Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АЛТА́РЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 533

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. С. Желтов, А. Н. Шукурова

АЛТА́РЬ [лат. al­tar (al­tare, мн. ч. al­taria)], свя­щен­ное ме­сто жерт­во­при­но­ше­ния.

В архаических и языческих религиях

Алтарь «Xрама неба» в Пекине. 1530 (реконструирован в 1749).
Неолитический алтарь. Мальта.

В ар­хаи­че­ских и язы­че­ских ре­ли­ги­ях обыч­но при­род­ное или ис­кусств. воз­вы­ше­ние (из кам­ня, зем­ля­ная на­сы­пь), ре­же – уг­луб­ле­ние или вы­де­лен­ное как-ли­бо ров­ное ме­сто. Как пра­ви­ло, пред­став­лял со­бой сим­во­лич. центр по­се­ле­ния или жи­ли­ща. Ино­гда А. слу­жи­ли осо­бо по­чи­тае­мые при­род­ные объ­ек­ты. Од­ним из про­об­ра­зов А. был до­маш­ний очаг. Древ­ней­ши­ми А. мож­но счи­тать па­лео­ли­тич. жерт­вен­ни­ки (хра­ни­ли­ща мед­вежь­их че­ре­пов в Дра­хен­ло­хе; воз­мож­но, ямы с жен­ски­ми ста­ту­эт­ка­ми и др. пред­ме­та­ми Кос­тён­ков­ских стоя­нок и т. п.). С раз­ви­ти­ем куль­то­вой ар­хи­тек­ту­ры в по­се­ле­ни­ях Древ­не­го Вос­то­ка эпо­хи не­оли­та – ран­не­го брон­зо­во­го ве­ка ста­но­вят­ся из­вест­ны А. в ви­де воз­вы­ше­ний, ино­гда – со спе­ци­фич. оформ­ле­ни­ем (скульп­ту­ра, бы­чьи ро­га и т. п.), в со­че­та­нии с ри­ту­аль­ны­ми оча­га­ми и др. В очер­та­ни­ях др.-егип. А. не­ред­ко вос­про­из­во­дил­ся ие­рог­лиф с ус­лов­ным изо­бра­же­ни­ем хле­ба на ци­нов­ке, оз­на­чаю­щий жерт­во­при­но­ше­ние (А. из ро­зо­во­го гра­ни­та в хра­ме бо­га Амо­на-Ра в Кар­на­ке, 2-я пол. 15 в. до н. э.), так­же из­вест­ны мас­сив­ные ка­мен­ные со­ору­же­ния с тор­же­ст­вен­ным подъ­ё­мом по пан­ду­сам или ши­ро­ким ле­ст­ни­цам (А. на верх­ней тер­ра­се за­упо­кой­но­го хра­ма ца­ри­цы Хат­шеп­сут в Дейр-эль-Ба­ха­ри, нач. 15 в. до н. э.). В брах­манист­ских тек­стах («Ша­та­пат­ха брах­ма­на», ок. 12–8 вв. до н. э.) опи­са­но уст­рой­ст­во А., имею­ще­го в пла­не очер­та­ния со­ко­ла с рас­про­стё­рты­ми крыль­я­ми и пред­на­зна­чав­ше­го­ся для ри­туа­ла жерт­во­при­но­ше­ния Со­ме. На рель­е­фах и пе­ча­тях ахе­ме­нид­ско­го Ира­на (в т. ч. из Пер­се­по­ля, 6–4 вв. до н. э.) изо­бра­же­ны сту­пен­ча­тые А., где воз­жи­гал­ся свя­щен­ный огонь (по­доб­ные А. най­де­ны на юго-за­па­де стра­ны).

В Древ­ней Гре­ции эл­ли­ни­стич. пе­рио­да и в Древ­нем Ри­ме со­ору­жа­лись мо­ну­мен­таль­ные А. с ко­лон­на­да­ми, ле­ст­ни­ца­ми, мра­мор­ны­ми рель­е­фа­ми, по­свя­щён­ные бо­гам (Боль­шой ал­тарь Зев­са в Пер­га­ме, ок. 181–159 до н. э.), геро­ям, обо­же­ст­в­ляе­мым им­пе­ра­то­рам (Ал­тарь ми­ра в Ри­ме, 13–9 до н. э.). Вит­ру­вий (1 в. до н. э.) ука­зы­вал, что А. над­ле­жит ори­ен­ти­ро­вать на вос­ток. Не­боль­шие А. в фор­ме ко­лон­ки или стол­по­об­раз­но­го по­ста­мен­та пред­на­зна­ча­лись для вос­ку­ре­ния фи­миа­ма, ино­гда снаб­жа­лись по­свя­ти­тель­ны­ми над­пи­ся­ми, в не­ко­то­рых слу­ча­ях – рель­еф­ны­ми изо­бра­же­ния­ми до­на­то­ров.

В древ­нем и ср.-век. Ки­тае А. слу­жил ме­стом воз­не­се­ния мо­литв Не­бу и Зем­ле, имел фор­му круг­лой или квад­рат­ной в пла­не мно­го­сту­пен­ча­той тер­ра­сы (на го­ре Тай­шань, пе­ри­од Хань; бе­ло­мра­мор­ный А. «Хра­ма не­ба» в Пе­ки­не, 1530). А. буд­дий­ско­го хра­ма сим­во­ли­че­ски свя­зан с кос­мич. го­рой Ме­ру (ино­гда изо­бра­жа­ет её), пред­став­ля­ет со­бой воз­вы­ше­ние со ста­туя­ми бо­жеств и под­но­ше­ния­ми в ви­де бла­го­во­ний, за­жжён­ных све­чей, цве­тов.

В библейской традиции

В Свя­щен­ном Пи­са­нии сло­вом «А.» (в т. ч. в слав. пе­ре­во­дах) обо­зна­ча­ет­ся спе­ци­аль­но соз­дан­ное воз­вы­ше­ние для при­не­се­ния на нём жертв Все­выш­не­му (2 Пар. 26:16; Пс. 50:21, 83:4 и др.). Со­глас­но биб­лей­ским тек­стам, в хра­ме Со­ло­мо­на на­хо­дил­ся мед­ный А. для все­со­жже­ний и «зо­ло­той жерт­вен­ник» для вос­ку­ре­ний (2 Пар. 4:1; Исх. 30:1–5, 37:25–28; 3 Цар. 7:48).

В христианской традиции

Архив «Православной энциклопедии» Алтарь в монастырской церкви Святых Ульриха и Афры в Аугсбурге. 17–18 вв.

В зап. тра­ди­ции сло­вом «А.» обыч­но на­зы­ва­ет­ся стол для при­не­се­ния ев­ха­ри­сти­че­ской Жерт­вы – пре­стол, в пра­во­слав­ной вос­точ­ной – тер­мин за­кре­пил­ся за той ча­стью хра­ма, где на­хо­дит­ся пре­стол и ко­то­рая на­зы­ва­ет­ся так­же ал­тарным про­стран­ст­вом. Ран­не­хри­сти­ан­ские А. име­ли фор­му сто­ла (на­стен­ное изо­бра­же­ние в ка­та­ком­бах Св. Кал­лик­ста в Ри­ме, 3 в.), по­ло­го ку­ба над по­чи­тае­мы­ми ре­ли­к­вия­ми, так­же ка­мен­но­го бло­ка. В ба­зи­ли­ке Св. Пет­ра в Ри­ме был ус­та­нов­лен се­реб­ря­ный, ук­ра­шен­ный дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми А. с пи­рами­даль­ным ки­во­ри­ем на 4 ко­лон­нах (дар имп. Кон­стан­ти­на, 4 в.).

Архив «Православной энциклопедии» Алтарь с престолом и патриаршим местом кафедрального собора Богоявления Господня в Елохове (Москва).

В ин­терь­е­ре пра­во­слав­ной церк­ви А. все­гда рас­по­ло­жен в вост. по­ло­ви­не хра­ма, бли­же к ап­си­де, час­то на воз­вы­ше­нии, к ко­то­ро­му из на­оса ве­дут од­на или неск. сту­пе­ней. Уже с 3 в. А. ста­ли ог­ра­ж­дать низ­ким барь­е­ром, из ко­то­ро­го впо­след­ст­вии об­ра­зо­ва­лась ал­тар­ная пре­гра­да, в позд­не­ви­зант. и рус. тра­ди­ции раз­вив­шая­ся в ико­но­стас. В ка­то­лич. тра­ди­ции глав­ный, т. н. вы­со­кий, А. рас­по­ла­га­ет­ся на воз­вы­ше­нии в вост. око­неч­но­сти хра­ма (обыч­но в ап­си­де), до­пол­ни­тель­ный – в бо­ко­вых ка­пел­лах, под се­нью или в ни­ше. Наи­боль­шее раз­ви­тие фор­мы А. по­лу­ча­ют в эпо­ху ба­рок­ко, от­ли­ча­ясь мо­ну­мен­таль­но­стью (ки­во­рий над вы­со­ким А. в со­бо­ре Св. Пет­ра в Ри­ме, арх. Дж. Бер­ни­ни, 1623–34), не­ред­ко об­ра­зуя еди­ное це­лое с ал­тарным об­ра­зом и ар­хит. об­рам­ле­ни­ем (напр., в ра­бо­тах бр. Азам).

В про­стран­ст­ве А., кро­ме св. пре­сто­ла, над ко­то­рым мо­жет уст­раи­вать­ся над­пре­столь­ная сень (в Хри­ста Спа­си­те­ля хра­ме в Мо­ск­ве – в фор­ме шат­ровой церк­ви), обя­за­тель­но вдоль ду­ги ап­си­ды рас­по­ла­га­ет­ся од­но- или мно­госту­пен­ча­тая ска­мья (син­трон, слав. – со­пре­сто­лие) с епи­скоп­ским ме­стом по­се­ре­ди­не (ка­фед­ра, гор­нее ме­сто). У гор­не­го мес­та обыч­но рас­по­ло­же­ны се­ми­свеч­ник, за­пре­столь­ные крест и об­ра­зы. В пре­дал­тар­ной час­ти, вдоль бо­ко­вых (диа­кон­ских) и цен­траль­ных (свя­тых, цар­ских) врат, про­хо­дит до­рож­ка-со­лея (в ран­не- и сред­не­ви­зант. хра­мах рас­по­ла­га­лась не по­пе­рёк оси хра­ма, пе­ред А., а со­еди­ня­ла А. с ам­во­ном, на­ходив­шим­ся в цен­тре хра­ма). С се­ве­ра к А. при­мы­ка­ет жерт­вен­ник – по­ме­ще­ние, в ко­то­ром со­вер­ша­ет­ся про­ско­ми­дия, а с юга – диа­кон­ник (или риз­ни­ца), в ко­то­ром хра­нят­ся ли­тур­гич. об­ла­че­ния и бо­го­слу­жеб­ные кни­ги. В ви­зант. и зап.-ев­роп. тра­ди­ци­ях под А. мог­ла на­хо­дить­ся крип­та, на Ру­си ино­гда уст­раи­вал­ся под­клет. Сте­ны А. и свод­ча­тые за­вер­ше­ния ап­сид при­ня­то ук­ра­шать мо­заи­ка­ми или фре­ска­ми. В про­тес­тант­ских церк­вах – один А. С 17 в. рас­про­стра­ня­ют­ся ярус­ные со­ору­же­ния с А. и про­по­вед­нич. ка­фед­рой или ор­га­ном над ним.

По ка­но­нам пра­во­слав­ной церк­ви в про­стран­ст­во А. раз­ре­ша­ет­ся вхо­дить толь­ко свя­щен­но- и цер­ков­но­слу­жи­те­лям, но на прак­ти­ке де­ла­ет­ся ис­клю­чение для по­мо­гаю­щих в А. муж­чин (в жен­ских мо­на­сты­рях – для не­мо­ло­дых мо­на­хинь). Пра­вом при­ча­щать­ся в А. об­ла­да­ют толь­ко епи­ско­пы, пре­сви­те­ры и диа­ко­ны, а так­же пра­во­слав­ные ца­ри. В сим­во­лич. тол­ко­ва­ни­ях пра­во­слав­но­го хра­ма А. упо­доб­ля­ет­ся не­бу, раю, Свя­тая свя­тых вет­хо­за­вет­но­го хра­ма; осо­бое по­чи­та­ние А. свя­за­но с тем, что это – ме­сто со­вер­ше­ния ев­ха­ри­стии.

В совр. цер­ков­ной ар­хи­тек­ту­ре зап.-хри­сти­ан­ских кон­фес­сий за­мет­на тен­ден­ция к про­сто­те и стро­го­сти оформ­ле­ния А. (в про­ек­тах А. Аал­тоЛе Кор­бю­зье и др.). В 19 – нач. 20 вв. те­ма антич­но­го А. ис­поль­зо­ва­лась в про­ек­тах не­ко­то­рых мо­ну­мен­тов (па­мят­ник Вик­то­ру-Эм­ма­нуи­лу II с Ал­та­рём оте­че­ст­ва в Ри­ме, арх. Дж. Сак­ко­ни, 1885–1911).

Лит.: Braun J. Der chris­tli­che Al­tar in seiner geschicht­li­chen Entwick­lung. Münch., 1924. Bd 1–2; Kram­risch S. The Hindu tem­ple. Сal­cutta, 1947. Vol. 1–2; Yavis C. G. Greek Al­tars... St. Louis, 1949; Hei­mann K. Der christ­li­che Al­tar. Ar­endsberg, 1954; My­lonas G. E. My­ce­naean re­lig­ion: tem­ples, al­tars and te­mene. Ath­ens, 1977; Чу­ко­ва Т. А. Ал­тар­ные пре­гра­ды в зод­че­ст­ве до­мон­голь­ской Ру­си // Ли­тур­гия, ар­хи­тек­ту­ра и ис­кус­ст­во ви­зан­тий­ско­го ми­ра. СПб., 1995; Бе­ля­ев Л. А. Хри­сти­ан­ские древ­но­сти. СПб., 2000.

Вернуться к началу