Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОГНИТИ́ВНЫЕ СТИ́ЛИ

  • рубрика

    Рубрика: Психология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 399

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КОГНИТИ́ВНЫЕ СТИ́ЛИ, ус­той­чи­вые ин­ди­ви­ду­аль­ные осо­бен­но­сти по­зна­ват. стра­те­гий и ус­та­но­вок в про­цес­сах вос­при­ятия, ана­ли­за, ка­те­го­ри­за­ции, оце­ни­ва­ния про­ис­хо­дя­ще­го. Обыч­но по­ня­тие «К. с.» ис­поль­зу­ет­ся, что­бы обо­зна­чить ти­пы лю­дей, про­ти­во­пос­тав­лен­ные по к.-л. при­зна­ку, свя­зан­но­му с осо­бен­но­стя­ми их по­зна­ват. ак­тив­но­сти (ко­ор­ди­на­ции и ре­гу­ля­ции ба­зо­вых ког­ни­тив­ных про­цес­сов) и из­ме­ряе­мо­му спе­ци­аль­но по­доб­ран­ны­ми тес­та­ми. К. с. тес­но свя­за­ны с мо­ти­ва­ци­он­но-аф­фек­тив­ной сфе­рой и яв­ля­ют­ся ре­зуль­та­том лич­но­ст­ной ор­га­ни­за­ции в це­лом, а не про­сто ха­рак­те­ри­сти­кой по­зна­ват. сфе­ры.

К. с. би­по­ляр­ны – ка­ж­дый из них опи­сы­ва­ет­ся за счёт об­ра­ще­ния к двум край­ним фор­мам ин­тел­лек­ту­аль­но­го по­ве­де­ния. Ча­ще все­го вы­де­ля­ют 10–20 К. с., та­ких как по­ле­за­ви­си­мость – по­ле­не­зави­си­мость (склон­ность боль­ше до­ве­рять внеш­ним на­гляд­ным впе­чат­ле­ни­ям в про­ти­во­по­лож­ность склон­но­сти боль­ше по­ла­гать­ся на внутр. кри­те­рии и це­ли); им­пуль­сив­ность – реф­лек­тив­ность (склон­ность бы­ст­ро вы­дви­гать ги­по­те­зы в си­туа­ции не­оп­ре­де­лён­но­сти, с рис­ком оши­бить­ся, в про­ти­во­по­лож­ность склон­но­сти к за­мед­лен­но­му тем­пу реа­ги­ро­ва­ния, по­сле тща­тель­но­го ана­ли­за си­туа­ции); ана­ли­тич­ность – син­те­тич­ность (склон­ность ори­ен­ти­ро­вать­ся на раз­ли­чия объ­ек­тов, об­ра­щать вни­ма­ние на де­та­ли в про­ти­во­по­лож­ность склон­но­сти ори­ен­ти­ро­вать­ся на сход­ст­во и обоб­щать).

На­ря­ду с соб­ст­вен­но К. с., в пси­хо­ло­гич. тео­рии и прак­ти­ке ис­поль­зу­ют­ся та­кие кон­ст­рук­ты, как «сти­ли мыш­ле­ния» (напр., ис­пол­ни­тель­ный, за­ко­но­да­тель­ный и оце­ноч­ный), «сти­ли по­зна­ния» (напр., эм­пи­ри­че­ский, ра­цио­на­ли­сти­че­ский и ме­та­фо­ри­че­ский), «сти­ли обу­че­ния» (напр., дея­тель­но­ст­ный, ори­ен­ти­ро­ван­ный на прак­ти­ку, и ана­ли­ти­че­ский, ори­ен­ти­ро­ван­ный на тео­ре­тич. ана­лиз ин­фор­ма­ции).

Лит.: Witkin H. A., Goodenough D. R. Cogni­tive styles: essence and origins. N. Y., 1981; Шку­ра­то­ва И. П. Ког­ни­тив­ный стиль и об­ще­ние. Рос­тов н/Д., 1994; Хо­лод­ная М. А. Ког­ни­тив­ные сти­ли. М., 2002; Zhang L. F., Stern­berg R. S. The nature of intellectual sty­les. Mahwah; L., 2006.

Вернуться к началу