АМИТА́БХА
-
Рубрика: Религиоведение
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АМИТА́БХА (санскр. «Беспредельно сияющий Будда»), один из главных будд в махаяне и ваджраяне. Первым из махаянских мыслителей упомянул об Амитабхе Нагарджуна (2–3 вв.) в своём «Дружественном послании». Культ А. основывается на трёх текстах: большой и малой «Сукхавати-вьюхе» («Описание Страны счастья»), а также «Амитаюс-дхьяна-сутре» («Сутра созерцания Амитаюс»), ставших каноническими для кит. школы «Чистой земли» и япон. амидаизма.
Когда А. был бодхисаттвой Дхармакара, он дал обет создать «землю Будды» (буддха-кшетра). Верующие в Будду А. предаются в этой небесной Стране счастья (Сукхавати) изысканным духовным наслаждениям. Сам А. служит им объектом медитации, безмолвно обучающим абсолютному единству сущего (шуньята). В буддийской мифологии Сукхавати располагается на западе и относится к классу «чистых земель», т. е. преддверию нирваны. В иконографии А. изображают красным цветом, на павлиньем троне, с чашей для подаяния или лотосом в руках. В его мифологич. семью входят Будда Шакьямуни (земное воплощение А.) и бодхисаттва Авалокитешвара. В Тибете воплощениями А. считают панчен-лам.