Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АДИА́ФОРА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 229

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е.С. Элбакян

АДИА́ФОРА (греч. ἀδιάφορα – без­раз­лич­ное), в ан­тич­ной фи­ло­со­фии обо­значе­ние яв­ле­ний, без­раз­лич­ных с точ­ки зре­ния до­б­ра и зла. Наи­боль­шее раз­ви­тие уче­ние об А. по­лу­чи­ло у ки­ни­ков и в стои­циз­ме, пред­ста­ви­те­ли ко­то­рых всё су­щее раз­де­ля­ли на доб­рое, злое и А. (т. е. «ни то ни дру­гое»).

В хри­сти­ан­ст­ве во­про­сы до­б­ра и зла рас­смат­ри­ва­ют­ся в ас­пек­те спа­се­ния че­ло­ве­ка: т. к. гре­хо­па­де­ние при­ве­ло к сме­ше­нию в че­ло­ве­ке до­б­ра и зла, то вся его соз­на­тель­ная ду­хов­ная жизнь пред­став­ля­ет борь­бу со злом, по­это­му у не­го не мо­жет быть ней­траль­но­го от­но­ше­ния к к.-л. по­ступ­кам и яв­ле­ни­ям жиз­ни. В про­тес­тан­тиз­ме 16–17 вв. воз­ни­ка­ли т. н. адиа­фо­ри­ст­ские спо­ры по во­про­сам ре­ли­ги­оз­но-нравств. оцен­ки не­ко­то­рых дей­ст­вий че­ло­ве­ка или яв­ле­ний жиз­ни. Так, сто­рон­ни­ки Ф. Ме­лан­хто­на по­ла­га­ли «внеш­ни­ми», т. е. А., та­ин­ст­ва ми­ро­по­ма­за­ния и еле­ос­вя­ще­ния, а так­же по­чи­та­ние свя­тых; стро­гие лю­те­ра­не (Н. Амс­дорф), на­про­тив, счи­та­ли, что в де­лах ве­ры не мо­жет быть ни­че­го нрав­ст­вен­но без­раз­лич­но­го.

Лит.: Бе­цольд Ф. Ис­то­рия ре­фор­ма­ции в Гер­ма­нии. СПб., 1900. Т. 2; Rabe H. Reich und Glaubensspaltung Deutschland 1500–1600. Münch., 1989; Ми­ро­нов А. Ю. Адиа­фо­ра // Пра­во­слав­ная эн­цик­ло­пе­дия. М., 2000. Т. 1.

Вернуться к началу