Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИНИЦИА́ЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИ́Я

  • рубрика

    Рубрика: Психология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 380

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. В. Архангельская, А. А. Пузырей

ИНИЦИА́ЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИ́Я (от лат. initio – на­чи­нать, от­кры­вать до­ро­гу к тай­но­му, по­свя­щать), на­прав­ле­ние гу­ма­ни­стич. пси­хо­те­ра­пии, упо­доб­ляю­щее ста­нов­ле­ние и раз­ви­тие че­ло­ве­ка дви­же­нию по пу­ти ини­циа­ции и ви­дя­щее свою за­да­чу в по­мо­щи че­ло­ве­ку в рас­кры­тии его ду­хов­ной при­ро­ды. Ини­циа­ция в дан­ном слу­чае оз­на­ча­ет по­свя­ще­ние не во внеш­нее че­ло­ве­ку тай­ное зна­ние, а об­ре­те­ние ду­шев­но-ду­хов­ной зре­ло­сти че­рез на­чаль­ное «про­бу­ж­де­ние» че­ло­ве­ка, внут­рен­нюю «смерть» его преж­не­го («вет­хо­го») су­ще­ст­ва и, на­ко­нец, его воз­ро­ж­де­ние в ка­че­ст­ве но­вой, соб­ст­вен­но ду­хов­ной лич­но­сти.

Ро­до­на­чаль­ник И. п. – нем. пси­хо­лог К. Ф. Дюрк­хайм (1896–1988), уче­ние и прак­ти­ка пси­хо­те­ра­пев­тич. ра­бо­ты ко­то­ро­го сло­жи­лись на пе­ре­се­че­нии идей К. Г. Юн­га, нем. пси­хо­ло­га Ф. Крю­ге­ра, М. Хай­дег­ге­ра и дзен-буд­диз­ма (Дюрк­хайм про­вёл 10 лет в Япо­нии, где обу­чал­ся прак­ти­ке дзен). В 1951 Дюрк­хай­мом и его же­ной М. Гип­пи­ус в Тодт­мос-Рют­те (м. Шварц­вальд, Гер­ма­ния) был соз­дан центр ини­ци­аль­ной пси­хо­те­ра­пии.

Осн. ме­то­да­ми И. п. ста­ли пред­ло­жен­ная Гип­пи­ус осо­бая фор­ма «ве­до­мо­го» ри­со­ва­ния (при ко­то­ром ста­вит­ся за­да­ча не вы­ра­же­ния го­то­вых об­ра­зов, а вы­сво­бо­ж­де­ния спон­тан­но ро­ж­даю­щих­ся в дан­ный мо­мент дви­же­ний) и вве­дён­ная Дюрк­хай­мом ра­бо­та с ду­шев­ным ми­ром че­ло­ве­ка че­рез при­кос­но­ве­ния к его те­лу – «ляйб-те­ра­пия» (от нем. Leib – оду­шев­лён­ное те­ло). Ряд ме­то­дов И. п. (ра­бо­та с ме­чом, стрель­ба из лу­ка, си­дя­чая ме­ди­та­ция, кал­ли­гра­фия и др.) пред­став­ля­ют со­бой мо­ди­фи­ка­ции прак­тик дзен. Все ме­то­ды И. п. яв­ля­ют­ся «диа­ло­ги­че­ски­ми» (т. е. вклю­чаю­щи­ми опыт встре­чи «Я – Ты», см. Диа­лог) фор­ма­ми ме­ди­та­ции, в ко­то­рых пси­хо­те­ра­певт вы­сту­па­ет в ка­че­ст­ве «про­вод­ни­ка» или ду­хов­но­го на­став­ни­ка.

Лит.: Дюрк­хайм К. Ф. О двой­ст­вен­ном про­ис­хо­ж­де­нии че­ло­ве­ка. СПб., 1992; он же. Внут­рен­ний об­раз и фор­ма во­пло­ще­ния // Мо­с­ков­ский пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ский жур­нал. 2003. № 2; Буя­кас Т. М. Ини­ци­аль­ный путь раз­ви­тия лич­но­сти: воз­мож­но­сти пси­хо­ло­ги­че­ской ра­бо­ты // Во­про­сы пси­хо­ло­гии. 2003. № 5.

Вернуться к началу