Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АВТОКЕФА́ЛИЯ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 148

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




АВТОКЕФА́ЛИЯ (греч. αὐτοϰέφαλον, букв. – са­мо­гла­вие), ста­тус по­ме­ст­ной церк­ви в строе Все­лен­ской (по уче­нию и прак­ти­ке пра­во­слав­ной церк­ви). Ав­то­ке­фаль­ной счи­та­ет­ся са­мо­сто­ят. цер­ковь, не за­ви­ся­щая ни от ка­кой дру­гой по­ме­ст­ной церк­ви, хо­тя все ав­то­ке­фаль­ные церк­ви, бу­ду­чи час­тя­ми Все­лен­ской церк­ви, взаи­мо­за­ви­си­мы. Они еди­ны в ве­ро­уче­нии, ко­то­рое из­на­чаль­но хра­нит­ся всей цер­ко­вью (37-е Апо­столь­ское пра­ви­ло; 2-е пра­ви­ло Трулль­ско­го со­бо­ра).

Ав­то­ке­фаль­ная цер­ковь име­ет са­мо­сто­ят. ис­точ­ник вла­сти: её гла­ва по­став­ля­ет­ся Поместным или Архиерейским собором этой церкви. Она не­за­виси­ма в об­лас­ти ад­ми­ни­ст­ра­тив­ной и су­деб­ной дея­тель­но­сти. Ав­то­ке­фаль­ная цер­ковь са­ма при­го­тов­ля­ет для се­бя свя­тое ми­ро, ка­но­ни­зи­ру­ет сво­их свя­тых, со­став­ля­ет чи­но­пос­ле­до­ва­ния и пес­но­пе­ния.

А. мо­жет быть да­ро­ва­на отд. церк­ви Все­лен­ским со­бо­ром. Так, во­про­сы об уч­ре­ж­де­нии по­ме­ст­ных церк­вей ре­шал 1-й Все­лен­ский со­бор (5-е пра­ви­ло), 2-й Все­лен­ский со­бор 2-м пра­ви­лом ут­вер­дил гра­ни­цы отд. церк­вей, 3-й Все­лен­ский со­бор под­твер­дил А. Кипр­ской церк­ви (8-е пра­ви­ло), Хал­ки­дон­ский со­бор при­знал А. Кон­стан­ти­но­поль­ской церк­ви (28-е пра­ви­ло). Кро­ме Все­лен­ско­го со­бо­ра за­кон­ным уч­ре­ж­де­ние А. церк­ви де­ла­ет во­ля ки­ри­ар­халь­ной церк­ви (ма­те­ри-церк­ви). По­ми­мо это­го ус­та­нов­лен­но­го в церк­ви по­ряд­ка, А. мо­жет уч­ре­ж­дать­ся на за­кон­ном ос­но­ва­нии, ес­ли власть ки­ри­ар­халь­ной церк­ви ук­ло­нит­ся в ересь или рас­кол, – в этом слу­чае в си­лу всту­па­ет 15-е пра­ви­ло Дву­крат­но­го со­бо­ра (861). Ока­зав­ша­яся в та­ких об­стоя­тель­ст­вах по­сле Фер­ра­ро-Фло­рен­тий­ско­го со­бо­ра Рус. пра­во­слав­ная цер­ковь в 1448 ут­вер­ди­ла свою А., не ис­пра­ши­вая на то со­гла­сия кириархальной Кон­стан­ти­но­поль­ской церк­ви, под­пи­сав­шей унию с Рим­ско-ка­то­лич. цер­ко­вью.

Все ав­то­ке­фаль­ные церк­ви рав­но­прав­ны, хо­тя в дип­ти­хах они за­ни­ма­ют раз­ные мес­та, но при этом речь идёт толь­ко о пре­иму­ще­ст­ве (ран­ге) чес­ти. В на­стоя­щее вре­мя дип­тих, при­ня­тый в РПЦ, вклю­ча­ет 15 церк­вей, 1-е ме­сто при­над­ле­жит Кон­стан­ти­но­поль­ской церк­ви, РПЦ за­ни­ма­ет в нём 5-е ме­сто.

В ран­нюю ви­зант. эпо­ху «ав­то­ке­фаль­ны­ми» на­зы­ва­лись ар­хи­епи­ско­пии, не­за­ви­си­мые от ме­ст­но­го ми­тро­по­ли­та и не­по­сред­ст­вен­но под­чи­нён­ные пат­ри­ар­ху.

Вернуться к началу