Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГИ́ЛФОРД

  • рубрика

    Рубрика: Психология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 123

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ГИ́ЛФОРД (Guilford) Джой Пол (7.3.1897, Мар­кетт, штат Не­бра­ска – 26.11.1987, Лос-Анд­же­лес), амер. пси­хо­лог. Чл. Нац. АН США (1954). Учил­ся в ун-те Не­бра­ски и Кор­нелл­ском ун-те под рук. Э. Б. Тит­че­не­ра. В 1928–40 проф. в ун-те Не­бра­ски, в 1940–62 проф. пси­хо­ло­гии Юж­но-Ка­ли­фор­ний­ско­го ун-та. Один из ли­де­ров пси­хо­мет­рич. на­прав­ле­ния в ис­сле­до­ва­ни­ях мыш­ле­ния и лич­но­сти. Ана­ли­зи­руя разл. ком­по­нен­ты мыс­ли­тель­ной дея­тель­но­сти с по­мо­щью фак­тор­но­го ана­ли­за, в 1959 пред­ло­жил мо­дель струк­ту­ры ин­тел­лек­та в ви­де трёх­мер­ной мат­ри­цы («куб Г.»), со­глас­но ко­то­рой ин­тел­лект пред­став­ля­ет со­бой слож­ную сис­те­му, вклю­чаю­щую 120 разл. спо­соб­но­стей, ка­ж­дая из ко­то­рых ха­рак­те­ри­зу­ет­ся тре­мя сто­ро­на­ми: опе­ра­ция­ми (напр., за­по­ми­на­ние, оце­ни­ва­ние), со­дер­жа­ни­ем (об­раз­ное, сим­во­лич., се­ман­тич., по­ве­ден­че­ское) и ре­зуль­та­том (напр., эле­мен­ты, от­но­ше­ния, при­ме­не­ние). Опи­ра­ясь на эту мо­дель, Г. ру­ко­во­дил раз­ра­бот­кой пси­хо­ло­гич. тес­тов ин­ди­ви­ду­аль­ной спе­ци­фи­ки мыш­ле­ния (бы­ли раз­ра­бо­та­ны ди­аг­но­стич. сред­ст­ва для боль­шин­ст­ва вы­де­лен­ных им спо­соб­но­стей) и творч. спо­соб­но­стей. Осо­бый ин­те­рес вы­зва­ли пред­ло­жен­ные Г. ме­то­ди­ки ис­сле­до­ва­ния ди­вер­гент­но­го (твор­че­ско­го) мыш­ле­ния, ко­то­рое Г. про­ти­во­пос­та­вил кон­вер­гент­но­му (ал­го­рит­ми­че­ско­му) мыш­ле­нию как про­цесс ре­ше­ния за­дач, не имею­щих един­ст­вен­но вер­но­го от­ве­та и стан­дарт­но­го пу­ти ре­ше­ния.

Г. рас­смат­ри­вал лич­ность и мо­ти­ва­цию, по­доб­но ин­тел­лек­ту, как со­че­та­ние мно­же­ст­ва спе­ци­фич. па­ра­мет­ров (черт лич­но­сти и по­треб­но­стей), ко­то­рые он по­пы­тал­ся све­сти к не­сколь­ким ба­зо­вым фак­то­рам.

Соч.: Psychometric methods. N. Y., 1936; Fun­damental statistics in psychology and education. N. Y., 1942; Personality. N. Y., 1959; Три сто­ро­ны ин­тел­лек­та // Пси­хо­ло­гия мыш­ле­ния. М., 1965; The nature of human intelligence. N. Y., 1967; The analysis of intelligence. N. Y., 1971 (with R. Hoepfner).

Вернуться к началу