Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДРУ́ЖБА

  • рубрика

    Рубрика: Психология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 367

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. С. Кон

ДРУ́ЖБА, один из ви­дов лич­ных от­но­шений, ос­но­ван­ный на вза­им­ной при­вя­зан­но­сти, ду­хов­ной бли­зо­сти, общно­сти ин­те­ре­сов. В про­ти­во­по­лож­ность функ­цио­наль­ным, де­ло­вым от­но­ше­ни­ям, где один че­ло­век ис­поль­зу­ет дру­го­го как сред­ст­во для дос­ти­же­ния ка­кой-то сво­ей це­ли, Д. са­мо­цен­на и са­ма по се­бе яв­ля­ет­ся бла­гом; дру­зья по­мо­га­ют друг дру­гу бес­ко­ры­ст­но. В от­ли­чие от кров­но­род­ст­вен­ной, се­мей­ной бли­зо­сти и от то­ва­ри­ще­ст­ва, чле­ны ко­то­ро­го свя­за­ны об­щей при­над­леж­но­стью и уза­ми груп­по­вой со­ли­дар­но­сти, Д. ин­ди­ви­ду­аль­но-из­би­ра­тель­на, сво­бод­на и ос­но­ва­на на вза­им­ной сим­па­тии. От по­верх­но­ст­но­го при­ятель­ст­ва Д. от­ли­ча­ет глу­бо­кое, ин­тим­ное от­но­ше­ние, пред­по­ла­гаю­щее не толь­ко вер­ность и взаи­мо­по­мощь, но и внут­рен­нюю бли­зость, от­кро­вен­ность, до­ве­рие, лю­бовь.

Хо­тя все на­ро­ды во все вре­ме­на по­чи­та­ли Д. ве­ли­чай­шей со­ци­аль­ной и нрав­ст­вен­ной цен­но­стью, «под­лин­ная Д.» не­из­мен­но счи­та­лась край­не ред­кой, бо­лее свой­ст­вен­ной иде­аль­ным от­но­ше­ни­ям ме­ж­ду людь­ми в про­шлом. Од­на­ко ис­то­ри­ко-со­цио­ло­гич. ис­сле­до­ва­ния де­мон­ст­ри­ру­ют не столь­ко «ос­ку­де­ние» дру­же­ских чувств и от­но­ше­ний, сколь­ко ус­лож­не­ние и пси­хо­ло­ги­за­цию их кри­те­ри­ев. Мно­го­знач­ность по­ня­тия «Д.» от­ра­жа­ет мно­го­гран­ность меж­лич­но­ст­ных взаи­мо­от­но­ше­ний. Со­от­но­ше­ние экс­прес­сив­ных (взаи­мо­по­ни­ма­ние) и ин­ст­ру­мен­таль­ных (взаи­мо­по­мощь) цен­но­стей друж­бы име­ет свой по­ло­воз­ра­ст­ной ас­пект. Дет­ская Д. ос­но­ва­на на эмо­цио­наль­ной сим­па­тии, об­щих ин­те­ре­сах и со­вме­ст­ной дея­тель­но­сти. В под­ро­ст­ко­вом воз­рас­те эти цен­но­сти до­пол­ня­ют­ся и по­сте­пен­но бо­лее не­об­хо­ди­мы­ми ста­но­вят­ся эмо­цио­наль­ная под­держ­ка и взаи­мо­по­ни­ма­ние. По­треб­ность в alter Ego («вто­ром Я») дос­ти­га­ет куль­ми­на­ции в ран­ней юно­сти. В даль­ней­шем, по ме­ре взрос­ле­ния, Д. ут­ра­чи­ва­ет эту то­таль­ность, час­тич­но ус­ту­пая ме­сто лю­бов­ным, се­мей­ным и иным при­вя­зан­но­стям. Тра­ди­ци­он­ный ка­нон, ухо­дя­щий кор­ня­ми в ан­тич­ность, счи­тал Д. ис­клю­чи­тель­но муж­ской доб­ро­де­те­лью. За­кры­тые муж­ские со­об­ще­ст­ва и Д. име­ли свя­щен­ное, са­краль­ное зна­че­ние. Вер­ность сво­ей муж­ской груп­пе – важ­ней­шая нрав­ст­вен­ная цен­ность маль­чи­ков и юно­шей. Жен­щи­ны опи­сы­ва­ют Д. в бо­лее тон­ких пси­хо­ло­гич. тер­ми­нах, под­чёр­ки­вая цен­ность до­ве­рия, эмо­цио­наль­ной под­держ­ки и ин­тим­но­сти, то­гда как муж­чи­ны ак­цен­ти­ру­ют со­ли­дар­ность и взаи­мо­по­мощь.

Лит.: Аль­бе­ро­ни Ф. Друж­ба и лю­бовь. М., 1991; Кон И. С. Друж­ба. М., 2005.

Вернуться к началу