Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АМВО́Н

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 596

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. С. Желтов

АМВО́Н (греч. ἄμβων – воз­вы­ше­ние), со­ору­же­ние в про­стран­ст­ве на­оса хри­стиан­ско­го хра­ма, пред­на­зна­чен­ное для чте­ния Свя­щен­но­го Пи­са­ния, пе­ния или воз­гла­ше­ния не­ко­то­рых бо­го­слу­жеб­ных тек­стов, про­из­не­се­ния про­по­ве­дей. В ли­тур­гич. тол­ко­ва­ни­ях А. срав­ни­ва­ет­ся с кам­нем у вхо­да в пе­ще­ру Гро­ба Гос­под­ня, с ко­то­ро­го ан­гел воз­вес­тил жё­нам-ми­ро­но­си­цам о Вос­кре­се­нии Хри­ста. Впер­вые упо­ми­на­ет­ся в ка­но­нах Лао­ди­кий­ско­го со­бо­ра (364). Пер­во­на­чаль­но пред­став­лял со­бой плат­фор­му со сту­пе­ня­ми. С 5–6 вв. А. – ста­цио­нар­ная кон­ст­рук­ция внут­ри ви­зант. церк­вей (обыч­но в цен­тре хра­ма), имею­щая фор­му ци­лин­д­рич. воз­вы­ше­ния с при­мы­каю­щи­ми с двух сто­рон ле­ст­ни­ца­ми и со­еди­нён­ная с ал­та­рём ого­ро­жен­ным про­хо­дом – со­ле­ёй. Стро­ился из мра­мо­ра, ук­ра­шал­ся резь­бой, скульп­ту­ра­ми и мо­заи­ка­ми. С 15 в. в греч. церк­вах мог иметь фор­му бе­сед­ки или бал­ко­на у од­ной из ко­лонн или от­сут­ст­во­вать во­все. А. древ­не­го ви­зант. ти­па со­хра­нил­ся в Ус­пен­ском хра­ме в г. Ка­лам­ба­ка (Гре­ция).

В ка­то­лич. хра­мах в сред­ние ве­ка ино­гда со­ору­жа­лись двой­ные А. по сто­ро­нам на­оса (напр., в церк­ви Сан-Кле­мен­те в Ри­ме). Из­вест­ны так­же А., при­стро­ен­ные к внеш­ней сте­не для об­ра­ще­ния к со­брав­шим­ся на пло­ща­ди (напр., А. ра­бо­ты До­на­тел­ло и Ми­ке­лоц­цо ди Бар­то­лом­мео из со­бо­ра в Пра­то, Ита­лия, 1434–38). Поз­же А. стал за­ме­нять­ся пуль­пи­том (лат. pul­pi­tum – по­мост). На Ру­си в 12–17 вв. воз­во­ди­лись А. ви­зант. ти­па, в ви­де ба­шен­ки с ле­ст­ни­ца­ми [напр., др.-рус. А. из нов­го­род­ско­го Со­фий­ско­го cобора (1533), хра­ня­щий­ся в ГРМ, С.-Пе­тер­бург]. Позд­нее А. стал име­но­вать­ся при­мы­каю­щий к со­лее по­лу­круг­лый вы­ступ пе­ред цар­ски­ми вра­та­ми, с ко­то­ро­го воз­гла­ша­ют­ся ек­те­нии, чи­та­ет­ся Еван­ге­лие, про­из­но­сит­ся про­по­ведь. След древ­не­го А. в совр. прак­ти­ке РПЦ – ис­поль­зуе­мый за ар­хие­рей­ским бо­го­слу­же­ни­ем не­вы­со­кий по­мост в цен­тре хра­ма, на­зы­вае­мый об­ла­чаль­ным ме­стом или рун­ду­ком (ино­гда оши­боч­но – ка­фед­рой), на ко­то­ром епи­скоп об­ла­ча­ет­ся пе­ред ли­тур­ги­ей, а про­то­диа­кон чи­та­ет Еван­ге­лие.

Лит.: Le­clercq H. Am­bon // Dic­tion­naire d’ar­che­olo­gie chre­tienne et de litur­gie. P., 1924. Col. 1330–1347; Xy­dis S. G. The Chan­cel Bar­rier, Solea and Ambo of Hagia Sofia // Art Bul­le­tin. 1947. Vol. 29; Ка­за­рян А. Ю., Жел­тов М. С. Ам­вон // Пра­во­слав­ная эн­цик­ло­пе­дия. М., 2001. Т. 2.

Вернуться к началу