Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АМВРО́СИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 596

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




АМВРО́СИЙ (в ми­ру Клю­ча­рёв Алек­сей Ио­си­фо­вич) [17(29).3.1820, Алек­сан­д­ров Вла­ди­мир­ской губ. – 3(16).9.1901, Харь­ков], ар­хи­епи­скоп (с 1886), ду­хов­ный пи­са­тель. Окон­чил Ви­фан­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию (1840) и Моск. ду­хов­ную ака­де­мию (1844). Пре­по­да­ва­тель ло­ги­ки, пси­хо­ло­гии и лат. яз. в Вифан­ской се­ми­на­рии (с 1844), ма­гистр бо­го­сло­вия, проф. (с 1845). Свя­щен­ник (с 1848) моск. Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы жен­ско­го мон., а с мар­та 1849 – Ка­зан­ской ц. у Ка­луж­ских во­рот, про­тои­е­рей (1864). Вме­сте с прот. Ва­си­ли­ем Не­чае­вым соз­дал, а в 1860–66 ре­дак­ти­ро­вал ж. «Ду­ше­по­лез­ное чте­ние», где так­же пе­ча­тал­ся. Ини­циа­тор соз­да­ния и пер­вый пред. Моск. об-ва лю­би­те­лей ду­хов­но­го пе­ния.

Ов­до­вел, за­тем, по на­стоя­нию митр. Мо­с­ков­ско­го Ин­но­кен­тия (Ве­ниа­ми­но­ва), в 1877 при­нял мо­на­ше­ст­во. Ар­хи­ман­д­рит, на­стоя­тель Вал­дай­ско­го мон. Еп. Мо­жай­ский (с янв. 1878), еп. Дмит­ров­ский (с апр. 1878), еп. Харь­ков­ский (с 1882). Пре­об­ра­зо­вал в 1884 «Харь­ков­ские епар­хи­аль­ные ве­до­мо­сти» в ж. «Ве­ра и Ра­зум».

Та­лант­ли­вый ора­тор, по­сле­до­ва­тель «жиз­нен­но-прак­тич. на­прав­ле­ния» в про­по­ве­ди и пуб­ли­ка­ци­ях, А. об­ра­щал­ся к со­ци­аль­ным и куль­тур­ным про­бле­мам об­ще­ст­ва. Осн. те­мы его про­по­ве­дей и ста­тей: ду­хов­но-нравств. по­след­ст­вия рос. ре­форм, сво­бо­да со­вес­ти, ас­ке­тизм, вос­пи­та­ние де­тей, пред­на­зна­че­ние жен­щи­ны и пр. От­ме­чая «глу­бо­кое и все­об­щее раз­вра­ще­ние и рас­тле­ние со­вре­мен­ных хри­сти­ан­ских на­ро­дов», А. кри­ти­ко­вал но­вые фи­лос. и об­ществ. те­че­ния 2-й пол. 19 в., в т. ч. ма­те­риа­лизм и по­зи­ти­визм. Был убе­ж­дён, что свет­ская нау­ка ут­ра­ти­ла связь с хри­сти­ан­ски­ми цен­но­стя­ми.

Пуб­ли­ко­вал­ся в «Мо­с­ков­ских ве­до­мо­стях», вы­сту­пал с пуб­лич­ны­ми лек­ция­ми и ре­ча­ми в разл. со­б­ра­ни­ях, про­из­но­сил ре­чи при по­гре­бе­нии Ю. Ф. Са­ма­ри­на, М. Д. Ско­бе­ле­ва и др. Ши­ро­кий ре­зо­нанс име­ла лек­ция в Моск. гор. ду­ме 17 и 18.3.1882 «О сво­бо­де пе­ча­ти с точ­ки зре­ния Пра­во­слав­ной Церк­ви».

Осн. соч. А. – «Жи­вое сло­во» (1892) по­свя­ще­но ме­то­ди­ке со­став­ле­ния про­по­ве­дей, со­от­но­ше­нию уст­ной про­по­ве­ди и пе­чат­но­го тек­ста, ха­рак­те­ри­сти­ке ка­честв про­по­вед­ни­ка.

Соч.: Полн. собр. про­по­ве­дей с при­ло­же­ния­ми: В 5 т. Хар., 1902–1903; На­сколь­ко ве­ли­ко дол­го­тер­пе­ние Бо­жие? М., 1997; Не хле­бом еди­ным… М., 1997; О се­мей­ном сча­стии и хри­сти­ан­ском вос­пи­та­нии: Ду­хов­ные по­уче­ния. М., 1997.

Лит.: Ко­роль­ков А. Све­тиль­ник Церк­ви Хри­сто­вой // Стран­ник. 1901. № 11; Бут­ке­вич Т. И. Вы­со­ко­пре­ос­вя­щен­ный Ам­вро­сий, ар­хи­епи­скоп Харь­ков­ский: Биб­лио­гра­фи­че­ский очерк. Хар., 1902; Ми­ти­сов И. Пе­да­го­ги­че­ские воз­зре­ния вы­со­ко­пре­ос­вя­щен­но­го Ам­вро­сия, ар­хи­епи­ско­па Харь­ков­ско­го. Ка­зань, 1902.

М. В. Ни­ку­лин.

Вернуться к началу