Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АРМИНИА́НСТВО

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 252

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. Р. Л

АРМИНИА́НСТВО, ре­лиг. те­че­ние, сфор­ми­ро­вав­шее­ся в нач. 17 в. в Ни­дер­лан­дах в рам­ках ни­дерл. каль­ви­ни­ст­ской церк­ви как ре­ак­ция на ряд край­них дог­ма­тов каль­ви­низ­ма; по­лу­чи­ло на­зва­ние по име­ни сво­его ос­но­ва­те­ля Я. Ар­ми­ния (Хар­мен­сен, Хар­манс; 1560–1609).

Я. Ар­ми­ний обу­чал­ся в ун-тах Лей­де­на (1576–82), Ба­зе­ля и Же­не­вы (1582–1586), где по­зна­ко­мил­ся с уче­ни­ем о пред­опре­де­ле­нии (т. н. суп­ра­лап­са­риа­низ­мом, от лат. supra lapsum – до гре­хо­па­де­ния), сфор­му­ли­ро­ван­ным Т. Без­ой, воз­гла­вив­шим по­сле смер­ти Ж. Каль­ви­на Же­нев­скую ака­де­мию. В ос­но­ве это­го уче­ния ле­жа­ло ут­вер­жде­ние, что Бог пре­до­пре­де­лил, кто бу­дет спа­сён, а кто осу­ж­дён, ещё до гре­хо­па­де­ния пра­ро­ди­те­лей. В ра­бо­те «Объ­яв­ле­ние мне­ний» (1608) Ар­ми­ний сфор­му­ли­ро­вал соб­ст­вен­ный взгляд на Бо­же­ст­вен­ное пре­д­опре­де­ле­ние, зая­вив, что оно не без­ус­лов­но, и что че­ло­век яв­ля­ет­ся со­уча­ст­ни­ком сво­его спа­се­ния. Эту точ­ку зре­ния Ар­ми­ний от­стаи­вал в дис­кус­си­ях со сво­им кол­ле­гой по Лей­ден­ско­му ун-ту Ф. Го­ма­ром (1563–1641), ко­то­рый впо­след­ст­вии был из­бран офиц. за­щит­ни­ком каль­ви­ни­ст­ско­го уче­ния на Дор­д­рехт­ском си­но­де.

В 1610 по­сле­до­ва­те­ли Я. Ар­ми­ния (Гу­го Гро­ций, Си­мон Епи­ско­пий и др.) из­ло­жи­ли своё уче­ние в т. н. ре­мон­ст­ра­ции (про­тес­те, от позд­не­лат. remonstro – за­яв­ляю, про­тес­тую), на­прав­лен­ной Ге­не­раль­ным шта­там. Ре­мон­ст­ра­ция со­дер­жа­ла 5 осн. по­ло­же­ний: Бо­же­ст­вен­ное пре­до­пре­де­ле­ние не без­ус­лов­но, оно за­ви­сит от со­гла­сия или от­ка­за че­ло­ве­ка со­дей­ст­во­вать Бо­гу че­рез ве­ру в Не­го; Хри­стос был рас­пят за всех лю­дей, а не толь­ко за пре­дыз­бран­ных ко спа­се­нию, по­это­му ис­ку­пи­тель­ная жерт­ва Хри­ста дей­ст­вен­на для вся­ко­го че­ло­ве­ка, уве­ро­вав­ше­го в Не­го; на­ча­ло спа­се­ния в че­ло­ве­ке по­ла­га­ет дей­ст­вие бла­го­да­ти Ду­ха Свя­то­го, без ко­то­рой ни­кто не в си­лах стре­мить­ся к до­б­ру; дей­ст­вие этой бла­го­да­ти не яв­ля­ет­ся не­пре­одо­ли­мым, че­ло­век по при­ро­де сво­ей спо­со­бен при­нять или от­верг­нуть дар спа­саю­щей бла­го­да­ти; дей­ст­вие бла­го­да­ти не яв­ля­ет­ся окон­ча­тель­ным и неизменным – по ве­ре сво­ей че­ло­век мо­жет при­нять её, а по гре­хам сво­им он мо­жет ут­ра­тить её и ли­шить­ся спа­се­ния.

По­ле­ми­ка ме­ж­ду ар­ми­ниа­на­ми (ре­мон­ст­ран­та­ми) и сто­рон­ни­ка­ми стро­го­го каль­ви­низ­ма (го­ма­ри­ста­ми) про­дол­жа­лась не­сколь­ко лет. Го­ма­ри­сты, или «контр­ре­мон­ст­ран­ты», – про­тив­ни­ки ар­ми­ни­ан во гла­ве с Ф. Го­ма­ром, в «контр­ре­мон­ст­ра­ции» (1611) от­стаи­ва­ли дог­ма­ты ор­то­док­саль­но­го каль­ви­низ­ма. Борь­ба ар­ми­ни­ан и го­ма­ри­стов от­ра­жа­ла про­ти­во­стоя­ние ме­ж­ду ку­печ. оли­гар­хи­ей, стре­мив­шей­ся к по­ли­тич. гос­под­ству за счёт ос­лаб­ле­ния вла­сти стат­хау­де­ра, с од­ной сто­ро­ны, и сред­ней и мел­кой бур­жуа­зи­ей, гор. ни­за­ми, за­ин­те­ре­со­ван­ны­ми в цен­тра­ли­за­ции гос. вла­сти, – с дру­гой. Го­ма­ри­стов под­дер­жал стат­хау­дер Мо­риц Нас­сау­ский.

В 1618 был со­зван Дор­д­рехт­ский (Дорт­ский) си­нод (1618–19), на ко­то­ром по­сле­до­ва­те­ли Я. Ар­ми­ния бы­ли офи­ци­аль­но осу­ж­де­ны как ере­ти­ки. Им был пре­дос­тав­лен выбор – по­кая­ние или из­гна­ние. В Ни­дер­лан­дах пре­сле­до­ва­ния ар­ми­ни­ан за­кон­чи­лись во 2-й пол. 1620-х гг.; в 1630 в Ам­стер­да­ме от­кры­лась пер­вая ар­ми­ни­ан­ская цер­ковь, в 1632 – ака­де­мия. Офиц. при­зна­ние ар­ми­ни­ан­ская (ре­мон­ст­рант­ская) цер­ковь по­лу­чи­ла в 1795. В нач. 21 в. в Ни­дер­лан­дах дей­ст­ву­ет нац. цер­ковь «Брат­ство ре­мон­ст­ран­тов» («Remonstrantse Broederschap»), на­счи­ты­ваю­щая ок. 8000 чл. в 46 об­щи­нах.

Лит.: Arminius J. Op­era the­ologica. Lei­den, 1629; McCul­loh G. O. Man’s faith and free­dom: the theo­logi­cal in­flu­ence of J. Arminius. N. Y., 1962; Bangs C. Arminius: a study in the Dutch Ref­or­ma­tion. 2nd ed. Grand Rap­ids, 1985; Dekker E. Re­jker dan Mi­das: vri­jheid, genade en pre­des­ti­natie in de the­olo­gie van J. Arminius. Zo­etermeer, 1993.

Вернуться к началу