Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АНАСТА́СИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 672

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. А. Артёмов
Архив «Православной энциклопедии» Митрополит Анастасий (Грибановский).

АНАСТА́СИЙ (Гри­ба­нов­ский Алек­сандр Алек­сее­вич) [6(18).8.1873, Там­бов­ская губ. – 22.5.1965, Нью-Йорк], ми­тро­полит Вос­точ­но­аме­ри­кан­ский и Нью-Йорк­ский, пер­во­ие­рарх Рус­ской пра­во­слав­ной церк­ви за гра­ни­цей (РПЦЗ). Окон­чил Моск. ду­хов­ную ака­де­мию (1897). При­нял мо­на­ше­ский по­стриг (1898). Ие­ро­мо­нах (с 1900), ин­спек­тор Ви­фан­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии. С 1901 рек­тор Моск. ду­хов­ной се­ми­на­рии, ар­хи­ман­д­рит. С 1906 еп. Сер­пу­хов­ской, ви­ка­рий Моск. епар­хии; с 1914 еп. Холм­ский и Люб­лин­ский, с 1915 еп. Ки­шинёв­ский и Хо­тин­ский. Ар­хи­епи­скоп (с 1916).

На По­ме­ст­ном со­бо­ре Пра­во­слав­ной рос­сий­ской церк­ви 1917–18 воз­глав­лял От­дел цер­ков­но­го иму­ще­ст­ва и хо­зяй­ст­ва. Под­дер­жал вос­ста­нов­ле­ние пат­ри­ар­ше­ст­ва. Как зна­ток цер­ков­но­го ус­та­ва, со­ста­вил чин ин­тро­ни­за­ции пат­ри­ар­ха. Чл. Свя­щен­но­го Си­но­да и Выс­ше­го цер­ков­но­го со­ве­та. В 1918 оп­ро­те­сто­вал ру­мы­ни­за­цию за­хва­чен­ной Бес­са­ра­бии, от­ка­зал­ся вой­ти в рум. Си­нод. Во­шёл во Врем. выс­шее цер­ков­ное управ­ле­ние на Юге Рос­сии (ВВЦУ), ко­то­рое в окт. 1920 на­зна­чи­ло А. пред­ста­ви­те­лем ВВЦУ при пат­ри­ар­хе Кон­стан­ти­но­поль­ском. Зам. пред­се­да­те­ля ВВЦУ митр. Ан­то­ния (Хра­по­виц­ко­го). На Рус. все­за­гра­нич­ном цер­ков­ном со­бо­ре (1921, г. Срем­ски-Кар­лов­ци, Сер­бия) воз­гла­вил от­дел ду­хов­но­го воз­ро­ж­де­ния Рос­сии. Вме­сте с 34 чле­на­ми Со­бо­ра вы­сту­пил про­тив «по­ли­тич. ха­рак­тера» по­ста­нов­ки во­про­са о мо­нар­хии «с упо­ми­на­ни­ем при­том ди­на­стии» Ро­ма­но­вых.

По­сле за­пре­та пат­ри­ар­хом Ти­хо­ном 5.5.1922 за­гра­нич­но­го ВВЦУ на Ар­хие­рей­ском со­бо­ре в Срем­ски-Кар­лов­цах 2.9.1922 до­бил­ся, что­бы «в це­лях со­хра­не­ния пра­во­пре­ем­ст­ва Выс­шей цер­ков­ной вла­сти» за­ру­беж­ное управ­ле­ние ос­но­вы­ва­лось на пат­ри­ар­шем ука­зе № 362 от 7(20).11.1920. На этом ка­но­нич. ос­но­ва­нии бо­лее 80 лет су­ще­ст­во­ва­ла РПЦЗ. Бо­рол­ся с цер­ков­ным ре­фор­ма­тор­ст­вом, об­нов­лен­че­ст­вом и вве­де­ни­ем но­во­го сти­ля, ин­фор­ми­руя об этом пат­ри­ар­ха Ти­хо­на. В 1924 по­ки­нул Стам­бул из-за от­ка­за под­чи­нить­ся Кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ха­ту и пре­кра­тить по­ми­но­ве­ние пат­ри­ар­ха Ти­хо­на. В 1924–35 ку­ри­ро­вал дея­тель­ность Рус. ду­хов­ной мис­сии в Па­ле­сти­не. В 1927 вме­сте с Со­бо­ром РПЦЗ от­верг Дек­ла­ра­цию митр. Сер­гия (Стра­го­род­ско­го). Ми­тро­по­лит (с 1935). В 1936–64 воз­глав­лял РПЦЗ.

В 1936 объ­я­вил фа­шизм идео­ло­ги­ей, не­при­ем­ле­мой для пра­во­слав­ных лю­дей. Это же бы­ло за­яв­ле­но на 2-м Все­за­ру­беж­ном цер­ков­ном со­бо­ре (авг. 1938, Срем­ски-Кар­лов­ци). Ог­ла­сил про­шед­ший нем. цен­зу­ру ад­рес герм. пра­ви­тель­ст­ву в ию­не 1938, но по­сле на­па­де­ния Гер­ма­нии на СССР от­ка­зал в под­держ­ке герм. во­ен­но­го «по­хо­да про­тив ком­му­низ­ма», ука­зав на «не­яс­ность по­ли­тич. це­лей». Под­вер­гал­ся обы­скам. В 1942 за­пре­тил дея­тель­ность ар­хи­еп. Ер­мо­ге­на (Мак­си­мо­ва), соз­дав­ше­го Хор­ват­скую пра­во­слав­ную цер­ковь, под­дер­жав­шую фа­ши­стов-ус­та­шей. При­вет­ст­во­вал цер­ков­ное воз­ро­ж­де­ние в ок­ку­пир. об­лас­тях СССР, ор­га­ни­за­цию пас­тыр­ско­го окорм­ле­ния во­ен­но­плен­ных и вост. ра­бо­чих («ос­тов­цев»). Бла­го­сло­вил Рус. ос­во­бо­дит. дви­же­ние и ар­мию ген. А. А. Вла­со­ва («Праж­ский ма­ни­фест»), обес­пе­чив их цер­ков­ное окорм­ле­ние.

21–26.10.1943 со­ве­ща­ние 8 епи­ско­пов в Ве­не во гла­ве с А. объ­я­ви­ло из­бра­ние пат­ри­ар­хом митр. Сер­гия (Стра­го­род­ско­го) не­ка­но­нич­ным. То­гда же был со­став­лен до­ку­мент с кри­ти­кой нем. по­ли­ти­ки в от­но­ше­нии РПЦ.

В сент. 1944 пе­ре­ехал из Сер­бии в Ав­ст­рию, за­тем в Гер­ма­нию, по­том в Швей­ца­рию (Же­не­ва). В окт. 1945 на при­зыв под­чи­нить­ся Моск. пат­ри­ар­хии А., име­нуя пат­ри­ар­ха Алек­сия I (Си­ман­ско­го) «ны­неш­ним гла­вой Рус. Церк­ви», от­казал­ся, со­слав­шись на не­воз­мож­ность сво­бод­но­го и «не­за­ви­си­мо­го в сво­их ре­ше­ни­ях Все­рос. цер­ков­но­го со­бо­ра». Пе­ре­ме­ну в сов. цер­ков­ной по­ли­ти­ке в го­ды Вел. Отеч. вой­ны и пер­вые пос­ле­воен­ные го­ды счи­тал «вы­ну­ж­ден­ной, не­ис­крен­ней, не­проч­ной».

В но­яб. 1950 пе­ре­ехал в Нью-Йорк. В ус­ло­ви­ях «хо­лод­ной вой­ны» и идео­ло­гич. про­ти­во­стоя­ния двух ми­ро­вых по­ли­тич. сис­тем от­ка­зал­ся от вся­ких цер­ков­ных кон­так­тов с МП. 27.5.1964 ушёл на по­кой, со­хра­нив по­чёт­ное пред­се­да­тель­ст­во в Си­но­де РПЦЗ. По­гре­бён на кладбище Свято-Троицкого став­ро­пи­гиального мужского монастыря (Джор­дан­вилл, штат Нью-Йорк).

Соч.: Свя­щен­ной па­мя­ти Вел. кнг. Ели­за­ве­ты Фео­до­ров­ны. Ие­ру­са­лим, 1925; Сбор­ник из­бран­ных со­чи­не­ний. Джор­дан­вилл, 1948; Нрав­ст­вен­ный об­лик Пуш­ки­на. Джор­дан­вилл, 1949; Ар­хи­пас­тыр­ские по­сла­ния, сло­ва и ре­чи. Джор­дан­вилл, 1956.

Лит.: Пя­ти­де­ся­ти­ле­тие ар­хие­рей­ско­го слу­же­ния вы­со­ко­пре­осв. митр. Ана­ста­сия. Мюн­хен, 1948; Ни­кон (Рклиц­кий), ар­хи­еп. Жиз­не­опи­са­ние бла­жен­ней­ше­го Ан­то­ния, митр. Ки­ев­ско­го и Га­лиц­ко­го. Нью-Йорк, 1959–1961. Т. 5, 6, 7; Seide G. Geschichte der Rus­sischen Or­tho­doxen Kirche im Ausland. Wies­baden, 1983; Ма­те­риа­лы по ис­то­рии рус­ско­го ос­во­бо­ди­тель­но­го дви­же­ния (1941–1945). М., 1997–1999. Вып. 1–4; Шка­ров­ский М. В. На­ци­ст­ская Гер­ма­ния и Пра­во­слав­ная цер­ковь. М., 2002; Ис­то­рия Рус­ской Пра­во­слав­ной церк­ви в ХХ ве­ке (1917–1933): Ма­те­риа­лы кон­фе­рен­ции в г. Сэн­тен­д­ре. Мюн­хен, 2002.

Вернуться к началу