Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АВАЛОКИТЕШВА́РА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 52

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. П. Андросов

АВАЛОКИТЕШВА́РА (санскр. «Вла­ды­ка, ми­ло­сти­во взи­раю­щий на су­ще­ст­ва», или «Вла­ды­ка, вни­маю­щий моль­бам стра­ж­ду­щих»), в ма­хая­не про­свет­лён­ное су­ще­ст­во, дав­шее обет бод­хи­са­ттвы не ухо­дить в нир­ва­ну, а ос­тать­ся в сан­са­ре, что­бы по­мо­гать жи­вым су­ще­ст­вам ос­во­бо­дить­ся от стра­да­ний. А. оли­це­тво­ря­ет иде­ал все­лен­ско­го со­стра­да­ния, его счи­та­ют эма­на­ци­ей буд­ды Ами­таб­хи.

Культ А. скла­ды­вал­ся с 1 в., его изо­бра­жа­ют в че­ло­ве­че­ском об­ли­ке, с не­пре­мен­ным ло­то­сом в ру­ке, че­ты­рёх-, шес­ти- и ты­ся­че­ру­ким, один­на­дца­ти­ли­ким (или один­на­дца­ти­гла­вым). Ру­ки сим­во­ли­зи­ру­ют го­тов­ность со­дей­ст­во­вать ка­ж­до­му про­ся­ще­му, го­ло­вы – при­сут­ст­вие в раз­ных сфе­рах су­ще­ст­во­ва­ния. А. мо­жет во­пло­щать­ся в раз­ные фор­мы (все­го 32), а так­же при­ни­мать об­лик ин­дуи­ст­ских (см. Ин­ду­изм) бо­гов Брах­мы, Виш­ну, Ши­вы и др.

Ог­ром­на по­пу­ляр­ность А. в стра­нах сев. буд­диз­ма. Ему по­кло­ня­ют­ся под раз­ны­ми име­на­ми: Гу­ань-ши-инь – в Ки­тае, Ква­ным – в Ко­рее, Кан­нон – в Япо­нии, в ги­ма­лай­ских стра­нах и Ти­бе­те – Чен­ре­зи, в Мон­го­лии и у буд­дий­ских на­ро­дов Рос­сии – Арья-Бо­ло (или Хон­шим). А. во­пло­ща­ет­ся в ме­ст­ные бо­жества, осо­бен­но жен­ские (его час­то изо­бра­жа­ют в об­ли­ке жен­щи­ны), в Ти­бе­те – в жи­вых лю­дей: ду­хов­ных глав буд­дий­ских школ (да­лай-лам и кар­мап). Счи­та­ет­ся, что А. – глав­ный на зем­ле в пе­ри­од ме­ж­ду нир­ва­ной Буд­ды Шакь­я­му­ни и ро­ж­де­ни­ем буд­ды бу­ду­ще­го — Майт­реи.

Вернуться к началу