Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АДВЕНТИ́ЗМ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 216

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е.С. Элбакян

АДВЕНТИ́ЗМ (лат. ad­ven­tus – при­ше­ст­вие), на­прав­ле­ние в про­тес­тан­тиз­ме, воз­ник­шее в США в 1830-х гг. Ос­но­ва­тель – бап­ти­ст­ский про­по­вед­ник Уиль­ям Мил­лер (1782–1849), ко­то­рый, опи­ра­ясь на собств. тол­ко­ва­ние биб­лей­ских про­ро­честв, в 1831 на­звал да­ту Вто­ро­го при­ше­ст­вия Ии­су­са Христа – 1843–44. К нач. 1843 чис­ло сто­рон­ни­ков Мил­ле­ра (мил­ле­ри­тов) дос­тиг­ло 100 тыс. чел. По­сле то­го как про­ро­че­ст­во не сбы­лось («ве­ли­кое раз­оча­ро­ва­ние»), сто­рон­ни­ки Мил­ле­ра вы­дви­ну­ли неск. дру­гих дат, а за­тем Х. Эд­сон (1806–82) пред­ло­жил рас­смат­ри­вать 1844 как на­ча­ло слу­же­ния Хри­ста на не­бе­сах, где он при­сту­пил к «след­ст­вен­но­му су­ду» над жи­вы­ми и умер­ши­ми (т. н. очи­ще­ние свя­ти­ли­ща). В 1845 на съез­де в Ол­ба­ни (шт. Нью-Йорк) мил­ле­ри­ты соз­да­ли Ас­со­циа­цию ты­ся­че­лет­не­го при­ше­ст­вия и вы­ра­бо­та­ли ре­лиг. дог­ма­ты. Цен­траль­ное ме­сто в док­три­не за­ни­ма­ло уче­ние мил­ле­ри­тов о бли­зо­сти Вто­ро­го при­ше­ст­вия Хри­ста. Мир бу­дет унич­то­жен ог­нём, но для ве­рую­щих бу­дет соз­да­на Но­вая зем­ля; Вто­рое при­ше­ст­вие бу­дет со­про­вож­дать­ся вос­кре­ше­ни­ем пра­вед­ни­ков, а по­сле ты­ся­че­лет­не­го цар­ст­во­ва­ния Хри­ста (см. Хи­ли­азм) вос­крес­нут и греш­ни­ки. В хо­де спо­ров по во­про­сам дог­ма­тики мил­ле­ри­ты раз­де­ли­лись на неск. тол­ков, сре­ди ко­то­рых круп­ней­ши­ми яв­ля­ют­ся Ад­вен­ти­сты седь­мо­го дня (АСД), Хри­сти­ан­ская цер­ковь при­ше­ст­вия, Цер­ковь Бо­га (ад­вен­ти­сты), Со­юз жиз­ни и при­ше­ст­вия, Цер­ковь Бо­га (Оре­гон), Хри­сти­ан­ская цер­ковь пер­во­здан­но­го Ад­вен­та, Ре­фор­ма­ци­он­ное дви­же­ние церк­ви АСД (ад­вен­ти­сты-ре­фор­ми­сты) и Ветвь Да­ви­до­ва.

Цер­ковь АСД ор­га­ни­за­ци­он­но офор­ми­лась в 1863 на кон­фе­рен­ции в Батл-Крик (штат Ми­чи­ган). Глав­ную роль в её соз­да­нии сыг­ра­ла Эл­лен Уайт (1827–1915), ко­то­рую чле­ны церк­ви по­чи­та­ют как про­ро­чи­цу, а её со­чи­не­ния счи­та­ют бо­го­вдох­но­вен­ны­ми. Уайт про­по­ве­до­ва­ла стро­гое со­блю­де­ние 10 за­по­ве­дей Мои­сея. АСД от­вер­га­ют об­ще­хри­сти­ан­ские пред­став­ле­ния о бес­смер­тии ду­ши, рае и аде. С их точ­ки зре­ния, ду­ша смерт­на так же, как и те­ло. Во вре­мя Вто­ро­го при­ше­ст­вия праведники – жи­вые и воскресшие – бу­дут взя­ты Хри­стом с Зем­ли на не­бе­са, а жи­вые греш­ни­ки бу­дут унич­то­же­ны ог­нём. Сле­дую­щую ты­ся­чу лет на Зем­ле бу­дут жить толь­ко Са­та­на и его пад­шие ан­ге­лы, ко­то­рые бу­дут по­бе­ж­де­ны и унич­то­же­ны Хри­стом в кон­це это­го пе­рио­да. В это же вре­мя про­изой­дёт т. н. вто­рое воскрешение – вос­крес­нут греш­ни­ки, что­бы раз­де­лить судь­бу пад­ших ан­ге­лов и по­гиб­нуть в «озе­ре ог­ня». Зем­ля бу­дет очи­ще­на от зла, пра­вед­ни­ки вер­нут­ся на неё и соз­да­дут Но­вый Ие­ру­са­лим, где и бу­дут веч­но пре­бы­вать с Хри­стом. На ос­но­ва­нии ви­де­ний Уайт АСД при­ня­ли т. н. са­ни­тар­ную ре­фор­му, со­глас­но ко­то­рой ве­рую­щим за­пре­ще­но упот­реб­лять в пи­щу сви­ни­ну, мол­лю­сков, ра­ко­об­раз­ных, пить чай, ко­фе, ал­ко­голь­ные на­пит­ки, ку­рить та­бак и т. д. АСД не при­ни­ма­ют уча­стие в по­ли­тич. дея­тель­но­сти, от­ри­ца­тель­но от­но­сят­ся к но­ше­нию и при­ме­не­нию ору­жия. В ар­мии чле­ны церк­ви АСД слу­жат пре­им. в не­строе­вых час­тях. Культ АСД вклю­ча­ет в се­бя бо­го­слу­же­ние с чте­ни­ем Биб­лии, про­по­ве­ди и пе­ни­ем гим­нов; вод­ное кре­ще­ние по­гру­же­ни­ем взрос­лых чле­нов об­щи­ны, омо­ве­ние ног, при­ча­ще­ние (не­фер­мен­ти­ро­ван­ным ви­ном и пре­сным хле­бом). Для церк­ви АСД ха­рак­тер­на жё­ст­кая цен­тра­ли­за­ция. Осн. еди­ни­ца ор­га­ни­зац. уст­рой­ст­ва церкви – об­щи­на; об­щи­ны объ­е­ди­ня­ют­ся в ме­ст­ные кон­фе­рен­ции, а не­сколь­ко ме­ст­ных кон­фе­рен­ций об­ра­зу­ют уни­он­ную кон­фе­рен­цию (уни­он). В ди­ви­зио­ны, соз­да­вае­мые по ре­гио­наль­но­му при­зна­ку, вхо­дит не­сколь­ко унио­нов. К нач. 21 в. в ми­ре дей­ст­во­ва­ли 12 ди­ви­зио­нов, ру­ко­вод­ст­во ко­то­рых вхо­дит в Ис­пол­ни­тель­ный к-т Ге­не­раль­ной кон­фе­рен­ции, яв­ляю­щей­ся выс­шим ор­га­ном церк­ви АСД. Цен­траль­ные уч­ре­ж­де­ния АСД рас­по­ло­же­ны в Та­ко­ма-Парк (штат Мэ­ри­ленд). АСД про­яв­ля­ют вы­со­кую мис­сио­нер­скую ак­тив­ность, т. к. счи­та­ют, что Вто­рое при­ше­ст­вие Хри­ста за­ви­сит от то­го, как ско­ро все лю­ди ус­лы­шат ад­вен­ти­ст­скую про­по­ведь. Они за­ни­ма­ют­ся бла­го­тво­ри­тель­ной дея­тель­но­стью («Ад­вен­ти­ст­ское агент­ст­во по­мо­щи и раз­ви­тия» тес­но со­труд­ни­ча­ет с ООН в де­ле ока­за­ния по­мо­щи по­стра­дав­шим от войн и сти­хий­ных бед­ст­вий). Цер­ковь АСД со­дер­жит ок. 600 гос­пи­та­лей, кли­ник и са­на­то­ри­ев. В ми­ре на­счи­ты­ва­ет­ся ок. 13 млн. при­вер­жен­цев церк­ви АСД; об­щи­ны су­ще­ст­ву­ют в 205 стра­нах ми­ра, лит-ра из­да­ёт­ся на 245 язы­ках.

Пер­вая об­щи­на АСД в Рос­сии бы­ла ор­га­ни­зо­ва­на швейц. про­по­вед­ни­ком Л. Кон­ра­ди (1856–1939) сре­ди нем. ко­ло­ни­стов в крым­ском се­ле Бер­де­бу­лат в 1886; в 1890 Ф. Ба­би­ен­ко соз­дал рус. об­щи­ну АСД в Став­ро­по­ле. В 1905, по­сле из­да­ния ука­за «О сво­бо­де ве­ро­ис­по­ве­да­ния», бы­ла соз­да­на Вост.-Рос. кон­фе­рен­ция (Рос. уни­он) АСД, со­сто­яв­шая из трёх «мис­сио­нер­ских по­лей»: юж­но­рос­сий­ско­го, се­ве­ро­рос­сий­ско­го и сред­не­рос­сий­ско­го. В 1907 на уч­ре­дит. съез­де в Ри­ге был из­бран пер­вый пред­се­да­тель церк­ви АСД на тер­ри­то­рии России – И. Т. Бетхер; в 1908 был ру­ко­по­ло­жен пер­вый рус. про­по­вед­ник К. С. Шма­ков. К 1917 чис­лен­ность церк­ви АСД со­ста­ви­ла ок. 7 тыс. чел. По­сле Окт. ре­во­лю­ции 1917 ру­ко­во­дство АСД за­ня­ло ло­яль­ную по­зи­цию по от­но­ше­нию к сов. вла­сти. В 1920 был соз­дан Все­рос. со­юз об­щин АСД под пред­се­да­тель­ст­вом Г. И. Леб­са­ка, бы­ло соз­да­но изд-во «Пат­мос», вы­пус­кав­шее жур­на­лы «Ад­вен­ти­ст­ский вест­ник», «Го­лос ис­ти­ны», «Бла­го­ве­ст­ник» и др. С 1929, по­сле при­ня­тия т. н. ан­ти­сек­тант­ско­го за­ко­но­да­тель­ст­ва, на­ча­лось пре­сле­до­ва­ние вла­стя­ми АСД. К сер. 1930-х гг. Все­со­юз­ный со­вет АСД пре­кра­тил своё су­ще­ст­во­ва­ние. По­сле окон­ча­ния 2-й ми­ро­вой вой­ны во­зоб­но­ви­лась ре­ги­ст­ра­ция об­щин АСД; в 1946 был соз­дан Все­со­юз­ный со­вет АСД. По­сле его за­пре­ще­ния в 1960 АСД на­хо­ди­лись на по­лу­ле­галь­ном по­ло­же­нии до 27.5.1979, ко­гда в Ту­ле на со­ве­ща­нии пред­ста­ви­те­лей об­щин АСД был сфор­ми­ро­ван Рес­пуб­ли­кан­ский со­вет церк­ви АСД в Рос­сии. В 1981 все ор­га­ни­за­ции АСД в Рос­сии объ­е­ди­ни­лись в Рес­пуб­ли­кан­ский уни­он церк­ви АСД; в 1985 был соз­дан врем. Ко­ор­ди­на­ци­он­ный со­вет АСД (во гла­ве с М. П. Ку­ла­ко­вым) и ус­та­нов­лен по­сто­ян­ный кон­такт с Ге­не­раль­ной кон­фе­рен­ци­ей АСД. В 1990-х гг. на съез­де Ге­не­раль­ной кон­фе­рен­ции в Ин­диа­на­по­ли­се (США) цер­ковь АСД в СССР по­лу­чи­ла ста­тус 11-го Ев­ро-Ази­ат­ско­го ди­ви­зио­на Все­мир­ной церк­ви АСД. В 1985–92 АСД в Рос­сии соз­да­ли та­кие уч­ре­ж­де­ния, как Ду­хов­ная ака­де­мия и Ин-т пе­ре­во­да Биб­лии в пос. За­ок­ский (Туль­ская обл.), изд-во «Ис­точ­ник жиз­ни», ра­дио­центр «Го­лос на­де­ж­ды» (Ту­ла), Моск. центр здо­ро­вья, ряд школ-гим­на­зий в Мо­ск­ве, Ту­ле, Ря­за­ни и др. го­ро­дах. В ию­ле 1994 в Рос­сии бы­ли соз­да­ны два сою­за (унио­на) церк­ви АСД – Вос­точ­но-Рос­сий­ский (центр – Ир­кутск) и За­пад­но-Рос­сий­ский (центр – Кли­мовск). АСД кон­так­ти­ру­ет с др. хри­сти­ан­ски­ми кон­фес­сия­ми Рос­сии по во­про­сам со­ци­аль­но­го слу­же­ния и за­ко­но­дат. ини­циа­тив в ре­лиг. сфе­ре. В нач. 21 в. чис­лен­ность АСД в Рос­сии со­став­ля­ла ок. 50 тыс. чел.

Ре­фор­ма­ци­он­ное дви­же­ние церк­ви АСД (ад­вен­ти­сты-ре­фор­ми­сты, АР) по­яви­лось в го­ды 1-й ми­ро­вой вой­ны в ре­зуль­та­те рас­ко­ла сре­ди АСД в Гер­ма­нии. За­яв­ле­ние ру­ко­во­дства церк­ви АСД в Гер­ма­нии о не­об­хо­ди­мо­сти уча­стия ад­вен­ти­стов в во­ен. дей­ст­ви­ях (4.8.1914) за­ста­ви­ло часть из них вый­ти из со­ста­ва церк­ви и соз­дать свою орг-цию – «Про­бу­ж­де­ние и ре­фор­ма­ци­он­ное дви­же­ние» (1916), ко­то­рая в 1925 на съез­де в Го­те (Гер­ма­ния) при­ня­ла ста­тус церк­ви. В 1951 цер­ковь АР рас­па­лась на 2 Ге­не­раль­ные конференции – Ме­ж­ду­нар. мис­сио­нер­ское об-во (Гер­ма­ния) и Амер. ге­не­раль­ная кон­фе­рен­ция ре­фор­ма­ци­он­но­го дви­же­ния АСД (США). По ве­ро­уче­нию и куль­ту АР иден­тич­ны АСД. К нач. 21 в. в ми­ре на­счи­ты­ва­лось ок. 40 тыс. ад­вен­ти­стов-ре­фор­ми­стов.

В Рос­сии АР впер­вые зая­ви­ли о се­бе в 1923. В 1924, по­сле то­го как на 5-м Все­со­юз­ном съез­де АСД бы­ло при­ня­то ре­ше­ние о том, что чле­ны церк­ви АСД обя­за­ны не­сти во­ин­скую служ­бу с ору­жи­ем в ру­ках, АР об­ра­зо­ва­ли свою орг-цию – Все­со­юз­ную цер­ковь вер­ных и сво­бод­ных ад­вен­ти­стов седь­мо­го дня. АР счи­та­ли не­до­пус­ти­мым уча­стие сво­их чле­нов в сов. об­ществ. ор­га­ни­за­ци­ях и служ­бу в ар­мии. В 1929 АР ор­га­ни­зо­ва­ли под­поль­ный центр под назв. «Рос­сий­ское по­ле ад­вен­ти­стов седь­мо­го дня ре­фор­ма­ци­он­но­го дви­же­ния», ко­то­рый воз­гла­вил Г. А. Ост­вальд. В совр. Рос­сии дей­ст­ву­ет «Цер­ковь вер­ных и сво­бод­ных ад­вен­ти­стов седь­мо­го дня» (др. назв. – «ад­вен­ти­сты седь­мо­го дня вер­но­го ос­тат­ка»), точ­ное ко­ли­че­ст­во чле­нов ко­то­рой не­из­вест­но, т. к. об­щи­ны не ре­ги­ст­ри­ру­ют­ся.

Лит.: White E. G. Tes­ti­mo­nies of the Church: In 9 vol. Wash., 1948; Sev­enth-Day Ad­vent­ist Bi­ble Com­men­tary: In 10 vol. Wash., 1953–1970; Bird H. S. The­ol­ogy of Sev­enth-Day Ad­ven­tism. Grand Rap­ids, 1961; Мос­ка­лен­ко А. Т. Идео­ло­гия и дея­тель­ность хри­сти­ан­ских сект. Но­во­сиб., 1978; Во­ро­нин П. Е. Ад­вен­тизм и ре­фор­ма­ция. Став­ро­поль, 1983; В на­ча­ле бы­ло Сло­во: Ос­но­вы ве­ро­уче­ния хри­сти­ан ад­вен­ти­стов седь­мо­го дня. За­ок­ский, 1993; Из ис­то­рии церк­ви ад­вен­ти­стов седь­мо­го дня в Рос­сии. Ка­ли­нин­град, 1993.

Вернуться к началу