Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КУ́ЛИ

  • рубрика

    Рубрика: Психология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 292

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. Г. Подвойский

КУ́ЛИ (Cooley) Чарлз Хор­тон (17.8.1864, Анн-Ар­бор, штат Ми­чи­ган – 7.5.1929, там же), амер. со­цио­лог и со­ци­аль­ный пси­хо­лог. Окон­чил Ми­чи­ган­ский ун-т (1887), в ко­то­ром пре­по­да­вал с 1892 до кон­ца жиз­ни (проф. с 1907); в 1918 пре­зи­дент Амер. со­цио­ло­гич. об­ще­ст­ва.

К. рас­смат­ри­вал «че­ло­ве­че­скую при­ро­ду» как един­ст­во «со­ци­аль­но­го» и «ин­ди­ви­ду­аль­но­го», а об­ще­ст­во как це­ло­ст­ный ор­га­низм, об­ла­даю­щий мен­таль­но­стью («боль­шим соз­на­ни­ем»), скла­ды­ваю­щей­ся в т. ч. из пред­став­ле­ний лю­дей об их вза­им­ном по­ве­де­нии. Че­ло­ве­че­ское соз­на­ние на­пол­ня­ют «пред­став­ле­ния пред­став­ле­ний», т. е. «на­ши пред­став­ле­ния о пред­став­ле­ни­ях дру­гих о нас». «Кол­лек­тив­но во­об­ра­жае­мая» ре­аль­ность об­ще­ст­ва из­ме­ня­ет­ся вслед за из­ме­не­ни­ем че­ло­ве­че­ских пред­став­ле­ний, ко­то­рые эво­лю­цио­ни­ру­ют к боль­шей ра­цио­наль­но­сти, по­зво­ляю­щей луч­ше при­спо­саб­ли­вать­ся к ус­ло­ви­ям су­ще­ст­во­ва­ния.

Пред­став­ле­ние че­ло­ве­ка о се­бе («чув­ст­во Я», впо­след­ст­вии на­зван­ное иден­тич­но­стью) фор­ми­ру­ет­ся в про­цес­се об­ще­ния и ус­вое­ния мне­ний ок­ру­жаю­щих об этом че­ло­ве­ке. Со­глас­но раз­ра­бо­тан­ной К. тео­рии «зер­каль­но­го Я», др. лю­ди по­доб­ны «зер­ка­лам», смо­трясь в ко­то­рые че­ло­век соз­да­ёт пред­став­ле­ние о сво­ём Я. Я есть про­дукт во­об­ра­же­ния; мы суть то, что мы ду­ма­ем о се­бе, стре­мясь вос­при­нять то, что ду­ма­ют о нас дру­гие.

Че­ло­век как про­дукт со­циа­ли­за­ции фор­ми­ру­ет­ся и наи­бо­лее аде­к­ват­но осу­ще­ст­в­ля­ет се­бя как це­ло­ст­ная лич­ность в «пер­вич­ных груп­пах» (се­мье, об­щи­не и т. п.), ко­то­рые в от­ли­чие от «вто­рич­ных» (ин­сти­ту­цио­наль­ных) со­ци­аль­ных об­ра­зо­ва­ний ес­те­ст­вен­ны, воз­ни­ка­ют не­про­из­воль­но, а не соз­да­ют­ся спе­ци­аль­но с к.-л. ра­цио­наль­ны­ми це­ля­ми; они уни­вер­саль­ны, т. е. име­ют ме­сто у всех на­ро­дов, во все вре­ме­на, и не­по­сред­ст­вен­ны, ос­но­ва­ны на лич­ных кон­так­тах, эмо­цио­наль­но ок­ра­ше­ны.

В пер­вич­ных груп­пах, це­мен­ти­рую­щих со­ци­аль­ный по­ря­док на мик­ро­уров­не, че­ло­век ус­ваи­ва­ет ба­зо­вые цен­но­сти и нор­мы, про­ни­ка­ет­ся «чув­ст­вом Мы» и об­ре­та­ет своё Я. Вто­рич­ные же струк­ту­ры, до­ми­ни­рую­щие в совр. об­ще­ст­ве, име­ют ис­кус­ст­вен­ный и фор­маль­ный ха­рак­тер, че­ло­век пред­ста­ёт в них лишь как но­си­тель спе­ци­фич. ро­лей со­ци­аль­ных.

К. явил­ся од­ним из ос­но­во­по­лож­ни­ков пси­хо­ло­гии ма­лых групп и со­цио­ло­гии лич­но­сти. Мн. идеи К. по­лу­чи­ли раз­ви­тие в ра­бо­тах Дж. Г. Ми­да и др., а кон­цеп­ция «зер­каль­но­го Я» ста­ла впо­след­ст­вии смы­сло­вым ядром сим­во­ли­че­ско­го ин­те­рак­цио­низ­ма.

Соч.: Life and the student. N. Y.; L., 1927; Sociological theory and social research. N. Y., 1930; Social organization: a study of the larger mind. N. Y., 1962; Social process. Carbondale, 1966; Об­ще­ст­вен­ная ор­га­ни­за­ция. Изу­че­ние уг­луб­лен­но­го ра­зу­ма // Тек­сты по ис­то­рии со­цио­ло­гии XIX–XX вв. Хре­сто­ма­тия. М., 1994; Со­ци­аль­ная са­мость; Пер­вич­ные груп­пы // Аме­ри­кан­ская со­цио­ло­ги­че­ская мысль: Тек­сты. М., 1994; Че­ло­ве­че­ская при­ро­да и со­ци­аль­ный по­ря­док. М., 2000.

Лит.: Jandy E. C. C. H. Cooley: his life and his social theory. N. Y., 1942; Ко­зер Л. Мас­те­ра со­цио­ло­ги­че­ской мыс­ли. М., 2006; Jacobs G. C. H. Cooley: imagining social reality. Am­herst, 2006.

Вернуться к началу