БИ́НСВАНГЕР
-
Рубрика: Психология
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БИ́НСВАНГЕР (Binswanger) Людвиг (13.4.1881, Кройцлинген, Швейцария – 5.2.1966, там же), швейц. психиатр, психолог, философ, основоположник экзистенциальной психологии. Сын О. Бинсвангера. Мед. образование получил в ун-тах Лозанны и Гейдельберга, в 1906 работал в психиатрич. клинике Бургхёльцли Цюрихского ун-та под рук. Э. Блейлера и К. Г. Юнга. В 1911–56 директор психиатрич. лечебницы Бельвю в Кройцлингене.
Был близким другом З. Фрейда, одним из первых стал применять психоанализ, однако уже в 1910–20-х гг., отвергая биологизм и детерминизм в трактовке бессознательного, пытался переосмыслить учение З. Фрейда и осн. проблемы психиатрии в духе неокантианства, понимающей психологии В. Дильтея и Э. Шпрангера, феноменологии Э. Гуссерля и М. Шелера («Введение в общую психологию» – «Einfü hrung in die Probleme der allgemeinen Psychologie», 1922). После выхода в 1927 «Бытия и времени» М. Хайдеггера на основе изложенной в ней экзистенциальной аналитики Б. развил «экзистенциальный анализ» (Daseinsanalyse), согласно которому психич. здоровье как выражение «подлинного» существования предполагает единство трёх модусов экзистенции (соответствующих трём измерениям времени) при доминировании «проекта», трансцендирования, свободного выбора (будущее время). Если открытость будущему исчезает, то индивид начинает объяснять происходящее с ним как результат детерминации прошлыми событиями, а не собств. актами выбора: доминирует модус «заброшенности» (прошлое). Невротич. и психотич. симптомы не являются, по Б., следствиями физиологич. изменений или детских фиксаций и идентификаций; последние обусловлены изначальным «сужением» горизонта видения, так что часть феноменов остаётся за его пределами и не может «тематизироваться»; выражением этого и являются симптомы. Человек перестаёт воспринимать своё существование в становлении, не видит возможностей бытия и конституирует статически законченные «миры». Задача психотерапевта – расширить горизонт видения и помочь пациенту осуществить аутентичный выбор. В качестве критерия психического здоровья Б. выдвигает непрерывность самостановления, преодолевающего ограниченность любой идеи или идеологии, идеала, чувства, желания, плана и т. п.
В гл. филос. работе «Основные формы и познание человеческого существования» («Grundformen und Erkenntnis des menschlichen Daseins», 1942) Б. с позиций персонализма подвергает критике М. Хайдеггера в духе идей М. Бубера, М. Шелера, С. Л. Франка (с которым его связывали дружеские отношения). Хайдеггеровская концепция «заботы» (по Б. – верное изображение существования в социуме) дополняется у Б. учением о любовном «бытии-друг-с-другом»: мир заботы преодолевается в «бытии-над-миром», любви (агапе).