Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АРИА́НСТВО

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 207-208

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




АРИА́НСТВО, религиозное уче­ние, по­явив­шее­ся в Алек­сан­д­рии в пе­ри­од ме­ж­ду 315–320, свя­зан­ное с име­нем пре­сви­те­ра Ария (256–336); бы­ло осу­ж­де­но 1-м Все­лен­ским со­бо­ром (325) хри­сти­ан­ской церк­ви как ересь.

По уче­нию Ария, Бог есть со­вер­шен­ное един­ст­во, са­мо­замк­ну­тая мо­на­да. И эта Бо­же­ст­вен­ная мо­на­да есть Бог Отец. Всё иное чу­ж­до Бо­гу по сущ­но­сти, име­ет иную, соб­ст­вен­ную сущ­ность. За­вер­шён­ность Бо­же­ст­вен­но­го бы­тия ис­клю­ча­ет вся­кую воз­мож­ность то­го, что­бы Бог со­об­щил или уде­лил Свою сущ­ность ко­му-ли­бо дру­го­му. По­это­му Сло­во, или Сын Бо­жий, как ипо­стась, как дей­ст­ви­тель­но су­щий, все­це­ло чу­же­ро­ден и не по­до­бен От­цу. Он по­лу­ча­ет своё бы­тие от От­ца и по во­ле От­ца, как и про­чие тво­ре­ния,– при­хо­дит в бы­тие как по­сред­ник в тво­ре­нии, ра­ди соз­да­ния ми­ра. По­это­му есть как бы не­кий «про­ме­жу­ток» ме­ж­ду От­цом и Сы­ном,– Сын не со­ве­чен От­цу. Ина­че, ут­вер­ж­дал Арий, ока­за­лось бы два «без­на­чаль­ных», т. е. «два на­ча­ла»,– ис­ти­на еди­но­бо­жия бы­ла бы от­верг­ну­та. Ины­ми сло­ва­ми, бы­ло, ко­гда не бы­ло Сы­на. Не бы­ло и стал – при­шёл в бы­тие, воз­ник. Это зна­чит, что Сын – «из не-су­щих» (ἐξ οὐϰ ὄντων). Он есть тварь, т. е. не­что про­ис­шед­шее. И по­то­му име­ет «из­ме­няе­мую» при­ро­ду, как и всё про­ис­шед­шее. Бо­же­ст­вен­ная сла­ва со­об­ща­ет­ся Ему из­вне, по бла­го­да­ти, по пред­ве́­де­нию бу­ду­ще­го – сра­зу и на­пе­рёд.

А. в сущ­но­сти яв­ля­ет­ся от­ри­ца­ни­ем Тро­ич­но­сти Бо­жи­ей. Тро­ич­ность, по Арию, есть не­что про­из­вод­ное: она воз­ни­ка­ет, раз­де­ле­на «вре­мен­ны́­ми про­ме­жут­ка­ми», её ипо­ста­си друг дру­гу не по­доб­ны и не со­веч­ны. Это – со­юз трёх не­по­доб­ных су­ществ. Арий был стро­гим мо­но­теи­стом. Для не­го Трои­ца не есть еди­ный Бог. Еди­ный и един­ст­вен­ный Бог – Отец; Сын и Дух суть выс­шие и пер­во­род­ные тва­ри, по­сред­ни­ки в ми­ро­тво­ре­нии. Всё бо­го­сло­вие Ария свя­за­но с про­бле­мой вре­ме­ни и с во­про­сом о тво­ре­нии, о воз­ник­но­ве­нии ми­ра. Тво­ре­ние есть имен­но воз­ник­но­ве­ние. То твар­но, что воз­ник­ло, что су­ще­ст­ву­ет не от се­бя и не че­рез се­бя, но от дру­го­го,– че­го не бы­ло пре­ж­де, чем ста­ло быть. И по­то­му «ро­ж­де­ние» для Ария не­от­де­ли­мо от «тво­ре­ния» – и то и дру­гое есть воз­ник­но­ве­ние. Он при­зна­вал Сы­на Бо­гом, но Бо­гом усы­нов­лён­ным, обо­же­ст­в­лён­ным толь­ко при­час­ти­ем бла­го­да­ти.

А. ли­ша­ло хри­сти­ан­ское уче­ние его аб­со­лют­но­го ха­рак­те­ра, ибо ес­ли, по вы­ра­же­нию свт. Афа­на­сия Ве­ли­ко­го, глав­но­го бор­ца про­тив А., Спа­си­тель ми­ра есть су­ще­ст­во, про­ис­шед­шее из ни­че­го, то и со­об­щён­ная Им лю­дям ис­ти­на не мо­жет быть не­пре­лож­ной, а Еван­ге­лие – веч­ным. Осн. идея А., идея еди­ного выс­ше­го су­ще­ст­ва, сбли­жа­ла его с языч. фи­ло­со­фи­ей, а уче­ние о Сы­не Бо­жи­ем как по­лу­бо­ге род­ни­ло его с языч. пред­став­ле­ни­ем о бо­гах.

Лит.: Спас­ский А. Ис­то­рия дог­ма­ти­че­ских дви­же­ний в эпо­ху Все­лен­ских Со­бо­ров (в свя­зи с фи­ло­соф­ски­ми уче­ния­ми то­го вре­ме­ни). Сер­ги­ев По­сад, 1914. М., Б. г. С. 127–410; Si­mon­etti M. La cri­sis ari­ana nel IV sécolo. Roma, 1975; Han­son R. P. C. The search for the Chris­tian doc­trine of God: the Arian con­tro­versy 318–381. Ed­in­burgh, 1988; Бо­ло­тов В. В. Лек­ции по ис­то­рии древ­ней церк­ви. М., 1994. Т. 4. С. 1–135; Афа­на­сий Ве­ли­кий, свт. На ари­ан: Cло­ва 1–4 // Тво­рения. М., 1994. Т. 2. С. 176–494; New­man J. H. The Ari­ans of the fourth cen­tury. No­tre Dame, 2001; Wil­liams R. Arius: her­esy and tra­di­tion. Grand Rap­ids, 2002.

Вернуться к началу