Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БИ́НСВАНГЕР

  • рубрика

    Рубрика: Психология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 483

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. М. Руткевич

БИ́НСВАНГЕР (Binswanger) Люд­виг (13.4.1881, Кройц­лин­ген, Швей­ца­рия – 5.2.1966, там же), швейц. пси­хи­атр, пси­хо­лог, фи­ло­соф, ос­но­во­по­лож­ник эк­зи­стен­ци­аль­ной пси­хо­ло­гии. Сын О. Бин­сван­ге­ра. Мед. об­разо­ва­ние по­лу­чил в ун-тах Ло­зан­ны и Гей­дель­бер­га, в 1906 ра­бо­тал в пси­хи­ат­рич. кли­ни­ке Бург­хёль­цли Цю­рих­ско­го ун-та под рук. Э. Блей­ле­ра и К. Г. Юн­га. В 1911–56 ди­рек­тор пси­хи­ат­рич. ле­чеб­ни­цы Бель­вю в Кройц­лин­ге­не.

Был близ­ким дру­гом З. Фрей­да, од­ним из пер­вых стал при­ме­нять пси­хо­ана­лиз, од­на­ко уже в 1910–20-х гг., отвер­гая био­ло­гизм и де­тер­ми­низм в трак­тов­ке бес­соз­на­тель­но­го, пы­тал­ся пе­ре­ос­мыс­лить уче­ние З. Фрей­да и осн. про­бле­мы пси­хи­ат­рии в ду­хе нео­кан­ти­ан­ст­ва, по­ни­маю­щей пси­хо­ло­гии В. Диль­тея и Э. Шпран­ге­ра, фе­но­ме­но­ло­гии Э. Гус­сер­ля и М. Ше­ле­ра («Вве­де­ние в об­щую пси­хо­ло­гию» – «Einfü hrung in die Probleme der allgemeinen Psychologie», 1922). По­сле вы­хо­да в 1927 «Бы­тия и вре­ме­ни» М. Хай­дег­ге­ра на ос­но­ве из­ло­жен­ной в ней эк­зи­стен­ци­аль­ной ана­ли­ти­ки Б. раз­вил «эк­зи­стен­ци­аль­ный ана­лиз» (Daseinsanalyse), со­глас­но ко­то­ро­му пси­хич. здо­ро­вье как вы­ра­же­ние «под­лин­но­го» су­ще­ст­во­ва­ния пред­по­ла­га­ет един­ст­во трёх мо­ду­сов эк­зи­стен­ции (со­от­вет­ст­вую­щих трём из­ме­ре­ни­ям вре­ме­ни) при до­ми­ни­ро­ва­нии «про­ек­та», транс­цен­ди­ро­ва­ния, сво­бод­но­го вы­бо­ра (бу­ду­щее вре­мя). Ес­ли от­кры­тость бу­ду­ще­му ис­че­за­ет, то ин­ди­вид на­чи­нает объ­яс­нять про­ис­хо­дя­щее с ним как ре­зуль­тат де­тер­ми­на­ции про­шлы­ми со­бы­тия­ми, а не собств. ак­та­ми вы­бо­ра: до­ми­ни­ру­ет мо­дус «за­бро­шен­но­сти» (про­шлое). Нев­ро­тич. и пси­хо­тич. сим­пто­мы не яв­ля­ют­ся, по Б., след­ст­вия­ми фи­зио­ло­гич. из­ме­не­ний или дет­ских фик­са­ций и иден­ти­фи­ка­ций; по­след­ние обу­слов­ле­ны из­на­чаль­ным «су­же­ни­ем» го­ри­зон­та ви­де­ния, так что часть фе­но­ме­нов ос­та­ёт­ся за его пре­де­ла­ми и не мо­жет «те­ма­ти­зи­ро­вать­ся»; вы­ра­же­ни­ем это­го и яв­ля­ют­ся сим­пто­мы. Че­ло­век пе­ре­ста­ёт вос­при­ни­мать своё су­ще­ст­во­ва­ние в ста­нов­ле­нии, не ви­дит воз­мож­но­стей бы­тия и кон­сти­туи­ру­ет ста­ти­че­ски за­кон­чен­ные «ми­ры». За­да­ча пси­хо­те­ра­пев­та – рас­ши­рить го­ри­зонт ви­де­ния и по­мочь па­ци­ен­ту осу­ще­ст­вить ау­тен­тич­ный вы­бор. В ка­че­ст­ве кри­те­рия пси­хи­ческого здо­ро­вья Б. вы­дви­га­ет не­пре­рыв­ность са­мо­ста­нов­ле­ния, пре­одо­ле­ваю­ще­го ог­ра­ниченность любой идеи или идео­ло­гии, идеа­ла, чув­ст­ва, же­ла­ния, пла­на и т. п.

В гл. фи­лос. ра­бо­те «Ос­нов­ные фор­мы и по­зна­ние че­ло­ве­че­ско­го су­ще­ст­во­ва­ния» («Grundformen und Erkenntnis des menschlichen Daseins», 1942) Б. с по­зи­ций пер­со­на­лиз­ма под­вер­га­ет кри­ти­ке М. Хай­дег­ге­ра в ду­хе идей М. Бу­бе­ра, М. Ше­ле­ра, С. Л. Фран­ка (с кото­рым его свя­зы­ва­ли дру­же­ские от­но­ше­ния). Хай­дег­ге­ров­ская кон­цеп­ция «забо­ты» (по Б. – вер­ное изо­бра­же­ние су­ще­ст­во­ва­ния в со­циу­ме) до­пол­ня­ет­ся у Б. уче­ни­ем о лю­бов­ном «бы­тии-друг-с-дру­гом»: мир за­бо­ты пре­одо­ле­ва­ет­ся в «бы­тии-над-ми­ром», люб­ви (ага­пе).

Соч.: Ausgewählte Vorträge und Aufsätze. Bern, 1947–1955. Bd 1–2; Drei Formen miß­glückten Daseins. Tüb., 1956; Schizophrenie. Pfullingen, 1957; Wahn. Pfullingen, 1965; Бы­тие-в-ми­ре. М.; СПб., 1999.

Вернуться к началу