Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЗО́НА БЛИЖА́ЙШЕГО РАЗВИ́ТИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Психология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 543

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. Ф. Обухова

ЗО́НА БЛИЖА́ЙШЕГО РАЗВИ́ТИЯ, рас­хо­ж­де­ние ме­ж­ду уров­нем ак­ту­аль­но­го пси­хич. раз­ви­тия ре­бён­ка (сте­пе­нью труд­но­сти за­дач, ре­шае­мых им са­мо­стоя­тель­но) и уров­нем его по­тен­ци­аль­но­го раз­ви­тия, дос­ти­гае­мо­го им при ре­ше­нии за­дач в со­труд­ни­че­ст­ве со взрос­лым или свер­ст­ни­ка­ми. По­ня­тие вве­де­но Л. С. Вы­гот­ским в свя­зи с ана­ли­зом про­цес­са со­зре­ва­ния выс­ших пси­хи­че­ских функ­ций. Со­глас­но Вы­гот­ско­му, обу­че­ние долж­но не толь­ко опи­рать­ся на дос­тиг­ну­тый уро­вень раз­ви­тия ре­бён­ка, но и ори­ен­ти­ро­вать­ся на со­зре­ваю­щие функ­ции (З. б. р.), сле­дуя впе­ре­ди раз­ви­тия и иг­рая в нём ве­ду­щую роль. Оп­ре­де­ле­ние З. б. р. по­зво­ля­ет ди­аг­но­сти­ро­вать пси­хич. раз­ви­тие де­тей, их ин­ди­ви­ду­аль­ные раз­ли­чия, де­лать про­гно­зы и пе­да­го­гич. ре­ко­мен­да­ции.

Лит.: Children’s learning in the «Zone of pro­ximal development» / Ed. B. Rogoff, J. V. Wertsch. S. F., 1984; Вы­гот­ский Л. С. Пси­хо­ло­гия раз­ви­тия ре­бен­ка. М., 2003.

Вернуться к началу