Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДУ́НКЕР

  • рубрика

    Рубрика: Психология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 414

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Б. М. Величковский

ДУ́НКЕР (Duncker) Карл (2.2.1903, Лейп­циг – 23.2.1940, Нью-Хей­вен, штат Кон­нек­ти­кут, США), нем. пси­хо­лог, пред­ста­ви­тель геш­тальт­пси­хо­ло­гии. Сын вид­но­го нем. ком­му­ни­ста Г. Дун­ке­ра. Учил­ся в Бер­лин­ском ун-те (1923–28) и ун-те Клар­ка (Вус­тер, штат Мас­са­чу­сетс, США, 1925–26) под рук. М. Верт­хай­ме­ра и В. Кё­ле­ра. Уже в ди­плом­ной ра­бо­те (1926) на­ме­тил но­вые под­хо­ды к изу­че­нию творч. мыш­ле­ния, пред­ло­жив ряд клас­сич. за­дач, ис­поль­зуе­мых в ког­ни­тив­ных ис­сле­до­ва­ни­ях до­ны­не. В дис­сер­та­ции (1929) про­де­мон­ст­ри­ро­вал от­но­си­тель­ность вос­при­ятия дви­же­ния и его за­ви­си­мость от пси­хо­ло­гич. сис­тем от­счё­та (при­сут­ст­вую­щих в по­ле зре­ния объ­ек­тов). С 1930, ра­бо­тая ас­си­стен­том Кё­ле­ра в Пси­хо­ло­гич. ин-те в Бер­ли­не, изу­чал про­цес­сы мыш­ле­ния с по­мо­щью ме­то­дов рас­су­ж­де­ния вслух и на­во­дя­щей за­да­чи. По­ка­зал, что по­ни­ма­ние за­да­чи про­ис­хо­дит по­сте­пен­но, со­про­во­ж­да­ет­ся пе­ре­фор­му­ли­ро­ва­ни­ем ус­ло­вий до тех пор, по­ка не на­хо­дит­ся фор­му­ли­ров­ка, для ко­то­рой есть сред­ст­ва ре­ше­ния. Т. о., ре­ше­ние за­да­чи со­сто­ит из творч. фа­зы на­хо­ж­де­ния прин­ци­па («функ­цио­наль­ное ре­ше­ние») и тех­нич. фа­зы реа­ли­за­ции. От­крыл эф­фект «функ­цио­наль­ной за­кре­п­лён­но­сти»: при­выч­ное ис­поль­зо­ва­ние объ­ек­тов с тру­дом под­да­ёт­ся изме­не­нию. В 1935 по по­ли­тич. при­чи­нам был из­гнан из Бер­лин­ско­го ун-та и эмиг­ри­ро­вал в Ве­ли­ко­бри­та­нию, ра­бо­тал у Ф. Барт­лет­та (1936), за­тем пе­ре­ехал в США (1938), где об­ра­тил­ся к про­бле­мам меж­куль­тур­ных раз­ли­чий, мо­ти­ва­ции по­ве­де­ния и пси­хо­ло­гии мо­ра­ли. На фо­не раз­ви­ваю­ще­го­ся де­прес­сив­но­го за­бо­ле­ва­ния по­кон­чил с со­бой.

Соч.: Über induzierte Bewegung // Psy­cho­lo­gi­sche Forschung. 1929. № 12; Zur Psy­cho­lo­gie des produktiven Denkens. B., 1935; Ethical relativity? An enquiry into the psychology of ethics // Mind. 1939. New series. Vol. 48. № 1; On pleasure, emotion, and striving // Philoso­phy and Phenomenological Research. 1941/1942. Vol. 1. № 4; Ка­че­ст­вен­ное (экс­пе­ри­мен­таль­ное и тео­ре­ти­че­ское) ис­сле­до­ва­ние про­дук­тив­но­го мыш­ле­ния. Пси­хо­ло­гия про­дук­тив­но­го (твор­че­ско­го) мыш­ле­ния // Пси­хо­ло­гия мыш­ле­ния. М., 1965.

Лит.: Brett King D., Cox M., Wertheimer M. K. Duncker – productive problems with beau­ti­ful solutions // Gestalt Theory. 2003. Vol. 25. № 1/2.

Вернуться к началу