Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПРОКО́ШКИН

  • рубрика

    Рубрика: Физика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 577

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ПРОКО́ШКИН Юрий Дмит­рие­вич (19.12.1929, Мо­ск­ва – 1.3.1997, Про­тви­но), рос. фи­зик, акад. РАН (1990). Окон­чил МГУ (1952). В 1953–63 ра­бо­тал в Объ­еди­нён­ном ин-те ядер­ных ис­сле­до­ва­ний (Дуб­на), с 1963 – в Ин-те фи­зи­ки вы­со­ких энер­гий (Про­тви­но). Осн. ра­бо­ты в об­лас­ти фи­зи­ки эле­мен­тар­ных час­тиц. Ис­сле­до­вал об­ра­зо­ва­ние π-ме­зо­нов в ну­клон-ну­клон­ных взаи­мо­дей­ст­ви­ях, изу­чал про­цес­сы β-рас­па­да π-ме­зо­нов. Совм. с дру­ги­ми экс­пе­ри­мен­таль­но ус­та­но­вил (1962) за­кон со­хра­не­ния век­тор­но­го то­ка в сла­бых взаи­мо­дей­ст­ви­ях ад­ро­нов. Ус­та­но­вил (совм. с со­труд­ни­ка­ми, 1969), что при взаи­мо­дей­ст­вии час­тиц вы­со­кой энер­гии от­но­си­тель­ные се­че­ния об­ра­зо­ва­ния силь­но­взаи­мо­дей­ст­вую­щих час­тиц яв­ля­ют­ся уни­вер­саль­ны­ми функ­ция­ми при­ве­дён­но­го им­пуль­са (т. н. мас­штаб­ная ин­ва­ри­ант­ность се­че­ний об­ра­зо­ва­ния ад­ро­нов); по­лу­чил (1970) яд­ро ан­ти­ге­лия-3. Экс­пе­ри­мен­таль­но ус­та­но­вил (1971), что пол­ные се­че­ния взаи­мо­дей­ст­вия про­то­нов, π- и K-ме­зо­нов с ну­кло­на­ми пе­ре­ста­ют умень­шать­ся в диа­па­зо­не энер­гий 25–65 ГэВ, а пол­ные се­че­ния взаи­мо­дей­ст­вия K+-ме­зо­нов с ну­кло­на­ми на­чи­на­ют воз­рас­тать с уве­ли­че­ни­ем энер­гии (т. н. сер­пу­хов­ской эф­фект). Об­нару­жил (совм. с со­труд­ни­ка­ми, 1975) ме­зон со спи­ном 4. Под рук. П. раз­ра­бо­тан ком­плекс уни­каль­ной экс­пе­рим. ап­па­ра­ту­ры (га­зо­вые диф­фе­рен­ци­аль­ные и по­ро­го­вые че­рен­ков­ские счёт­чи­ки с ре­корд­ным раз­ре­ше­ни­ем и др.), по­строе­ны круп­ные го­до­ско­пи­че­ские ав­то­ма­ти­зир. мно­го­фо­тон­ные спек­тро­мет­ры для ре­ги­ст­ра­ции час­тиц. Ле­нин­ская пр. (1986). Зо­ло­тая ме­даль им. И. В. Кур­ча­то­ва АН СССР (1965).

Вернуться к началу