­че­ни­ем кн. Ле­во­ном ко­ро­лев­ско­го ти­ту­ла от папы (1198) шли пе­ре­го­во­ры об унии с ка­то­ли­ка­ми. Часть ие­рар­хов всту­пи­ла в об­ще­ние с Рим. цер­ко­вью, од­на­ко на Сис­ском со­бо­ре (1361) лат. но­во­вве­де­ния бы­ли от­ме­не­ны. По­сле за­вое­ва­ния Ки­ли­кии мам­лю­ка­ми гл. пре­стол ААЦ был воз­вра­щён в её древ­ней­ший центр – Эч­ми­ад­зин (1441); ки­ли­кий­ские ар­хи­ереи со­хра­ня­ли ти­тул ка­то­ли­ко­сов и дол­гое вре­мя не при­зна­ва­ли гла­вен­ст­ва Эч­ми­ад­зи­на. С 15 до сер. 17 вв. в Эч­миад­зин­ском ка­то­ли­ко­са­те су­ще­ст­во­вал ин­сти­тут «трой­но­го пред­стоя­тель­ст­ва» (ка­то­ли­кос и два его за­мес­ти­те­ля). По­сле па­де­ния Кон­стан­ти­но­по­ля, став­ше­го сто­ли­цей Ос­ман­ской им­пе­рии, здесь был об­ра­зо­ван Ар­мян­ский пат­ри­ар­хат (1461); его пред­стоя­тель был при­знан ре­лиг. и адм. гла­вой «ар­мян­ско­го мил­ле­та», в ко­то­рый по­ми­мо ар­мян во­шли и об­щи­ны др. кон­фес­сий (яко­ви­ты, ма­ро­ни­ты, бо­го­ми­лы и ка­то­ли­ки). В 1651 со­стоя­лось при­ми­ре­ние Эч­ми­ад­зин­ско­го и Ки­ли­кий­ско­го ка­то­ли­ко­са­тов, об­ра­зо­вав­ших еди­ную ие­рар­хию. В России армянские епархии об­ра­зо­ва­лись в Ас­т­ра­ха­ни (1717) и Бес­са­ра­бии (1809). В 1828 Вост. Ар­ме­ния с Эч­ми­ад­зи­ном во­шла в со­став Рос. им­пе­рии. Вскоре бы­ла об­ра­зо­ва­на Но­во­на­хи­че­ван­ско-Бес­са­раб­ская епар­хия с цен­тром в Ки­ши­нё­ве (1830; в 1858–79 ре­зи­ден­ция епи­ско­па на­хо­ди­лась в Фео­до­сии). Дея­тель­ность ААЦ на её тер­ри­то­рии про­те­ка­ла в со­от­вет­ст­вии с «По­ло­же­ни­ем», ут­верж­дён­ным имп. Ни­ко­ла­ем I (1836). В Ос­ман­ской им­пе­рии, со­глас­но Нац. кон­сти­ту­ции 1860–63, ду­хов­ное и гражд. управ­ле­ние арм. на­се­ле­ния на­хо­ди­лось в ве­де­нии двух со­ве­тов: ду­хов­но­го (под пред­се­да­тель­ст­вом пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го) и свет­ско­го. В го­ды 1-й ми­ро­вой вой­ны ААЦ в Тур­ции по­нес­ла по­те­ри вме­сте со всем арм. на­се­ле­ни­ем; боль­шин­ст­во епар­хий Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха­та и Ах­та­мар­ский ка­то­ли­ко­сат пе­ре­ста­ли су­ще­ст­во­вать; ки­ли­кий­ский пре­стол воз­ро­ж­дён в 1930-е гг. в мон. Ан­тиль­яс близ Бей­ру­та. С ут­верж­де­ни­ем сов. вла­сти в За­кав­ка­зье (1920) резко со­кра­ти­лась сфе­ра дея­тель­но­сти Эч­ми­ад­зин­ско­го ка­то­ли­ко­са­та, в Ар­ме­нии раз­вер­ну­лась ан­ти­ре­лиг. про­па­ган­да. В 1945 с раз­ре­ше­ния сов. вла­стей в Ар­ме­нии впер­вые со­сто­ял­ся На­цио­наль­но-цер­ков­ный со­бор ААЦ. На­чав­шая­ся по­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны ре­пат­риа­ция ар­мян в СССР так­же по­ло­жи­тель­но ска­за­лась на ук­ре­п­ле­нии по­зи­ций ААЦ. По­сле про­воз­гла­ше­ния не­за­ви­си­мой Рес­пуб­ли­ки Ар­ме­ния роль церк­ви в куль­тур­ной жиз­ни ещё бо­лее воз­рос­ла.

Архив «Православной энциклопедии» Оклад рукописного Евангелия. 1374. Золотая кладовая Эчмиадзинского католикосата.

Ве­ро­уче­ние ААЦ ос­но­ва­но на при­зна­нии трёх пер­вых Все­лен­ских со­бо­ров. Дог­мат Хал­ки­дон­ско­го со­бо­ра о двух при­ро­дах во Хри­сте был от­верг­нут на Двин­ском со­бо­ре (554/555). В 7 в. в ходе пе­ре­го­во­ров с Кон­стан­ти­но­по­лем была за­клю­че­на т. н. Ка­рин­ская уния, од­на­ко на Ма­наз­керт­ском со­бо­ре (726) ААЦ про­воз­гла­си­ла уче­ние о еди­ной (Бо­же­ст­вен­ной) при­ро­де Хри­ста.

Ка­то­ли­ко­сы ми­ро­по­ма­зу­ют­ся неск. (от 3 до 12) епи­ско­па­ми. Толь­ко они име­ют пра­во ва­рить и бла­го­слов­лять св. ми­ро, ру­ко­по­ла­гать епи­ско­пов, ут­вер­ждать но­вые цер­ков­ные за­ко­ны и ре­шать во­про­сы цер­ков­но­го управ­ле­ния. Об­ря­до­вые обы­чаи ААЦ вос­хо­дят к древ­ней вос­точ­но­хри­сти­ан­ской тра­ди­ции и близ­ки пра­во­слав­ным. Сре­ди осо­бен­но­стей: празд­ник Бо­го­яв­ле­ния 6 янв., объ­е­ди­няю­щий Ро­ж­де­ст­во Хри­сто­во и Кре­щение; ис­поль­зо­ва­ние в та­ин­ст­ве Ев­ха­ри­стии пре­сно­го хле­ба и не­раз­бав­лен­но­го ви­на; кре­ст­ное зна­ме­ние 3 пер­ста­ми сле­ва на­пра­во; Пе­ре­до­вой пост (Ара­джа­во­рац) за 3 нед до Ве­ли­ко­го по­ста; бла­го­тво­ри­тель­ное жерт­во­при­но­ше­ние жи­вот­ных (ма­тах) в дни боль­ших празд­ни­ков. Бо­го­слу­же­ние ве­дёт­ся на др.-арм. язы­ке (гра­ба­ре). В 1924 ААЦ пе­ре­шла на но­вый ка­лен­дар­ный стиль.

Архив «Православной энциклопедии» Евангелие. 1484. Бумага. Скриптор иерей Азария, художник Киракос.

Пер­во­на­чаль­но служ­ба ве­лась на греч. и сир. язы­ках, мо­лит­вы и псал­мы пе­лись на арм. язы­ке. С 5 в. после перево­да Библии и богослужебных текстов на арм. язык – языком богослужения ста­но­вится армянский. Древ­ней­ший вид пес­но­пе­ний, воз­ник­ший сра­зу по­сле изо­бре­те­ния арм. пись­мен­но­сти, – кцурд (бли­зок ви­зант. тро­па­рю, сир. мад­ра­ше). Ав­то­ра­ми пер­вых кцур­дов бы­ли Мес­роп Маш­тоц, Са­ак Пар­тев, Мов­сес Хо­ре­на­ци и др. С кон. 6 – нач. 7 вв. раз­ра­ба­ты­вал­ся жанр ка­цурд (кон­дак), в 8 в. при­нят ви­зант. жанр ка­нон. К 9 в. кцур­ды раз­ви­лись в са­мосто­ят. гим­ны (ав­то­ры – Ана­ния Ши­ра­ка­ци и др.), в 12 в. по­лу­чив­шие назв. ша­ра­ка­нов. В 12–15 вв. сло­жи­лась пев­че­ская кни­га – Ша­рак­ноц (Гим­на­рий), ос­но­вой для ко­то­рой по­слу­жил свод гим­нов, со­став­лен­ный в 7 в. Бар­се­хом Тчо­ном. Зна­чит. роль в фор­ми­ро­ва­нии Ша­рак­но­ца и Па­та­ра­га (Ли­тур­гии) при­над­ле­жит Нер­се­су Шно­ра­ли (12 в.). Ос­но­ву арм. цер­ков­ной мо­но­дии со­став­ля­ет сис­те­ма гла­сов (Сте­па­нос Сю­не­ци в 8 в. си­сте­ма­ти­зи­ро­вал по гла­со­во­му прин­ци­пу ду­хов­ные гим­ны). Для за­пи­си пес­но­пе­ний с 9 в. ис­поль­зо­ва­лась ори­ги­наль­ная не­вмен­ная, или ха­зо­вая, но­та­ция (см. Ха­зы). В 19–20 вв. ши­ро­ко при­ме­ня­лась т. н. но­во­ар­мян­ская но­то­пись – без­ли­ней­ная но­та­ция с точ­ны­ми обо­зна­че­ния­ми вы­со­ты и рит­ма (соз­да­на в нач. 19 в. А. Ли­монд­жя­ном). Во 2-й пол. 19 в. в бо­го­слу­же­ние про­ник­ло мно­го­го­ло­сие (впер­вые – в соч. Ко­ми­та­са). С 19 в. офи­цаль­но при­ня­ты 3 осн. пев­че­ские кни­ги: Ша­рак­ноц, Па­та­раг, Жа­ма­гирк (Ча­со­слов), со­став­лен­ные Н. Таш­чя­ном. В совр. церк­ви еже­днев­ная служ­ба со­про­во­ж­да­ет­ся ша­ра­ка­на­ми (их св. 2000), в вос­крес­ные дни ис­пол­ня­ет­ся Па­та­раг [в т. ч. Па­та­раг Ко­ми­та­са (за­вер­шён его уче­ни­ком В. Сар­ки­ся­ном) и М. Ек­ма­ля­на (опубл. в 1892)].

ААЦ на рубеже 20–21 вв

Выс­шим ор­га­ном ААЦ яв­ля­ет­ся Цер­ков­но-нац. со­бор из ду­хов­ных и свет­ских лиц. На Со­бо­ре из­би­ра­ет­ся пред­стоя­тель ААЦ, ко­то­рым яв­ля­ет­ся Вер­хов­ный пат­ри­арх и Ка­то­ли­кос всех ар­мян с пре­сто­лом в Эч­ми­ад­зи­не (с 1999 – Га­ре­гин II). В юрис­дик­ции Эч­ми­ад­зин­ско­го ка­то­лико­са­та – 8 епи­скоп­ских ка­федр в Ар­ме­нии и ок. 20 за её пре­де­ла­ми. В 1966 об­ра­зо­ва­на еди­ная Но­во­на­хи­че­ван­ская и Рос­сий­ская епар­хия ААЦ с цен­тром в Мо­ск­ве; в 1997 из неё бы­ли вы­де­ле­ны епар­хии Юга Рос­сии с цен­тром в Крас­но­да­ре и Ук­раи­ны – с цен­тром во Льво­ве. К чис­лу гл. пре­сто­лов ААЦ от­но­сят­ся Ки­ли­кий­ский ка­то­ли­ко­сат (в Ан­тиль­я­се, Ли­ван), епар­хии ко­то­ро­го на­хо­дят­ся в Ли­ва­не, Си­рии и не­ко­то­рых др. стра­нах, а так­же Ие­ру­са­лим­ский и Стам­буль­ский Ар­мян­ские пат­ри­ар­ха­ты, не имею­щие епар­хий и на­хо­дя­щие­ся под ду­хов­ным окорм­ле­ни­ем Вер­хов­но­го ка­то­ли­ко­са. Епар­хии и при­хо­ды ААЦ рас­сея­ны по 5 кон­ти­нен­там ми­ра и объ­е­ди­ня­ют ок. 6 млн. ве­рую­щих. При всех 4 гл. пре­сто­лах ААЦ дей­ст­ву­ют ду­хов­ные учеб­ные за­ве­де­ния, вы­хо­дят пе­чат­ные из­да­ния.

Лит.: Тро­иц­кий И. Из­ло­же­ние ве­ры Церк­ви Ар­мян­ския. СПб., 1875; Ан­нин­ский А. Исто­рия Ар­мян­ской церк­ви (до XIX в.). Киши­нев, 1900; Ле­бе­дев А. Ве­ро­ис­по­вед­ное по­ло­же­ние ар­мян в Рос­сии до вре­ме­ни Ека­тери­ны II (включ.). М., 1909; Ма­ла­хия Ор­ма­ни­ан, патр. Кон­стан­ти­но­поль­ский. Ар­мян­ская Цер­ковь. М., 1913; Куш­на­рев Х. С. Во­про­сы ис­то­рии и тео­рии ар­мян­ской мо­но­ди­че­ской му­зы­ки. Л., 1958; Таг­ми­зян Н. К. Тео­рия му­зы­ки в Древ­ней Ар­ме­нии. Ер., 1977; он же. Ша­ра­кан // Му­зы­каль­ная эн­цик­ло­пе­дия. М., 1982. Т. 6; Ай­ва­зян К. В. Ис­то­рия от­но­ше­ний Рус­ской и Ар­мян­ской Церк­вей в сред­ние ве­ка. Ер., 1989; Ана­нян Ж. А., Ха­ча­ту­рян В. А. Ар­мян­ские об­щи­ны в Рос­сии. Ер., 1993; Ез­ник Пет­ро­сян, еп. Ар­мян­ская Апо­столь­ская Свя­тая Цер­ковь. 3-е изд. Крас­но­дар, 1998; Ар­мян­ская Апо­столь­ская Цер­ковь // Пра­во­слав­ная эн­цик­ло­пе­дия. М., 2001. Т. 3.

Вернуться к началу