Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВОСПИТА́НИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Психология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 738

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ВОСПИТА́НИЕ, це­ле­на­прав­лен­ное соз­да­ние ус­ло­вий для раз­ви­тия лич­но­сти и её со­от­вет­ст­вия цен­но­стям и ин­те­ре­сам об­ще­ст­ва. В. на­прав­ле­но на фор­ми­ро­ва­ние как по­ве­де­ния (напр., на ов­ла­де­ние свои­ми эмо­ция­ми), так и лич­но­ст­но-смы­сло­вых ком­по­нен­тов пси­хи­ки. В. в ши­ро­ком смыс­ле по­ни­ма­ют как влия­ние об­ще­ст­ва на лич­ность, ото­жде­ст­в­ляя его с со­циа­ли­за­ци­ей (ок­ру­жаю­щий мир яв­ля­ет­ся для ре­бён­ка еди­ной об­ра­зо­ват. сре­дой: его вос­пи­ты­ва­ет се­мья, шко­ла, не­фор­маль­ный круг об­ще­ния, сред­ст­ва мас­со­вой ин­фор­ма­ции и т. п.); в узком смыс­ле В. – од­на из сто­рон об­разо­ва­ния (на­ря­ду с обу­че­ни­ем), це­ле­на­прав­лен­ная дея­тель­ность, при­зван­ная фор­ми­ро­вать у де­тей сис­те­му ка­честв лич­но­сти, взгля­дов, убе­ж­де­ний и т. п. По­ми­мо об­ра­зо­ват. ра­бо­ты, В. вклю­ча­ет ор­га­ни­за­цию жиз­не­дея­тель­но­сти вос­пи­туе­мых в уч­ре­ж­де­ни­ях и груп­пах, соз­даю­щих ус­ло­вия для их об­ще­ния и уча­стия в по­зна­ва­тель­ной, ду­хов­ной, пред­мет­но-прак­тич., иг­ро­вой, спор­тив­ной дея­тель­но­сти. Осо­бую роль в В. игра­ет ис­кус­ст­во, раз­ви­ваю­щее эмо­цио­наль­но-об­раз­ную сфе­ру лич­но­сти и творч. спо­соб­но­сти.

Це­ли и со­дер­жа­ние В. спе­ци­фич­ны для разл. эпох, со­ци­аль­ных сис­тем и кон­крет­ных ин­сти­ту­тов В. Про­цесс В. пред­став­ля­ет со­бой не пря­мое воз­дей­ст­вие на че­ло­ве­ка, а взаи­мо­дей­ст­вие ак­тив­но ре­шаю­ще­го свои про­бле­мы вос­пи­тан­ни­ка с разл. людь­ми, груп­па­ми и ин­сти­ту­та­ми В., в ко­то­ром про­ис­хо­дит об­мен ин­фор­ма­ци­ей, спо­со­ба­ми дея­тель­но­сти и об­ще­ния, цен­но­ст­ны­ми ори­ен­та­ция­ми, со­ци­аль­ны­ми ус­та­нов­ка­ми и т. п. Эф­фек­тив­ность это­го взаи­мо­дей­ст­вия (диа­ло­га вос­пи­та­те­лей и вос­пи­тан­ни­ков) оп­ре­де­ля­ет­ся тем, ка­кие лич­но­сти в нём уча­ст­ву­ют, на­сколь­ко они спо­соб­ны от­ве­тить на за­про­сы друг дру­га. В про­цес­се В. про­ис­хо­дит ин­те­рио­ри­за­ция струк­тур и пра­вил со­ци­аль­ной дея­тель­но­сти (т. е. их пре­об­ра­зо­ва­ние во внутр. струк­ту­ры пси­хи­ки, ре­гу­ли­рую­щие дея­тель­ность че­ло­ве­ка) и экс­те­рио­ри­за­ция (пре­об­ра­зо­ва­ние внутр. струк­тур пси­хи­ки в кон­крет­ное по­ве­де­ние). В за­ви­си­мо­сти от ус­ло­вий и це­лей В. при­ме­ня­ет­ся мно­же­ст­во сис­тем, прин­ци­пов и ме­то­дов В. (убе­ж­де­ние, по­ощ­ре­ние, при­ну­ж­де­ние, при­мер, иг­ра, труд, со­рев­но­ва­ние, кри­ти­ка и т. п.).

По ин­сти­ту­цио­наль­но­му при­зна­ку вы­де­ля­ют се­мей­ное, школь­ное, вне­шко­ль­ное, кон­фес­сио­наль­ное В. и др. По до­ми­ни­рую­щим прин­ци­пам и ха­рак­те­ру от­но­ше­ний вос­пи­та­те­лей и вос­пи­туе­мых вы­де­ля­ют ав­то­ри­тар­ный, сво­бод­ный и др. сти­ли В. По со­дер­жа­нию вы­де­ля­ют ум­ст­вен­ное, фи­зич., тру­до­вое, нрав­ст­вен­ное, эс­те­тич., по­ло­вое В. и др. См. так­же Сво­бод­ное вос­пи­та­ние.

Лит.: Кон И. С. Но­вое пе­да­го­ги­чес­кое мыш­ле­ние. М., 1989; он же. Ре­бе­нок и об­ще­ст­во. М., 2003; Ки­не­лев В. Г., Ми­ро­нов В. Б. Об­ра­зо­ва­ние, вос­пи­та­ние, куль­ту­ра в ис­то­рии ци­ви­ли­за­ций. М., 1998; Род­жерс К., Фрей­берг Д. Сво­бо­да учи­ть­ся. М., 2002; Гип­пен­рей­тер Ю. Б. Об­щать­ся с ре­бен­ком. Как? М., 2004; Ушин­ский К. Че­ло­век как пред­мет вос­пи­та­ния. М., 2004; Фре­бель Ф. Бу­дем жить для на­ших де­тей. М., 2005; Кор­чак Я. Как лю­бить ре­бен­ка. Ека­те­рин­бург, 2005.

Вернуться к началу