АМВО́Н
-
Рубрика: Религиоведение
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АМВО́Н (греч. ἄμβων – возвышение), сооружение в пространстве наоса христианского храма, предназначенное для чтения Священного Писания, пения или возглашения некоторых богослужебных текстов, произнесения проповедей. В литургич. толкованиях А. сравнивается с камнем у входа в пещеру Гроба Господня, с которого ангел возвестил жёнам-мироносицам о Воскресении Христа. Впервые упоминается в канонах Лаодикийского собора (364). Первоначально представлял собой платформу со ступенями. С 5–6 вв. А. – стационарная конструкция внутри визант. церквей (обычно в центре храма), имеющая форму цилиндрич. возвышения с примыкающими с двух сторон лестницами и соединённая с алтарём огороженным проходом – солеёй. Строился из мрамора, украшался резьбой, скульптурами и мозаиками. С 15 в. в греч. церквах мог иметь форму беседки или балкона у одной из колонн или отсутствовать вовсе. А. древнего визант. типа сохранился в Успенском храме в г. Каламбака (Греция).
В католич. храмах в средние века иногда сооружались двойные А. по сторонам наоса (напр., в церкви Сан-Клементе в Риме). Известны также А., пристроенные к внешней стене для обращения к собравшимся на площади (напр., А. работы Донателло и Микелоццо ди Бартоломмео из собора в Прато, Италия, 1434–38). Позже А. стал заменяться пульпитом (лат. pulpitum – помост). На Руси в 12–17 вв. возводились А. визант. типа, в виде башенки с лестницами [напр., др.-рус. А. из новгородского Софийского cобора (1533), хранящийся в ГРМ, С.-Петербург]. Позднее А. стал именоваться примыкающий к солее полукруглый выступ перед царскими вратами, с которого возглашаются ектении, читается Евангелие, произносится проповедь. След древнего А. в совр. практике РПЦ – используемый за архиерейским богослужением невысокий помост в центре храма, называемый облачальным местом или рундуком (иногда ошибочно – кафедрой), на котором епископ облачается перед литургией, а протодиакон читает Евангелие.