Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЛАПАРЕ́Д

  • рубрика

    Рубрика: Психология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 215

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КЛАПАРЕ́Д (Claparède) Эду­ар (24.3.1873, Же­не­ва – 29.9.1940, там же), швейц. пси­хо­лог и пе­да­гог. В 1897 окон­чил Же­нев­ский ун-т, ра­бо­тал в нём с 1904 (проф. с 1915). Ос­но­ва­тель Пе­да­го­гич. ин-та им. Ж. Ж. Рус­со в Же­не­ве (1912), став­ше­го ме­ж­ду­нар. цен­тром экс­пе­рим. ис­сле­до­ва­ний в об­лас­ти пе­да­го­гич. пси­холо­гии. Осн. ра­бо­ты К. по­свя­ще­ны про­бле­мам раз­ви­тия пси­хи­ки ре­бён­ка. Рас­смат­ри­вая пси­хич. яв­ле­ния с точ­ки зре­ния вы­пол­няе­мой ими функ­ции в жиз­нен­ном про­цес­се, счи­тал, что раз­ви­тие ин­тел­лек­та и во­ли свя­за­но с удов­ле­тво­ре­ни­ем тех или иных по­треб­но­стей ор­га­низ­ма, при­чём соз­на­тель­ные ак­ты воз­ни­ка­ют, ко­гда на пу­ти ав­то­ма­тич. дей­ст­вий встре­ча­ет­ся к.-л. пре­пят­ст­вие. Идея К. о ка­че­ст­вен­но раз­лич­ных уров­нях в он­то­ге­не­зе про­цес­са обоб­ще­ния ока­за­ла влия­ние на кон­цеп­ции Ж. Пиа­же и Л. С. Вы­гот­ско­го. Из­вест­ность по­лу­чи­ли так­же ра­бо­ты К. о па­мя­ти, сто­яв­шие у ис­то­ков совр. кон­цеп­ции раз­де­ле­ния па­мя­ти на экс­пли­цит­ную (вер­ба­ли­зуе­мую) и им­пли­цит­ную.

Соч.: L’association des idées. P., 1903; Про­фес­сио­наль­ная ори­ен­та­ция, ее про­бле­мы и ме­то­ды. М., 1925; Как оп­ре­де­лять ум­ст­вен­ные спо­соб­но­сти школь­ни­ков. Л., 1927; L’éduca­tion fonctionelle. P., 1931; Пси­хо­ло­гия ре­бен­ка и экс­пе­ри­мен­таль­ная пе­да­го­ги­ка. 2-е изд. М., 2007.

Вернуться к началу